Методика педагогической оценки слухового
восприятия неречевых звучаний у детей младшего школьного возраста с нарушениями
слуха
Федотова А.Е., старший преподаватель
кафедры коррекционной педагогики
ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева» г. Чебоксары
В статье представлена
методика педагогической оценки слухового восприятия неречевых звучаний у глухих
и слабослышащих детей младшего школьного возраста, которая включает выявление
условной двигательной реакции на неречевые звучания (бытовые шумы, шумы города,
звуки, издаваемые животными, голоса птиц,
природные шумы, звуки, издаваемые насекомыми и проявления
физиологического и эмоционального состояния человека) и их локализацию в
пространстве, различение на слух неречевых звучаний при выборе из трех, пяти и
семи; описаны условия проведения диагностических опытов, а также определены
критерии оценки состояния слухового восприятия неречевых звучаний. Материалы,
представленные в статье, ориентированы на педагогов-практиков и могут быть
использованы для изучения возможностей
восприятия глухими и слабослышащими детьми младшего школьного возраста звуков
окружающего мира с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
Современная система
формирования устной речи у учащихся специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений I и II вида (для глухих и слабослышащих детей) предполагает
интенсивное развитие слухового восприятия при постоянном использовании
различных типов электроакустической аппаратуры. В процессе специальной работы
по развитию слухового восприятия (при использовании электроакустической
аппаратуры) у всех детей, независимо от состояния их тонального слуха,
развивается способность воспринимать на слух различный речевой материал, а
также неречевые звуки окружающего мира, элементы музыки. Развивающееся в
условиях специального обучения слуховое восприятие речи, неречевых звучаний,
музыки создает у глухих и слабослышащих принципиально новую полисенсорную
основу для формирования, развития и коррекции устной речи, ориентации в звуках
окружающего мира [1].
Одним из важных
направлений образовательно-коррекционной работы является развитие восприятия
неречевых звучаний.
Развитие неречевого
слуха у детей с нарушениями слуха предполагает обучение восприятию звучаний музыкальных
инструментов и игрушек, развитие слухового восприятия музыки, ее характера,
основных средств музыкальной выразительности, звуков окружающего мира.
К настоящему времени
научно обоснована, разработана и внедрена в практику система работы по обучению
восприятию музыкальных инструментов и игрушек, развитию восприятия музыки у
детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста при использовании
звукоусиливающей аппаратуры (И.Г. Багрова, Т.К. Королевская, Г.В. Короткова,
Е.П. Кузьмичева, Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко, Е. З. Яхнина).
Однако система работы
по развитию слухового восприятия звучаний окружающего мира у глухих и
слабослышащих детей разработана недостаточно. Не изучены возможности восприятия
детьми младшего школьного возраста
звуков окружающего мира с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, не
разработана методика выявления и развития у учащихся возможностей восприятия
звучаний окружающего мира и вопросы использования сформированных умений в
образовательно-коррекционном процессе, а также для адаптации ребенка в социум.
Эффективность
коррекционной работы по развитию слухового восприятия неречевых звучаний у
глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста зависит от ряда факторов, одним из которых
является педагогическая оценка возможностей восприятия детьми звуков окружающего мира.
Предложенная система педагогической диагностики
слухового восприятия неречевых звучаний состоит из двух серий опытов. Первая серия опытов направлена выявление
условной двигательной реакции на неречевые звучания (бытовые шумы, шумы города,
звуки, издаваемые животными, голоса птиц,
природные шумы, звуки, издаваемые насекомыми и проявления
физиологического и эмоционального состояния человека) и их локализацию в
пространстве.
Опыты проводятся с детьми индивидуально не более чем
по 20-25 минут с тем, чтобы исключить влияние утомляемости на результаты
обследования.
Звуковые стимулы воспроизводятся с диска на
современном музыкальном центре. Определяется такое усиление каждого звукового
стимула, при котором обеспечивается естественное звучание предлагаемых
стимулов.
При проведении опытов используется следующий
дидактический материал: картинки с изображением источника звучания (предметов –
пылесос, телефон, машина; животных, птиц, насекомых – собака, петух, комар;
явлений природы – дождь, гром; человека – чихает, кашляет т.д.) и письменные
таблички.
Ученик воспринимает неречевые звучания и речь
сурдопедагога с помощью индивидуальных слуховых аппаратов в режиме,
определенном для постоянного ношения.
Каждый опыт состоит из двух частей: обучающей и контрольной.
В обучающей части ребенок упражняется в выполнении задания.
Сурдопедагог предъявляет образец выполнения задания. Затем ребенок выполняет
задание самостоятельно. После того как педагог убеждается, что задание ученику
понятно, проводится контрольная часть опыта.
Опыт 1. Выявление
условной двигательной реакции на неречевые звучания.
Стойкая условная двигательная реакция на звучание
выражается в том, что в момент предъявления звукового стимула ребенок реагирует
на него каким-то определенным действием: поднимает руку, перекладывает
различные предметы и т.д. Ученик умеет ждать сигнал и действует точно на начало
сигнала. При этом он может действовать молча или сопровождать движение речью.
При нестойкой
реакции на предъявленные стимулы ученик действует неуверенно, часто
двигательная реакция не совпадает с началом сигнала, у ребенка наблюдаются
межсигнальные ответы [2].
В обучающей части ребенок упражняется в выполнении
задания. Сурдопедагог предъявляет звуковой стимул (удары барабана) на
расстоянии 0,5 м. и объясняет ученику: «Слушай. Услышишь звук, подними руку».
После предъявления звучания педагог спрашивает: «Что звучало?». Если ученик
затрудняется в ответе, то педагог поясняет: «Звучит барабан» (при необходимости
использует таблички). Таким образом, вырабатывается условная двигательная
реакция на звучание.
После того, как педагог убеждается, что ученик задание
понял, проводится контрольная часть опыта. В контрольной части опыта ребенок
воспринимает неречевые звучания и выполнял аналогичное задание. Для исключения
зрительного восприятия используется ширма, за которой располагается музыкальный
центр.
Каждый звуковой стимул предъявляется ребенку три раза.
Если в ответ на предъявленное звучание ученик не выполняет соответствующее
действие, отмечаются межсигнальные ответы или ребенок дает правильный ответ
менее чем в двух случаях, расстояние уменьшается на 0,5 м. При правильном
выполнении задания в двух и более случаях расстояние вновь увеличивается на 25
см. Таким образом, определяется оптимальное расстояние, на котором у ребенка
обнаруживается стойкая условная двигательная реакция на начало сигнала и
отсутствуют межсигнальные ответы. Учитывая утомляемость учеников, неречевые
стимулы подаются сразу с наибольшего расстояния (5 м.), которое постепенно
уменьшается до оптимального.
Результаты опытов необходимо фиксировать в протоколе.
Отмечается характер двигательной
реакции (стойкая / нестойкая), расстояние, на котором выявлена условная
двигательная реакция, словесное определение неречевого звучания, а также
знакомость неречевого звучания детям.
Для оценки ответов учеников определены следующие
критерии: задание считается выполненным, если ребенок дает два правильных ответа из трех (+).
При проведении опыта нужно соблюдать следующие
правила:
1.
постоянно менять
длительность паузы между сигналами;
2.
продолжительность
обследования каждого ученика определяется в зависимости от его
работоспособности;
3.
если ученик не проявляет
интереса к выполнению задания, меняется дидактический материал.
Опыт 2. Изучение
умения локализовать звук в пространстве.
В опыте используются два музыкальных центра, которые
располагаются справа и слева ребенка за ширмами. Сурдопедагог подает сигнал то
с одного, то с другого музыкального центра, используя пульт дистанционного
управления.
В обучающей части педагог подает звучание барабана
сначала с одного музыкального центра и спрашивает: «Где звучит справа или
слева?» и сам же отвечает: «Звучит справа (слева)». Ребенок воспринимает
звучания, видя экспериментатора и слушая. Затем ребенок учится выполнять
задание самостоятельно. После того, как педагог убеждается, что задание
ребенком понято, проводится контрольная часть опыта.
В контрольной части опыта ученик воспринимает звуковые
стимулы на оптимальном расстоянии для данного звучания. Педагог располагает
руки за ширмой, чтобы исключить зрительное восприятие учеником подачи звучания
при помощи пульта дистанционного управления. После предъявления звучания
педагог спрашивает: «Где звучало?», ребенок отвечает: «Звучало справа (слева)».
Каждое звучание подается педагогом 6 раз (по три раза с каждой стороны).
Рассмотрим критерии оценки выполнения задания. Задание
считается выполненным (+), если ученик правильно локализует звуковой стимул
четыре раза из шести предъявлений, при чем не менее двух раз с каждой стороны.
Вторая серия
опытов направлена на выявление умения различать неречевые звучания.
Опыт 1. Различение
на слух неречевых звучаний при выборе из трех, пяти, семи.
В обучающей части опыта ребенок располагается за
столом на расстоянии, котором воспринимает все предложенные звучания на слух,
перед ним лежат картинки и письменные таблички, соответствующие предъявляемым
неречевым стимулам (барабан, бубен, гармошка).
Экспериментатор в момент звучания барабана
демонстрирует ребенку картинку с изображением данной музыкальной игрушки,
показывает на соответствующую письменную табличку и говорит: «Слушай. Звучит
барабан». Ученик также показывает соответствующую картинку и повторяет с опорой
на табличку: «Звучит барабан».
Аналогично предъявляются звучания бубна и гармошки. Таким
образом, дается образец звучания неречевых стимулов.
Затем педагог предлагает: «Слушай. Что звучит? Покажи
картинку. Скажи, что звучит».Ребенок выполняет данное задание самостоятельно –
показывает соответствующую картинку и отвечает на вопрос: «Что звучит?».
Звучание каждой музыкальной игрушки предъявляется по
три раза в последовательности, исключающей догадку.
Независимо от результатов обучения, если педагог
убеждается, что задание учеником понято, проводится контрольная часть опыта.
В контрольной части опыта ребенок различает на слух
неречевые звучания при выборе из трех – голоса животных, голоса птиц, бытовые
шумы, шумы города, природные шумы, звуки, издаваемые насекомыми, физиологические
проявления человека. Ребенок слушает неречевые стимулы, показывает соответствующую
картинку и отвечает на вопрос: «Что звучало?».
Неречевые стимулы предъявляются в последовательности,
исключающей догадку, каждый по три раза.
Задание считается выполненным (при выборе из трех),
если ребенок дает не менее шести правильных ответов из девяти; при выборе из
пяти звучаний – если ученик дает не менее десяти правильных ответов из
пятнадцати; при выборе их семи – если
ребенок дает не менее четырнадцати правильных ответов из двадцати одного, при
этом правильно узнает каждый неречевой стимул не менее двух раз. Остальные
случаи рассматривались как отрицательное выполнение задания.
Литература
1. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.
2. Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих школьников. – М., 2001.