Кшебет Сергей - студент МС-3                                            Научный руководитель

колледжа Луганского государственного                              Крупко О.С.

института культуры и искусств

 

РАБОТА НАД СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ В ФОРТЕПИАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

 

Стиль в музыке, как и в других видах искусства — это проявление характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее [3, с.36].

Музыкальный стиль — это «третье начало», это основной посредник, стоящий между музыкой и воспринимающим ее человеком [5, с. 365].

Явление музыкального стиля выступает и как цель познания музыки, и как средство её понимания. В процессе занятий над конкретным произведением музыкант познает стиль автора и создает адекватную интерпретацию.

«Знания стилевых особенностей никогда не связывают исполнителя, а, напротив, окрыляют его» [4, с. 120].

Г.Г. Нейгауз называл музыкальный вкус «совестью» исполнителя. Чувство стиля формирует в душе исполнителя внутренний закон, подсказывающий ему, что он может позволить себе, исполняя музыку данного автора, а что — нет.

Исполнение, верное стилю — это знак душевной и духовной культуры, а она не возникает сама по себе. Ее нужно терпеливо и умело создавать, не нарушая органики внутреннего мира музыканта.

Исполнение произведения является формой существования любого музыкального произведения. Сколько бы ни выступали композиторы против «интерпретации» своих сочинений, как это было на рубеже XIX и XX столетий, они должны были «отпустить» свои творения жить в «большом времени» (Бахтин М.М.) — ведь жизнь человека конечна, музыка же бессмертна.

При работе над стилевыми особенностями произведения вырабатываются основные принципы:

1.                      Относиться к стилю автора как к миру, который построен на собственных закономерностях и порождает свои выразительные средства. Исполнитель должен постичь этот мир как внутреннюю норму.

2.                      Необходимо проникнуть в суть произведения и творчески воссоздать его замысел, идею.

3.                      Нужно уделять внимание основам стиля и их индивидуальному преломлению при исполнении произведения.

4.                      Все исполнительские средства должны быть обусловлены внутренними свойствами стиля композитора.

5.                      Важно учитывать исторический фактор, знать исполнительские традиции и понимать возможности отхода от них.

Методы, которые помогают воплотить на практике стилевой подход:

1. Ознакомиться с множеством произведений одного композитора, написанными им в разных жанрах. Этот метод стимулирует самостоятельный поиск музыкантом характерных элементов стиля.

2. Глубоко изучить стиль композитора на примере одного произведения с помощью стилевого анализа структуры, музыкального языка. Этот метод предполагает активную помощь педагога.

3. Внимательно рассмотреть все детали нотного текста, авторских указаний. Определение заложенных в них стилевых факторов интерпретации.

4. Важно изучить редакции текста и различные исполнительские толкования данного стиля.

5. Узнать о личности композитора, обстоятельствах, при которых было написано произведение.

6.                      Узнать больше о «духе эпохи», найти родственные проявления в живописи, литературе.

И. Гофман писал, что «под стильным исполнением музыкальной пьесы понимается такое исполнение, при котором способ выражения абсолютно соответствует ее содержанию» [1, с. 63]. Это определение, данное почти сто лет назад, фактически соответствует сегодняшнему пониманию, трактующему стиль как единство формы и содержания.

Я.И. Зак вспоминает слова художника В.А. Серова о «волшебной ошибке», делающей полотно истинным произведением искусства. Но до того, как создать такое полотно, художник непременно должен «набросать правильный портрет» [2, с. 83]. Может быть, путь от стиля к Стилю с большой буквы есть обязательное нарушение первого через его усвоение, к последующему отрицанию.

Педагог, даже будучи приверженцем одного толкования какого-либо произведения, должен быть готов к тому, что исполнитель услышит его по-другому и, может быть, его «ошибка» станет той «волшебной ошибкой», от которой потянутся нити к новому пониманию стиля.

Мы можем выделить три этапа освоения стиля: первый — формирование «стилевого чувства», второй — формирование «стилевого мышления»; третий — реализация «стилевого творчества».

Стилевой подход в обучении музыке не только развивает человека — его чувства и интеллект, повышает его нравственную воспитанность, помогает ему глубже познать человеческую культуру. Это позволяет считать стилевой подход концентрированным выражением гуманной педагогики, за которой будущее.

 

Литература

1. Гофман И.К. Фортепианная игра.— М.: Музыка, 1961.— 192 с.

2. Зак Я.И. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов // Вопросы фортепианного исполнительства. — Вып. 2.— М.: 1968.— 283 с.

3. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке.— М.: «Владос», 2003.— 248 с.

4. Советская музыка. — 1957. — №10.— 168 с.

5. Теория и методика обучения игре на фортепиано / под общ. ред. Каузовой А.Г., Николаевой А.И.— М.: «Владос», 2003.— 248 с.