Педагогические науки
/3. Методические основы
воспитательного процесса
К.п.н., доцент Болотова М.И., к.п.н. Харитонова Е.В.
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический
университет», Россия
Новый подход к воспитанию в системе
дополнительного образования детей
Образовательная
политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает общие тенденции качественного
изменения состояния современного детства: «изменилось восприятие и мышление
растущего человека, сознание и речь, система ценностных ориентаций, многие
нормы и принципы поведения, потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая
сферы, пространство деятельности, структура отношений, возрастная
стратификация» [4, c.16], что требует от педагогической и психологической наук ответа на
многие вопросы, в том числе и связанные с разработкой новых направлений в
области воспитания подрастающего поколения.
Анализ
социокультурных тенденций показал, что современное общество несет определенные
риски для физического, нравственного и психического здоровья человека; для
нравственного здоровья общества; для
безопасности страны, что: а)
заостряет проблему ценностного отношения к детству; б) побуждает к поиску новых
подходов, снижающих уровень риска и обеспечивающих процессы полноценной
социализации ребенка; в) требуют переосмысления воспитательных практик,
ориентированных на оказание помощи ребенку.
Включение
воспитательного компонента в Федеральные государственные стандарты общего
образования способствовало росту социального статуса воспитания в российском
демократическом обществе и определению миссии
общеобразовательных учреждений – воспитание человека, «различающего
добро и зло, живущего в соответствии с золотым правилом нравственности,
ориентированного на благо» [3, c.1]; человека с высоким уровнем ценностно-смысловой детерминации, активной
по определению собственной позиции относительно общественно выработанной
системы ценностей, определению на этой основе смысла своего собственного
существования; обретению своего ценностно-смыслового единства с миром и самим
собой; человека, способного нести ответственность за собственный ценностный
выбор и устанавливать социально-приемлемые
отношения, что обеспечит выход нашего общества из «кризиса ценностей».
Анализ научных исследований показывает, что воспитание
приобретает особо значимую «социальную силу», являясь в значительной степени
гарантом сохранения человечества; меняется понимание воспитания: происходит поворот от толкования его как «воздействия»
к «взаимодействию» [2], к совместному бытию рефлексирующих людей, в чем
проявляется «двудоминантность характера
(бинарность) воспитания как
субъект-субъектного» – сочетающим в себе педагогическое
влияние и его рефлексивное субъектное преломление в самовоспитании человека;
воспитание приобретает характер
строительства внутреннего мира человека, способного к самоизменению в
меняющемся мире, как процесса формирования себя посредством диалога,
позволяющего не просто приобщиться к культуре, а осознать истинность результатов
собственного опыта и размышлений.
Обращение к жизнеутверждающим
идеям позитивного экзистенциализма (трактуемого
не как «философия отчаяния»,
сосредоточившаяся на кризисных состояниях человеческого существования, а как
«позитивная», дающая возможность человеку осуществить понимание своего бытия
как проекта собственных возможностей этого бытия (Аббаньяно)) как продолжения гуманистических традиций
в философии, психологии и педагогике способствовало обоснованию экзистенциально-гуманистического
направления воспитания детей [1] и выявлению ключевых опор в
обосновании ценностных и смыслопорождающих ориентиров данного направления:
- человек признается высшей ценностью, в
связи с чем, ценностью воспитательной системы является ребенок, а отношения изначально строятся на уважении к его уникальности и
автономии;
- человек
рассматривается как субъект, тесно связанный с окружающим миром и
действительностью (бытие-в-мире), который реализуется как личность только в
со-бытии с другими;
- личность
определяется тем, как она создает свое существование в мире и понимается как субъект решения
собственных экзистенциальных проблем, «открытая возможность»
самоактуализации, проект собственного бытия;
- воспитание
осмысливается как со-бытие
- совместное бытие рефлексирующих людей (взрослых
и детей), в основе воспитания находится «педагогическое понимание», т.е. проникновение в своеобразные
возможности другого бытия и непосредственное участие в нем, открывающие
возможности помощи другому человеку в раскрытии его экзистенции;
- ценностное самоопределение человека представляет собой один из механизмов
межвозрастных переходов как особой формы бытия, наиболее экзистенциальной, т.е.
глубинной и предельно выраженной формы жизни;
- основными понятиями исследуемого направления выступают: внутренний опыт, диалог, постижение, смысл
жизни, цель жизни, ценность, саморазвитие, свобода и ответственность, совесть,
вера, любовь, терпимость, уникальность и творчество.
Таким образом, именно
экзистенциально-гуманистическое
направление воспитания детей, сформированное на идеях философии
экзистенциализма и экзистенциальной антропологии, связывает воспитание с
экзистенциальной сущностью человека, решает
проблему экзистенциального равновесия.
Данное направление как один из мировоззренческих базисов развития
воспитательной системы стремится
выявить имманентную логику ценностного самоопределения растущего
человека и через эту логику рассмотреть движущие
силы, тенденции его жизнестроительства, характер творения своего бытия,
самоопределения в окружающем мире.
Данное направление воспитания особенно
актуально для системы дополнительного образования детей, так как она в силу
своей уникальности способна раскрыть личностный потенциал ребёнка, подготовить его к условиям
жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и
реализовывать свои идеи (Д.А. Медведев). Дополнительное образование детей
становится сферой социальной открытости, той детско-взрослой образовательной
общностью, в которой выращиваются деятельностные нравственные образы и
представления Будущего. Специфика учреждения дополнительного образования детей,
событийных характер воспитательного процесса позволили прийти к пониманию того,
что возможна реализация в УДОД идей трехмерной
педагогики, как педагогики знаний,
отношений и духовности с учетом событийного подхода в воспитании, так как
для этого есть все условия: ценность воспитания не только декларируется, но и
является предметом реальной заботы педагогического коллектива; ценности и нормы
поддерживает и отстаивает большая часть взрослых и детей; выстраивается
сотрудничество и общение с ребенком на основе глубокого, истинного уважения к
нему; уровень знаний, уровень отношений и уровень духовности выстраиваются
равновесно; богатый выбор содержания деятельности творческого, развивающего
характера; высокочтимость творчества; гуманные отношения; добровольность и
высокая мотивация к познанию и творчеству; адаптивный характер управления и др.
Потенциал
учреждения дополнительного образования детей, включающий
педагогический; организационно-управленческий; информационный, содержательный,
программно-методический ресурсы и
педагогические возможности, способствует
расширению экзистенциального пространство совместного
поиска смыслов и ориентиров в жизнедеятельности, позитивного видения жизненных перспектив через познание
и творчество. Участие в различных видах творческой и
социально-значимой деятельности позволяет воспитаннику сосредоточиться на самом
себе, осознать себя в социуме, что способствует развитию социально-значимых
качеств личности (социальная ответственность, социальная активность,
способность к объективной самооценке), закреплению навыков ценностного выбора, осмыслению себя как
Творца собственной жизни.
Разработанная технология организации События реализовывалась на различных уровнях: а) в процессе
организации системы воспитательных дел-событий,
заключающихся в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими
позитивный эмоциональный отклик в сознании педагогов, воспитанников и их
родителей; б) в процессе специально создаваемых педагогом событий, проблем, задач,
ситуаций, игр и т.п. на занятиях творческого объединения,
в результате которых воспитанник утверждает собственную
уникальность, самореализовывается, что позволяет ему двигаться навстречу себе и
окружающему миру, наполняя жизнь гармонией,
любовью и смыслом; содержание дополнительной образовательной
программы позволяло установить тесные связи между реальной жизнью и
явлением культуры, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе,
и их педагогическим значением.