К.п.н. Монд О.-Л.
ООО Театральный центр «Арт-Вояж XXI век», г.
Москва, Россия
Системный подход в
формировании понятия «здоровье голоса»
у лиц «речевых»
специальностей на примере вокалистов.
Лица «речевых» специальностей – артисты,
вокалисты, дикторы, педагоги и др. неизбежно сталкиваются в своей
профессиональной деятельности с проблемами
сохранения здоровья голоса. Из
вышеперечисленных профессий самые большие проблемы возникают у вокалистов. К
сожалению, вопросам гигиены голоса в учебных заведениях уделяется мало внимания.
[1]. Следствием этого становится
неправильная эксплуатация голоса, приводящая как к острым, так и
хроническим заболеваниям, что требует лечения у врача (фониатра, отоларинголога, фонопеда). И уже на начальных
этапах процесса обучения у студентов складывается отношение к проблеме поддержания функции фонации в рабочем состоянии как
медицинской. [2].
На наш
взгляд, здоровье голоса певца является педагогической
проблемой, которой в музыкальных вузах, учреждениях системы среднего профессионального
образования, заведениях, работающих с вокалистами в системе постдипломного и
дополнительного образования должно отводиться важное место. [3]. При этом понятие «здоровье голоса»
для певца должно быть полисистемным. [4]. Нельзя изолированно рассматривать
проблему здоровья голоса, оставив в стороне функциональное благополучие других
органов и систем человеческого организма. Однако для учебного процесса
вокалистов принципиально важным становится разработка системы мероприятий по
сохранению здоровья голоса, а также выработка практических навыков по его
поддержанию. В качестве основополагающих составляющих понятия «здоровье голоса» певца нам
представляется целесообразным выделение профилактики (специфической и неспецифической) заболеваний дыхательной
системы, гигиены голоса и реабилитации речевых функций. На рисунке 1
представлена разработанная нами инегративная модель здоровья голоса вокалиста,
в которой профилактика, гигиена и реабилитация и мониторинг здоровья являются системообразующими элементами.
Рис. 1. – Интегративная модель здоровья голоса певца
Если сведения о способах и сроках
проведения тех или иных профилактических мероприятий, а также принципах гигиены тела и санитарно-гигиенических требованиях, предъявляемых к состоянию жилых
и офисных помещений для лиц различных специальностей изучены и изложены в
соответствующих учебных пособиях, разработанных для студентов медицинских вузов
и могут быть использованы в педагогическом процессе для подготовки вокалистов,
то профилактика профессиональных заболеваний, реабилитация голоса и мониторинг здоровья вокалиста на сегодняшний день не имеют достаточного
научного обоснования. Помимо распространенного списка ограничений в части
нагрузок на голосовой аппарат, отдельных продуктов, способных принести вред организму в целом и органам фонации в
частности, система сохранения здоровья голоса певца не разработана.[5].
Практический
опыт подготовки вокалистов мюзикла позволил нам сформулировать принципы
педагогического подхода к проблеме здоровья голоса. Во-первых, голос необходимо
уметь готовить как к эксплуатации, так
и к рекреации, для чего вокалист должен быть обучен специальным комплексам
типа warm up и
warm off. Эксплуатация голоса должна производиться строго в
соответствии с индивидуальными возможностями, особенностями строения певческого
аппарата и уровнем профессиональной подготовки. Во-вторых, у учащихся необходимо
формировать установку на ценность сохранения их рабочего инструмента - голоса в
рабочем состоянии, что требует неукоснительного исполнения целого ряда профилактических мероприятий и гигиенических
требований. В-третьих, голосовой аппарат необходимо контролировать: как путем
оценки анатомо-функционального состояния (осмотр врача-фониатра), так и
мониторинга звука (компьютерные методы диагностики). Соблюдение этих принципов
вместе с актуализированными практическими навыками, сформированными в процессе
обучении вокальными педагогами, обеспечат не только здоровье, но и долголетие
голоса. [6]. Пренебрежение знаниями и правилами поведения певца по отношению к
своему голосу приводят к
катастрофическим последствиям, о чем учащиеся должны постоянно помнить.
Понятие «здоровье голоса» для вокалиста не
должно носить абстрактный характер, а представлять собой часть базиса его
профессиональной подготовки. Решение этой задачи в первую очередь лежит на
педагогах по вокалу, которые несут персональную ответственность не только за
художественно-исполнительский уровень мастерства, но и формирование у будущих певцов профессиональных навыков поддержания здоровья голоса. [7].
Литература:
1.
Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 4-е изд. – СПб:Лань, 2004.
– с. 192.
2.
Егоров А.М. Гигиена голоса и физиологические основы. – М.:Музгиз, 1962. – с.74
3.
Монд О.-Л. Здоровье голоса певца как педагогическая проблема./ В сб. трудов VI Международной научно-практической конференции
«Актуальные вопросы модернизации российского образования», г. Таганрог, 30
сентября 2010.-М.: Спутник, 2010, с. 163-166.
4.
Монд О.-Л. Значение комплексного
подхода в профессиональной подготовке вокалиста для развития отечественного
мюзикла./Исторические, философские, политические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №2, 2010, с.
53-58.
5.
Монд О.-Л. Здоровье голоса певца. М.: Фортуна ЭЛ, 2011. – с. 224.
6.
Монд О.-Л. Перспективы развития школ
мюзикла как базового элемента системы дополнительного профессионального
образования вокалистов./Дополнительное
профессиональное образование: традиции и инновации: монография/коллектив
авторов; под ред. проф. В.В.Огурцова, Красноярск: СибГТУ, 2010, с.193-204.
7.
Монд О.-Л. Теория и практика
здоровьесбережения голоса вокалистов./В сб. материалов Международной
научно-практической конференции «Социальные науки и общественное здоровье:
теоретические подходы, эмпирические исследования, практические решения». Пенза
– Москва – Витебск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011, 20-21 апреля,
с. 32-36.