Акмеологические аспекты психолого-педагогической подготовки
будущих специалистов
Бекжанова
Б. – Казахский Национальный
Педагогический университет
имени Абая, докторант PhD
1 курса
по специальности
«педагогика и психология».
В |
настоящее время возрастает
востребованность специалистов с вершинными уровнями продуктивности
образовательной деятельности, необходимостью повышения качества выпускников и
созданием эффективного механизма достижения продуктивных уровней в
психолого-педагогической подготовке специалистов. Основатель акмеологии Н. В.
Кузьмина отмечает, что «необходимо у всех или подавляющего большинства
выпускников профессиональных учебных заведений развивать творческую готовность
к исследованию профессиональной ситуации, самостоятельному формулированию и
решению профессиональных задач, оценке качества решения, диагностике факторов,
содействующих и препятствующих достижению вершин продуктивности,
самосовершенствованию, самокоррекции, реорганизации личности» /1/.
К. К. Роджерс /2/ рассматривает человека «как
личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую
границы своей субъективной свободы». Регулируя, расширяя границы своей свободы,
создавая себя в социальном мире и сам социальный мир в своей преобразующей
деятельности, выходя в ней за пределы вчерашних достижений, человек реализует
свою потребность самоосуществиться. В этом плане именно самореализация как
структурно-содержательный компонент онтогенеза определяет смыслосодержание
акмеологического развития, полагающего постепенный, но постоянный рост-развитие
потребности, способности и возможности творческого самовыражения субъекта как
необходимого условия саморазвития, а поэтому развития в целом, вплоть до
реально осуществляемой самореализации в действительно значимой для самого
человека и социально значимой и социально оцениваемой деятельности, в которой
он реально становится субъектом действительного социального действия, достигая
на соответствующем уровне такого развития акме, как условие перехода через
себя к себе новому, более значимому.
Ступень
зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще
называют, акме, — это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает
значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает,
насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной
области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей
действительностью личность, как супруг, как родитель, оно, вместе с тем,
никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или
меньшей вариативностью и изменчивостью.
Акмеология
всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит
человек в своем развитии, — ступени зрелости. Она определяет сходное и
различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие
действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости.
Состояние
зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое
оно, «работает» вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной
предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большой мере зависит, с каким
запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие
ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие
способности, а также какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать
его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым /3/.
При
нормально идущем процессе социализации и при воспитании будущих специалистов,
четко направленном на формирование человека как гражданина, как личности, как
профессионала, как супруга, как родителя, каждый человек на каком-то промежутке
своего жизненного пути поднимается до уровня, который оказывается вершиной в
проявлении всех этих его «ипостасей». При этом «пик» или, что то же самое,
«вершина в развитии», о которых идет речь, имеют свои особенные содержательные
характеристики и формы выражения для каждого из названных выше проявлений
человеком себя как природного и общественного существа.
Существенным
в формировании будущих специалистов является, с одной стороны, продуктивная
компетентность обучающих (специалистов образования), с другой - усилия
обучаемых, потребность каждого овладеть вершинами компетентности в самостоятельном
решении предстоящих задач /1/.
В случае же изучения системы, например,
психолого-педагогических дисциплин на первое место выходит оценка интегративного
качества соответствующей подготовки. Используется система авторских систем
деятельности в становлении продуктивной психолого-педагогической подготовки.
Результатом
психолого-педагогической подготовки должно быть целостное и интегративное
знание /4/. Будущий специалист, воспринимая учебную информацию, пропускает ее
через себя, соотносит ее с собой, определяет, в какой системе отношений он
находится, и переосмысливает ситуацию. Это ставит будущего специалиста в
положение активного познающего субъекта, и, следовательно, знание для него
приобретает определенную ценность. А когда это становится осознанным, он
стремится к приобретению не просто знания по отдельной дисциплине, а
взаимосвязанного, целостного, интегрированного знания.
В научной литературе различаются способы
интеграции, такие как «склеивание» (коллажное соединение элементов в целое,
отличающееся слабым взаимодействием и равноправным отношением элементов);
«симбиоз» (равноправное взаимодействие элементов, извлечение пользы друг от
друга при сохранении определенной зоны автономии, предполагает взаимодействие
средней силы); «размывание» (полное слияние элементов, образование однородной
целостности, характеризующееся наивысшей силой взаимодействия); «соподчинение»
(доминирование одного элемента над другим при сохранении некоторой автономии
вспомогательного компонента); «снятие» (вбирание одного элемента другим, полное
поглощение, сильное взаимодействие); «ретрансляционное сопряжение» (один
элемент (вспомогательный) является средством передачи другого (главного),
обеспечивается сильное взаимодействие).
Исходя из того, что знание должно быть
целостным, каждый способ интеграции может быть соотнесен с определенным уровнем
целостности, которые выделены на основании анализа различных подходов к решению
проблем взаимоотношений целого и частей:
1 Синкретизм
- целостность, в рамках которой нельзя выделить различные элементы.
2 Дифференциация
- это разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.
3 Суммативное
единство - целостность, где происходит объединение элементов по определенному
признаку.
4 Комплекс
- целостность, внутри которой однотипные элементы, части сохраняют
относительную автономию.
5 Синтез
- такое объединение элементов в целое, которое вызывает утрату автономии этими
элементами и определяет создание качественно новой целостности.
6 Органическая
целостность - целостность, в рамках которой существуют полифонические системы,
включающие в себя различные уровни целостностей.
В каждом конкретном случае переход с
одного этапа на другой сопровождается инверсией знаний /4/, когда
осуществляется глубокое проникновение и переход в качественно новое состояние
педагогического и психологического знания, взаимодействие рационального и
иррационального знания, наполнение обобщенных теоретических знаний личностным
смыслом и применение их в будущей профессиональной деятельности. Знание
инверсионное, в свою очередь, является знанием интегрированным.
Внешний
механизм интеграции при определенных условиях со временем преобразуется во
внутренний субъективный механизм, специфически сочетая психологическое и
педагогическое знание.
Вооружение
будущего специалиста знаниями механизмов достижения вершинных уровней
продуктивности в психолого-педагогической подготовке позволяет развивать
творческую готовность будущих специалистов к продуктивному решению предстоящих
задач /4/.
Мощный и самостоятельный
творческий интеллект, сильные и устойчивые побуждения, за которыми стоят
усвоенные человеком основные ценности жизни и культуры, несгибаемая воля,
сплавленные воедино, позволяют будущему специалисту через поступки, отвечающие
тенденциям прогресса, и через действия, которые выступают как вклад в ту
область труда, которая является для него профессиональной, подняться на
неординарную для многих вершину в своем развитии и как личности, и как субъекту
деятельности, и как индивидуальности или, если употребить термин, укоренившийся
при изучении взрослого человека, достигнуть в этом развитии ступени акме.
Литература:
1. Кузьмина
Н. В. Развитие продуктивной компетентности у специалистов
образования средствами изучения результатов собственной деятельности // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.
А. Некрасова: научно-мет. журн. Т. 13. Серия Психол. науки «Акмеология
образования». № 5. 2007. С. 4-7.
2.
Рождерс К. Клиент-центрированная
терапия. М., 1997.
3. Бодалёв А.А. Вершина
в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.:
Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
4. Пачина
Н. Н. Интеграция педагогики и психологии в
образовательном процессе университета: Автореф. канд. психол. наук. Елец,
2006.