Филологические науки/2.Риторика и стилистика

Максютенко Е.В.

Днепропетровский национальный университет, Украина

Биографическая составляющая парадигмы авторства

в «Тристраме Шенди» Лоренса Стерна

В течение столетия, последовавшего за публикацией «Тристрама Шенди» (1759–1767) и «Сентиментального путешествия» (1768) Л. Стерна, в литературной науке сложились сходные исследовательские принципы, предполагавшие возможность идентификации творческой установки писателя, приемов и форм воплощения художественной воли автора-творца в целом произведения, хотя в то же время предметом сознательной теоретической актуализации проблема авторства так и не стала на протяжении многих лет.

Одной из центральных идей об эстетически опосредованном проявлении смысловой упорядоченности романистики Стерна для многих литературоведов в течение длительного периода, охватывающего XIX ст. (П. Фитцджеральд,
Г. Такерман, Г. Трейлл и др.) [2; 6; 7], станет биографическая составляющая жизни писателя, что во многом изначально предопределит понимание прозы Стерна с помощью устойчивых содержательно-формальных признаков жанра, интереса специалистов к внутритекстовой поэтологической функции биографизма, а также осмысления культурологического потенциала автобиографизма в создании публично-зрелищного «жизненного текста» автором.

Видение стерновских текстов через оптику биографии автора меняется во времени, и хотя постоянно нарастает понимание комического сдвига в формуле жанра, пренебрегающего исторической достоверностью, все же сохранит свою привлекательность по настоящее время (Ф. Доногью, 1996; Дж. А. Стивенсон,
1994; А. Кемпбелл Росс, 2001) [1; 4; 5], даже несмотря на то, что каждый из филологов, интересующихся прозой Стерна, едва ли наивно полагает, что «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие» основаны на буквальной фактографии, и скорее являют собой беллетризованный способ представления в культуре неповторимости человеческого существования, где доминирует выстроенный в канонах  иронико-биографического мифа взгляд на жизнь человека как сферу творчества.

Литературоведы, не отвергающие биографической составляющей в акте прояснения художественного смысла прозы Стерна, все же не могут поставить обретение его полноты лишь в зависимость от репрезентации важной, но не исчерпывающей сложность текстопостроения грани его историко-реального бытия, опосредованно преображенного в поэтологическом строе произведения. Поэтому процедура распознавания «внутреннего» смысла прозы Стерна по его внешним знакам (жанрово-стилевые приметы творчества романиста) объединит деятельность многих филологов в достаточно объемном сегменте времени
(П. Фитцджеральд, 1864; Г. Трейлл, 1887; У. Кросс, 1919; Т. Йоселофф, 1945;
Л. Хартли, 1968; Г. Флюшер, 1961; Д. Томсон, 1972; А. Кеш, 1975, 1986;
Ф. Доногью, 1996; А. Кемпбелл Росс, 2001; П. де Вугд, 2004 и др.), которые общими усилиями накопят определенный опыт в описании художественного решения «рисунка» авторства в творчестве Стерна. Правда, долгие годы они едва ли решатся систематизировать свои наблюдения и сделать проблему автора центральной в собственных исследованиях.   

Лишь в 40-е гг. ХХ ст. концепт авторства в творчестве Стерна впервые будет заявлен как самостоятельная научная тема (Б. Леман, 1941) [3]. До этого момента более полутора столетий интерес к идее авторства в романистике Стерна сосредоточится вокруг двух взаимодополняющих граней представлений об авторе в литературоведческой мысли того времени, где присутствует понимание единичности личности художника, его жизненного опыта, определяющих неповторимость, единичность «облика» произведения. Эти две составляющие авторской парадигмы, важные для литературных критиков, сближаются ими, а уникальность психологической натуры сочинителя, его творческий дар проецируют на оригинальность авторской стилевой манеры, в то время как биографический материал используют как основу для комментирования и объяснения содержательно-смыслового целого текстов Стерна. Литературоведы (П. Фитцджеральд, Г. Трейлл, У. Кросс,
Дж. Сейнтсбери, К. Воен, Г. Рид, М. Нидлмен, У. Бредли Отис, У. Уоткинс и др.) пока еще не обладают богатством гибкого научного словаря для описания категории авторства и довольствуются лишь предварительной эмпирической моделью именного историко-литературного феномена, неустойчивой, выстроенной на основании беглых зарисовок, минуя теоретическую доказательность.  

Литература:

 

1.     Donoghue F. “I wrote not to be fed but to be famous” : Laurence Sterne / F. Donoghue // The Fame-Machine : Book Reviewing and Eighteenth-Century Literary Careers / Frank Donoghue. – Stanford : Stanford University Press, 1996. – P. 56–85.

2.     Fitzgerald P. The Life of Laurence Sterne / P. Fitzgerald.  – L. : Chatto and Windus, 1906. – 431 p.

3.     Lehman B. Of Time, Personality, and the Author : A Study of “Tristram Shandy” : Comedy / Ben Lehman // Essays in the 18th Century Novel / [ed. by R. Spector]. – Bloomington ; L., 1986. – P. 165– 184.

4.     Ross I. C. Laurence Sterne : A Life / Ian Campbell Ross. – Oxford : Oxford University Press, 2001. – 498 p.

5.     Stevenson J. A. Sterne : Comedian and Experimental Novelist /
J. A. Stevenson // The Columbia History of the British Novel / [ed. by
J. Richetti]. – N.Y. : Columbia University Press, 1994. – P. 154–179.

6.     Traill H. Sterne / Henry Traill. – Режим       доступу      : http://www.blackmask.com/thatway/books154c/strail.htm

7.     Tuckerman H. The Sentimentalist. Laurence Sterne / H. Tuckerman //  Essays, Biographical and Critical ; or, Studies of Character / H. Tuckerman. – Boston : Phillips, Sampson and Company, 1857. – P. 315–341.