Педагогические науки/5.Современные
методы преподавания
Азимбекова А. А.
КГУ
«Психоневрологическое медико-социальное учреждение для детей
Карагандинской области», Казахстан
Включение элементов казахского
фольклора на занятиях по развитию речи с детьми имеющих тяжелые нарушения
интеллекта
Одной из основных задач специальной
педагогики является включение детей с образовательными потребностями в
социальную среду, то есть ребенок должен быть адаптирован к вступлению в
современное общество. Привитие патриотических качеств личности, как определил президент Республики Казахстан Н. А.
Назарбаев, является важным направлением
в учебно-воспитательном процессе. Поэтому, в своей работе с детьми имеющих
тяжелые нарушения интеллектуального развития, мы внедряем региональный
компонент через элементы казахского фольклора. [1, 4]
Фольклор – это коллективное словесное искусство, которое передается от
одного человека к другому, от одного поколения к другому. В казахском народном
творчестве отражается быт, жизнь кочевого народа, его мудрость, все пережитые трудности и радости. Казахский
фольклор имеет свои жанры: сказки, поговорки, пословицы, эпосы, загадки, айтыс,
бата. [2]
Примером
могут служить занятия по развитию речи. Занятия планируются на основе утвержденного календарно – тематического планирования. На каждом занятии мы стараемся включать одну
из форм, которая будет отражать воспитательную задачу – воспитание
патриотичности, интереса к казахским обрядам, традициям, сказкам и тому
подобное. Также делаем акцент на развитии творческих способностей
воспитанников.
Однако формирование вышеуказанных сторон
познавательной у детей, имеющих диагноз
тяжелая умственная отсталость, олигофрения в степени идиотии и имбцильности
деятельности имеет ряд сложностей:
1. детям сложно понять
смысл произведений различных жанров, особенно если они требуют логического
разбора;
2. значительная задержка
становления речи, неточное произношение звуков, аграмматичность;
3. процессы памяти
характеризуются низким уровнем
прочности запоминания и воспроизведения;
4. недостаток мышления и
мыслительных процессов детей с ограниченными возможностями это конкретность;
5. низкий или крайне низкий
уровень обобщения, синтеза, анализа;
6. сложность в процессе
формирования чувства патриотичности из – за недопонимания воспитанниками важности
и ценности возрождения традиций казахского народа. [3]
Для решения этих проблем, на занятиях по развитию речи мы
используем некоторые приемлемые элементы казахского фольклора – сказки,
пословицы, поговорки, изучение обычаев и традиций. Данные элементы мы включаем
в разнообразные этапы занятия: на повторение пройденной темы, на физминутках,
на этапе освоения нового материала, при
закреплении пройденного материала.
Например: при изучении темы «Домашние и
дикие животные» на этапе закрепления используется прием театрализации
(разыгрывание казахской народной сказок «Волк и баран», «Лиса и коза» и т. п.),
просмотр сказок по DVD. При этом мы ставили перед собой хадачи
добиваться от воспитанников не только усвоение основных знаний о домашних и
диких животных и формирование грамматического строя речи, но и о их назначении,
а также воспитываем положительные качества личности, через разбор ситуаций.
Ведь каждая казахская народная сказка носит глубокий смысл. Для этого мы организуем
вопросно-ответный метод:
-
Скажи, кто главный герой сказок? - Волк и баран
-
Кто из героев добрый, а кто злой? Почему? - Волк злой, а
баран добрый, честный.
-
Кто тебе понравился? - Баран.
-
Как бы сделал ты?
-
Что вы поняли в этой сказке?
Очень часто для организационного этапа мы
используем фигуры таких сказочных героев, как Алдар – Косе, Жиренше, Ер –
тостик, которые вызывают у детей положительные эмоции. Воспитанники в процессе
многократного разбора личностных качеств героев знают об их характерных особенностях
(Алдар – Косе защищает бедных и обманывает богатых, Ер – Тостик смелый герой,
Жиренше справедливый сказатель). Наблюдалось, что многие ребята
"примеряют" на себе амплуа того или иного героя, а в практике
пытаются анализировать свои поступки на основе изученных сказок с этими героями.
Многие сказки, в которых был выявлен смысл и мораль изложения, ребятами
инсценируются на открытых итоговых занятиях, праздничных мероприятиях.
Например, на праздник «День именинника» были инсценированы сказки «Алдар –Косе
и Алаша хан», «Мудрость Жиренше», на открытом занятии по развитию речи на этапе
закрепления основного материала, была инсценирована сказка «Чудесная шуба
Алдара – Косе».
При изучении темы «Наурыз» у
воспитанников формируются знания о празднике, о традициях, которые исполняются
в этот день (приготовление праздничного дастархана, игры «Байга» и так далее).
Данные знания формируются на этапе основного изложения материала, а закрепляются они непосредственно на
праздничном мероприятии.
Также на занятиях по развитию речи на темы
«Традиции казахского народа», «Обряды казахского народа» воспитанники получают
знания о традициях и обрядах казахского народа – бесікі
салу (укладывание новорожденного в колыбель), сүндкт той (обрезание),
тұсау келу (первые шаги ребенка),
беташар (вхождение невесты в дом жениха), сүйінші (подарок за
добрую весть).
У учащихся формируются знания о традициях и обычаях, как об исторически
сложившихся отношениях между людьми, которые передаются из поколения в
поколение. Тема «Ювелирные изделия»
сопровождается инсценированием обряда «Сырға» (надевание
сережек невесте).
На каждое занятие по развитию речи мы
стараемся подбирать поговорки и пословицы, которые носят главную задачу –
развитие логического мышления. Изучение поговорок и пословиц занимают основой
объем педагогического подхода. Особое внимание уделяется разбору смыслового
значения каждой поговорки и пословицы. Воспитанники учат их наизусть на
казахском и русском языках, а на практике для них создаются ситуации, в которых
они могут применить их по необходимости. При изучении темы «Мой Казахстан» учащиеся разбирают пословицы и
поговорки:
Отан оттан да ыстық – Родины тепло
огня жарче.
Әркімнің өз жері –
жұмақ – Каждому радная земля – рай.
При изучении темы «Мой дом»: Қонақ келсе
құт келер - Гость придет – счастье в дом.
Как видно из изложенного на занятиях включается
билингвистический компонент, создаются такие педагогические условия, где дети
не только усваивают само понятие о традициях, обрядах, знание поговорок и
пословиц, но и учат их на казахском
языке.
Одним из моментов в работе, который
вызывает сложности, это неумение воспитанниками с тяжелыми нарушениями
интеллекта, вести диалог. Поэтому мы уделяем большое внимание развитие
диалоговой речи. На начальном этапе мы
формируем умение вести диалог, состоящий из двух предложений, с каждым разом увеличивая количество слов и
предложений. [3]
Для выявления уровня знаний казахского фольклора на занятиях по развитию
речи мы составляем мониторинг на начало учебного года и на конец учебного года.
Параметры, которые отражаются в анализе:
-
знание казахских сказок (название, умение определить сказку по содержанию,
понимание смыла);
-
знание поговорок;
-
знание пословиц;
-
знание традиций и обрядов казахского народа (название, умение определять по
содержанию, умение инсценировать);
-
уровень развития патриотичности.
Данные обследования показывают, что
воспитанники, имеющие тяжелые нарушения интеллектуального развития, с большим интересом усваивают материал, у
них формируются положительные эмоции, уважение к традициям и обычаям казахского
народа, расширяется словарный запас, улучшается грамматический строй речи,
формируется чувство любви к своей Родине.
Поэтому мы считаем, что включение в работу
с глубоко умственно отсталыми детьми имеющих степень имбицильности и идиотии, элементов казахского фольклора является
продуктивным направлением в учебно-воспитательном процессе.
Литература:
1. Проблемы и перспективы развития специального образования
в Карагандинской области / сборник статей. – Караганда 2011.
2. Краткая энциклопедия.
Казахская ССР. Т – 4/ под. ред. Р. Н. Нургалиева, Алма – Ата 1991.
3. Е. А. Стребелева. «О результатах научного
исследования в области дошкольной олигофренопедагогики»// журнал «Дефектология»
№ 3. 2010
4. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения,
воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - Москва 1995.