Жаксипаева А.С.

магистр педагогики,

преподаватель колледжа Управления г. Астана

 

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Одной из важнейшей проблемой в обществе является проблема воспитания художественного и эстетического в современном образовании.

В Послании народу Казахстана 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» Президент Н. А. Назарбаев, подчеркивает необходимость качественного высшего образования, которое должно отвечать самым высоким международным требованиям.

К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране.

Особый авторитет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемые в Астане уникальным учебным заведениям, - Новый международный университет», «Специальный фонд» и «Интеллектуальные школы», которые уже успешно работают [1].

Таубаева Ш. подчеркивает, что современное образование является элементом общества и культуры, способным сохранить социокультурную специфику страны и содействовать развитию молодежи, ее интеграции в традиционную культуру, оказать помощь в выборе молодым поколением образа жизни, адекватного общечеловеческим и национальным ценностям [2, С.4].

Образование – является сложным социокультурным феноменом. С одной стороны, оно зависит от состояния конкретной культуры и тенденций ее развития; с другой - оно является инструментом проектирования культуры будущего. Осуществляя социальный заказ не подготовку к духовному производству новых членов общества, образование также является социальным институтом, решающим вопросы общественного развития [3, С.14].

Проблема воспитания в образовании относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Французский социолог Е.Дюркгейм в 1911году определил воспитание как воздействие со стороны взрослых на тех, кто еще не подготовлен к социальной жизни, с целью формирования их умственных, нравственных и физических качеств, соответствующих потребностям общества. При таком понимании воспитания подчеркивается, что ведущая роль принадлежит взрослым, выполняющим функции воспитателей, а воспитуемые являются объектом воспитания. Следует отметить, что такое понимание воспитания лежит в основе систем, относимых к авторитарным. Общую цель воспитания определяет то общество, в котором это воспитание осуществляется [4, С.7].

В исследовании Ибраевой К.Е. теория воспитания опирается на психологию личности, формирование происходит в процессе деятельности. Для того, чтобы студент выработал эстетические вкусы, взгляды, идеалы, он должен реально наблюдать прекрасное в действительности, в человеческих отношениях, в культуре, в искусстве народа. Для того, чтобы овладеть умениями и навыками эстетического воспитания учащихся, он должен применить свои теоретические знания по искусству и эстетическому воспитанию на практике. Цели и задачи определяет педагог, избирает пути, средства, методы эстетического воздействия на личность воспитуемого в зависимости от возраста, эстетической подготовленности и восприимчивости воспитуемых, их профессиональной направленности.

Объект воспитания не остается в стороне от воспитательного процесса, проявляя познавательную активность и раскрывая свой духовный потенциал.

Итак, важнейшим в образовании является эстетическое воспитание средствами искусства, которое в педагогике называют художественным воспитанием [Л.П. Печко, В.А. Сластенин, Л.В.Тодоров и др.]

Активность студентов в процессе эстетического воспитания связана с формированием положительных мотивов, которые и побуждают их к той или иной эстетической деятельности. Положительные мотивы помогут выявить то, что представляет для студента эстетическую ценность, что его привлекает, побуждает к той или иной эстетической деятельности [5, С.24].

Эстетическое воспитание- понятие, всеобъемлющее, имеющее многообразные принципы, формы и способы. Это и воспитательное воздействие труда, природы, окружающей общественной среды (семья, школа, учебное заведение, трудовой коллектив и т.д.). Если художественное воспитание предполагает только освоение совокупности знаний и мировоззренческих установок в области искусства и развитие художественно-творческих способностей, а эстетические воспитание – это формирование эстетико-ценностной ориентации личности и развитие ее эстетико-творческих возможностей, то художественно-эстетическое воспитание – это нечто среднее между этими двумя понятиями; оно несколько уже эстетического и намного шире художественного воспитания и является одним из важнейших направлений эстетического воспитания [6, С.23].

Целью художественного воспитания считают формирование художественных способностей [7]. Это  воспитание потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к художественному творчеству; оно составляет неотъемлемую часть эстетического воспитания [О.В.Дивненко]. Э.Зальвюрк приводит, среди всех остальных, следующие доводы о необходимости и значении художественного воспитания для формирования личности: физическое и духовное развитие; возвышение чувственной сферы, освобождение от низменных инстинктов; воспитание воли и характера; воспитание уступчивости и деликатности, смягчение нравов; формирование высоких духовных интересов; привитие остроты мышления; развитие детской фантазии и воображения [7, С.31].

По мнению Соболевой А.П. воспитание и образование возникают и развиваются в недрах человеческого общества как объективная необходимость.

Существующие системы образования не удовлетворяют общественные потребности, прежде всего потому, что принципы, заложенные в их основу, перестали быть созвучными новым тенденциям мирового развития. Одним из самых существенных недостатков традиционной парадигмы образования является то, что в формируемом ею естественнонаучном мировоззрении нет места этике, морали и нравственности [Т.Г.Савельева].

Таким образом, проблема актуальной темы в образовании по сегодняшний день решится путем воспитанием художественного и эстетического, воспитанием верного чувства и понимание красоты, формированием у учащихся способностей понимать и любить красоту искусства и жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1.        Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем  - новые возможности Казахстана» (г. Астана, 29 января 2010 года).

2.        Таубаева Ш. Научные основы формирования исследовательской культуры учителя общеобразовательной школы: Дис. …д.п.н.: 13.00.08. / Алматинский государственный ун-т имени Абая, Алматы -2000

3.     Савельева Т.Г. Мировоззренческие основы художественно-эстетического образования. Дис. …к. философ. н./ Красноярский  гос. тех. ун –т , Красноярск-2005, 147с.

4.     Отчет о научно-исследовательской работе. По теме: Теоретико-методологические основы проектирования модели воспитательной системы организаций образования Республики Казахстан (промежуточный). Алматы 2003.

5.     Ибраева К.Е. Формирование эстетической культуры будущих учителей средствами казахского народного музыкального искусства. Дис. …к. п. н.13.00.08./Алматинский гос. унив-т имени Абая, Алматы 2002, 143с.

6.     Кадыйрова Л.Х. Художественно – эстетическое воспитание учащихся 1-7

     классов средствами татарского декоративно – прикладного искусства:   

     Дис. …к.п.н./ Казанский гос. пед. ун –т , Казань-1999. 290с.

7. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (1пол. ХХв.) – Казань, 1997.-172с.