Павлова Л.В.

г.Череповец

 

 

Художественное преломление образов архитектуры в театральных костюмах на занятиях по дизайну студентами художественной специальности.

 

Одной из актуальных задач педагогики изобразительного искусства и дизайна является проектирование и внедрение на практике современных культуровоспитывающих технологий. Наша опытно-экспериментальная работа по изучению архитектоники проводилась с 1999 по 2011год со студентами специальности «Изобразительное искусство» (выпускающая кафедра изобразительного искусства и методики преподавания, с 2009 г. Кафедра художественного образования)и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  с подростками, занимающимися в творческой студии театра костюма «Ренессанс» (г.Череповец). Особенностями  учебно-творческого процесса стало поэтапное изучение культурного значения архитектоники русского зодчества и народного костюма и преломление  его в собственном творчестве студентов и учащихся. Данное направление представляется перспективным в русле целостного художественно-творческого развития  молодежи, что во многом связано с уникальной способностью народного костюма хранить, преобразовывать и передавать формообразующую и содержательную информацию о целостной культуре народа от поколения к поколению. По Ю.М. Лотману, вся культура может быть представлена в виде  уникальных «текстов» и рассматриваться как феномен, способный не только хранить, но  и передавать информацию; осуществлять операции по преобразованию этой информации; образовывать новые сообщения» [1, с.35-36]. Народный костюм как явление культуры представляет собой определенный свернутый «культурный текст» и содержит глубокую «культурно-историческую» информацию о традициях, обрядах, целостном миропонимании народа [2, с.10.  ]. Исследователи Ю.Б. Борев, М.Н. Мерцалова и др.  сравнивают костюм с  архитектурой, объясняя уникальность их смыслового и внешнего значения. «Процесс прорастания старого наследия в творениях людей поздних поколений  свойственен, - по словам М.Н. Мерцаловой, - многим видам искусства, но особенно это наглядно в архитектуре и народном костюме» [2,с.10.]. Архитектоничность костюма прослеживается и в светском европейском костюме. Исследователь Ю.Б. Борев отмечает сходство силуэтных линий между архитектурой и костюмом, объясняя это стилевым единством эпох.  Другое объяснение дает М.Н.  Мерцалова: «Прежде всего архитектуру и одежду роднит то, что они изолируют человека от внешней среды. Всякий вид защиты… можно было сохранить, упрочить с помощью «магических» действий, часто зашифрованных в орнаментах, формах, цвете произведений искусства и конечно в одежде, непосредственно связанной с телом человека» [2, с.11]. Весь целостный образ мира понимался предками как некий «сакральный» женский  образ, и в соответствии с этим создавалась и праздничная одежда крестьянки, например, головной убор, символизировал небесное царство, солнце, а сам костюм – плодородную землю. Подобное отношение было и к жилищу, так, в Вологодской губернии (Кирилло-Белозерский район) крестьянская  изба внутри украшалась свободно-кистевой  росписью согласно трем ярусам, потолок олицетворял небо, средняя часть соответствовала всему живому на земле, нижняя часть и пол представлялись как зона предков.«Чем пристальнее  изучаешь народный костюм, тем больше находишь в нем  ценностей, и он становится летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам  многие сокровенные тайны и законы  красоты народного искусства» [2,с.11]. Художественные характеристики народного костюма соответствуют определению самостоятельного «художественного произведения», предложенного Ю.Б. Боревым: «Художественное произведение, равно и художественные тексты, наполняются художественными образами» [1,с. 232]. Специфика русского-народного искусства и в частности народного костюма предполагает внешнюю и внутреннюю синкретичную слитность декоративного, дизайнерского искусства фольклора, истории, традиций, обрядов, поэтому   постигать это сложное явление возможно так же с учетом взаимодействия искусств.  В нашей работе моделирование педагогического процесса было основано на максимальном привлечении условий региона и  включало в себя разнообразные формы проведения занятий, работу с различными источниками культурой информации. Так, учебный курс по дизайну,  предполагал разнообразные экскурсии посещение краеведческих музеев, фольклорную практику, работу в мастерских народных ремесел, участие в фольклорных фестивалях. Осваивая наследие народного искусства как культурно-художественный текст, студенты и студийцы обращались к изучению культуры старинного песенного и сказочного фольклора, обрядов, характерных для народных праздников Русского Севера.

При восприятии произведения искусства у зрителя возникает свое собственное  внутреннее представление и, как следствие, собственное понимание художественного образа, такой процесс философы Е.Я. Басин, Н.Н.Суворов называют встречным воображением. Художественно-творческое понимание  студентами и учащимися смысла народного искусства нашло выражение в создании новых учебно-творческих произведений, так называемых «встречных» образов, которые являются  творческим откликом на красоту и глубокий смысл народного искусства. Встречное воображение, как понимание уже существующего художественного образа может из идеального внутреннего плана проявляться - материализовываться во встречном образе любого вида искусства. Исследователь Ю.М. Лотман называет это явление « условно-адекватным переводом».В ходе работы образ архитектуры с языка изобразительного искусства - эскизной зарисовки, превращается в образ иной - персонаж одушевленный и  постепенно «выходя»  из двухмерного измерения – листа бумаги,  «переводится» на язык декоративного искусства, это выражается в эскизах-образах, объемных макетах, конструкциях.  Наиболее ярко проявляется этап - поиск средств выражения своего замысла. Для передачи  выразительности образа, воплощая намеченные  художественные задачи, обучающиеся выполняли стилизацию архитектурного силуэта  и одновременно трансформировали форму народного костюма, придавая театральному костюму «монументальный» характер. Учебные работы, включающие рисунки-эскизы, разработки макетов, моделей костюмов-образов, целостных театрализованных постановок, также стали специфическими культурными текстами. Выразительность, оригинальность учебных работ- «текстов» демонстрировала уровень совершенствования художественно- творческого развития их создателей.  Так, например, в 2010 г. обучающимися были созданы оригинальные коллекции костюмов «Берегиня» (проект) (рис.1.),который  участвовал в международном конкурсе «Русский лен», г. Вологда.  В 2011 г. создана фольклорная коллекция костюмов «Городок» (рис 2.) , которая заняла 1место в конкурсе молодежных межвузовских проектов «Моя инициатива в образовании», Череповец, ЧГУ. Коллекция «Городок» также приняла участие в международном конкурсе «Русский лен» и во всероссийском конкурсе « Золотая игла».

В целом предложенная нами практика освоения народного костюма в творческом процессе способствовала:

- активному обращению участников процесса к подлинникам художественно-культурных текстов, находящихся в краеведческих, исторических музеях, в собраниях, коллекциях;

- знакомству с художественно-творческой деятельностью современных мастеров Русского Севера;

- участию  в сезонных городских, ежегодных областных и региональных традиционных праздниках, конференциях, фестивалях, выставках, ярмарках, организованных искусствоведческих экскурсиях, фольклорных, археологических экспедициях.    

В целом изучение народного костюма как культурно-художественного текста способствует гармоничному художественно-творческому развитию участников творческого процесса.                                                                              

 

Список литературы:

 

1.Лотман Ю.М. Об искусстве: структура художественного текста. Семиотика и проблемы.  - СПб: Искусство,  1998.

2.Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - 2-е изд., перераб. и доп. – Молодая гвардия, 1988.

3. Бореев Ю.Б. Эстетика. - Ростов н\Д: Феникс, 2004.