Сексенбаева Гульзира Ашимхановна,

д.и.н., доцент Казахского национальногопедагогического университета им. Абая

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Роль и значение аудиовизуальных документов

Проблемы удовлетворения потребностей исторической науки в источниковой информации требуют постоянного поиска и познания создаваемых в обществе документальных ресурсов. В Х1Х столетии информационное существование человечества, помимо знаковых, начертательных форм документирования, начали дополняться отличными от них, нетрадиционными формами документов, исходными видами которых, являлись фото- и кинодокументы. Современное документоведение по признаку социально-культурной значимости относит аудиовизуальные документы к артефактным документам, имеющим особое историческое, художественное и культурологическое значение. В современном обществе, где создается значительное количество аудиовизуальных документов, они выполняют целый ряд взаимосвязанных функции информационно-пропагандистского, социального, познавательного, эстетического характера.

Аудиовизуальные источники обладают своим собственным языком, своей особой системой передачи социальной информации, уникальными возможностями в образном отражении действительности. Сегодня трудно переоценить роль аудиовизуальных документов в духовной жизни общества, его идеологическое и нравственно-эстетическое воздействие на массовую аудиторию. Преимущество аудиовизуальных документов по сравнению с традиционными (бумажными), является бесспорным фактом, так как они не только обеспечивают адекватное фиксирование и тиражирование образной и звуковой информации, но и обеспечивают эмоциональную основу, эффект присутствия при восприятии информации.

С точки зрения источниковедения, непреходящая ценность аудиовизуальных документов состоит в том, что они значительно обогащают палитру познания прошлого, присущим только им языком – языком света, цвета, позы, жеста, пластики, звука, мгновения, динамики, протяженности, объема и др.

Полифункциональность «новых» документов, его способность выполнять множество общественных и специфических задач в соответствии с разнообразными потребностями общества в информации, знаниях, позволили рассматривать аудиовизуальные документы как источник информации, средство социальной коммуникации.

Уже в 1898 году польский фотограф и кинооператор Б. Матушевский  назвав свою брошюру: «Новый источник истории. О создании хранилища кинодокументов», пытался дать теоретическое и практическое осмысление научно-познавательных возможностей кинодокументов. Старейший режиссер английского документального кино Артур Элтон писал, что он намерен «рассматривать кино как источник того же материала для исторической науки, каким являются палимпсест и пергамент, иероглиф и руна, глиняная плита и свиток».

Аудиовизуальные архивы как хранилища социальной памяти

Понимание значения и ценности информации на новых носителях актуализируют проблемы их безопасного и бережного хранения. Так, государственный архив Канады в 1908 году организует секцию при архиве для хранения самых старых фотографии из коллекции частных лиц, представляющие исторический интерес.  В 1913 году в Турции создан Центр фильма и фотографии, где отложились большие фонды кинофотодокументов общеисторического значения, касающиеся войн ХIХ столетия. Подобные коллекции фотоматериалов концентрируются в Королевском Лондонском военном музее, библиотеке конгресса США (фотографии о гражданской войне). В 1913 году в России дискутируется законопроект о создании государственного хранилища кинематографических лент. Россия явилась фактически одной их первых стран мира, где проблема организации хранения кинодокументов и близких к ним фотографических коллекции и звукозаписей была осуществлена на государственном уровне. В соответствии с декретом СНК РСФСР «О передаче Центральному архиву РСФСР негативов фотоснимков и кинофильмов, имеющих историко-революционный интерес» от 4 февраля 1926 года все произведенные хроникально-документальные съемки объявлялись собственностью государства и подлежали передаче в государственное хранилище. Положение об архивном управлении РСФСР 1929 года включил кинофотофонодокументы в состав Государственного архивного фонда (ГАФ) страны. В нем также были предусмотрены важнейшие моменты для того времени и весьма актуальные в наши дни, связанные с государственным учетом этих документов, применительно к деятельности как государственных учреждений, так и частных лиц, а также с организацией работы по комплектованию ими специализированных архивов. В 30-40-е годы специализированные архивы организуются практически во всех советских республиках. В Казахстане подобный архив был создан в 1943 году. Аудиовизуальные документы согласно Закона Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах» от 22 декабря 1998 года входят в состав Национального архивного фонда страны и являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Казахстана и охраняется государством в качестве национального достояния.

Перспективы использования аудиовизуальных источников

В рамках интересующейся нас проблемы, отметим, что к концу XX столетия гуманитарная отрасль научного знания в своем антропологическом аспекте пополнилась целым рядом научных направлений (историческая антропология, социальная антропология, культурная антропология, структурная антропология и др.). Среди различных антропологических дисциплин выделяется «визуальная антропология», чьи научные интересы непосредственно распространяются  на те стороны человеческой деятельности, которые могут быть зафиксированы аудиовизуальными средствами. В сегодняшней ситуации визуальная антропология, это – культурологическая деятельность, в которой взаимодействуют экранное искусство, гуманитарные науки и информационные технологии и которая направлена на получение и внедрение в социальную практику информации о различных сторонах культуры. Синтетическая природа визуальной антропологии, в которой органично сочетаются выразительные возможности современного искусства и достижения наук о человеке, ориентирована на изучении человека во всем многообразии его личных и социально-природных проявлений.     

Визуальная антропология - междисциплинарная наука, с ее помощью возникает возможность заново прочесть многое из той знаковой системы, которая содержится в духовной культуре. Зафиксированный аутентичный материал дает объективную запись, документально точную картину, где присутствует, помимо прочего, временная характеристика изображаемого, где можно почувствовать атмосферу, в которой происходит действие. Использование визуального метода в единстве с применением методов других гуманитарных наук существенно расширяет возможности проникновения в существо изучаемых процессов, позволяет не только описывать, реконструировать и анализировать, но и видеть многообразные элементы культуры в реальном времени.

В исторической, этнографической и культурологической литературе до сих пор не существует единого мнения относительно объекта этого научного направления. Сегодня большинство исследователей, отвергая вкладываемый  в понятие «визуальная антропология» -  «этнографическое или антропологическое кино», подчеркивают, что «аудиовизуальная антропология» - это огромный объем разнообразной информации, повседневно создаваемой преимущественно на пленочных или цифровых носителях информации (фотографии, различного рода звукозаписи, реклама, дизайн, архитектура и т.п.). В рамках единства гуманитарного знания и познания «жизненного мира» человека, визуальная антропология как самостоятельное направление в своей художественной специфичности определенным образом раскрывают способы культурного освоения реального мира. Визуальная антропология включает в сферу внимания исследований общественную психологию, общественное сознание и внутренний духовный мир людей, массовую культуру, нравы, образ жизни, историю семьи и быта, изучение жизни так называемого «простого человека», повседневной деятельности обычных людей.

Признание историками и архивистами существование этой проблемы способствовало оживлению интереса к записанным на магнитную ленту устным свидетельствам участников и очевидцев событий.  В национальном архиве в настоящее время осуществляют ряд программ по интервьюированию лиц, представляющих различные слои казахстанского общества – от политических деятелей до рядовых граждан: рабочих, студентов, представителей национальных и религиозных меньшинств и др. В наших реалиях, возможности «живой истории» реализуются ещё далеко недостаточно  и причину, на наш взгляд, следует видеть в сдерживающем влиянии традиционных представлений о естественно отложившихся источниках как единственной эмпирической основе исторического знания.  

Восполнение информационных лакун с помощью таких систем документирования действительности, как устная история и семейные биографии, остается актуальной для национального аудиовизуального архива, которому предстоит специальная разработка методики такой работы.

Отдавая должное роли и месту «визуальной антропологии» в формировании и развитии современного исторического знания, надеемся, что, казахстанское историческое сообщество при освещении всех сторон нашей многомерной истории не обойдет вниманием и аудиовизуальные источники, ведь складывание представлений о развитии цивилизации не может и не должно базироваться на одном, даже очень крупном, массиве исторических источников, как письменные.