Педагогические науки/6. Социальна педагогика
Кузьмин А. В.
Красноярский
государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Россия
Воспитание патриота как
педагогическая проблема
Выбрав данную тему, автор стремился понять и
осмыслить тему патриотизма и патриотического воспитания, значение которой
всегда имело непреходящий смысл для России. Наша Родина, впитавшая в себя многие испытания, тяжелые
войны, политические катаклизмы,должна быть преемницей традиций воспитания
патриотизмау подрастающего поколения. Для того, чтобы понять как грамотно
разворачивать воспитание патриота в современной школе, нужно разобраться в
ключевых понятиях. Например, необходимо понять, что же такое «патриотизм», и
какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно
сложен.
В толковом словаре С.И.Ожегова патриотизм
рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу[1,с.52]. Более развернутое определение находим в педагогическом
энциклопедическом словаре: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к
своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма, как
природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и
добродетели. Ясное осознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и
верное их исполнение образуют добродетель патриотизма…»[2,с.46]. В толковом
словаре В. И. Даля слово патриот трактуется
как любитель отечества,
ревнитель о благе его, отчизнолюб» и, следовательно: патриотизм (от греч. patris — родина, отечество) —
любовь к Родине, к Земле, где человек родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, готовность
подчинять личные интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать
ее.[3,с.24].
Значение слова «патриотизм» определяется
большинством словарей как «любовь к Родине, отечеству, а «патриот» (от
греческого patris — земляк) - как «человек, разделяющий патриотические чувства,
идеи». Однако, учитывая историко-временную специфику и ее влияние на значение
отдельных слов в языке, мы должны констатировать, что во многих работах
педагогов и общественных деятелей, особенно XVIII века, когда происходит
оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и
«гражданин» служили синонимами. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не
просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин
— это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и
благо народа, нации, страны прогрессивный человек. Достаточно вспомнить запрет
на использование этого слова в российской печати после Великой Французской
революции, чтобы почувствовать пафос и смысловую нагрузку этого слова в работах
XVIII века.
Уже М.В. Ломоносов в своих работах «Краткое
руководство к
красноречию», «Риторика» сформулировал задачу воспитания сознательных граждан,
общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства.
Анализ литературы показывает, что на разных
этапах общество меняло характер патриотизма. Революционный патриотизм был
направлен на воспитание ненависти к господствующим порядкам, к паразитической
верхушке общества. С развитием государства патриотизм наполнялся политическим
смыслом. В авторитарных системах любовь к Родине подменяется преданностью
властям. После Великой Отечественной войны патриотизм стал восприниматься как
принцип противостояния некоему образу врага.
В
настоящее время патриотизм рассматривается в тесной взаимосвязи с гуманистическим,
культурологическим, гражданским и интернациональным воспитанием.
С
позиции гуманизма патриотизм понимается как соподчинение личных и общественных
интересов, единение человека с Отечеством. На этой основе у него формируются
самые глубокие и устоявшиеся патриотические чувства. Человек заботится об
интересах и исторических судьбах страны и проявляет готовность ради них к
самопожертвованию. Отечество, в свою очередь, признает ценности человека как
личности, его право на свободное развитие, утверждает благо человека как
критерий оценки общественных отношений.
В современной трактовке патриотизм как качество личности состоит из определенных структурных
компонентов:
- патриотическая идея и идеал;
- патриотическое сознание;
- патриотическое поведение;
- патриотические чувства и убеждения;
Рассмотрим
эти компоненты в отдельности.
Патриотизм, прежде всего, выражается в идеях и
идеалах. Единая общенародная идея духовно цементирует общество и создает
предпосылки их целостности. Такая идея не обязательно должна носить религиозный
характер. В истории хорошо известны случаи сплочения того или иного народа по
сугубо секулярным идеям (национального освобождения, модернизации общества и т.
п.). Но в любом варианте идея, сплачивающая людей в единый народ, должна
присутствовать в общественном сознании. Она должна содержать в себе ответы на
коренные вопросы общества, сформулированные еще Омаром Хайямом: «Кто мы?»,
«Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?». Патриотический идеал выражает
представление общества о моральном совершенстве, и он является основой для
формирования национальной идеи.
Патриотическое
сознание личности представляет собой сложное целостное образование,
сочетающее в себе совокупность знаний о собственных генетических корнях,
осмысление окружающей социальной действительности, тенденций и
перспектив ее развития,
установка готовности к
созидательной деятельности и
защите Отечества, как преобладающего мотива
жизнедеятельности в контексте
перспектив собственного существования. В структуре патриотического сознания
можно выделить ряд взаимосвязанных уровней: логико-когнитивный, эмоционально-регулятивный
и ценностно-смысловой.
Логико-когнитивные компоненты
сознания охватывают сферу мышления человека. С помощью мышления человек выходит за рамки данных чувственного опыта в сущностные
характеристики объектов. Главной целью формирования данного уровня патриотического сознания
является развитие представлений, обеспечивающих мировоззренческий пласт в
структуре личности. На данном уровне закладывается фундамент целостного
патриотического облика личности, который
проявляется (опредмечивается) на третьем уровне. Особенностью первого уровня патриотического сознания
является его направленность в прошлое к
духовно-ценностным корням традиций и героических фактов отечественной истории.
На основе общих понятий, логических мыслительных операций человек обретает
мировоззренческие и общекультурные знания о своей Родине, ее прошлом и
настоящем и, в этом контексте осознает свое место в обществе.
Второй уровень патриотического сознания связан с
эмоциональной составляющей. Она представляет собой сферу личностных,
субъективно-психологических переживаний,
представлений, воспоминаний,
предчувствий и проч. Становление эмоциональной сферы патриотического сознания
охватывает как аффективное
состояние личности (стрессы,
предчувствия, опасности, беспредметные переживания), так и эмоции
(положительные и отрицательные).
Третий уровень в структуре
патриотического сознания связан с ценностно-смысловым компонентом. Здесь проявляются высшие мотивы деятельности,
поведения и отношений в окружающем
социальном пространстве, духовно-нравственные идеалы, культурно-исторические ценности. Данный уровень
основывается на развитости
первых двух: полученные знания проходят через чувства и закрепляются в ценностях как побудительной силе.
Под патриотическим поведением
понимается осознанное проявление в
различных видах деятельности социально ценностных мотивов
ориентированных на личностный вклад в созидание и защиту своего Отечества.
Патриотическое поведение имеет следующие черты:
а) нормативность, ориентированную на общественно
значимые цели в конкретных видах
действий, поступков, деятельности, отношений к опыту предшествующих поколений;
б) осознанность, проявляющуюся в
понимании государственных
интересов как личных;
в) избирательность, выражающуюся в выборе
социально-ценностной направленности
деятельности, неприятии
эгоизма, индивидуализма,
социальных пороков;
г) активность,
определяющую ориентации на ценности саморазвития, персонификацию деятельности в реализации своих задатков,
склонностей, имеющих социально-ориентированную
направленность;
д) ассоциативность, выбирающую стиль поступков, отношений, действий сообразно целям и особенностям социальной
среды, взаимодействующей с человеком в интересах созидания;
е) адаптивность, характеризующую направленность поступков и действий человека
по достижению ценностной, эмоциональной комфортности в окружающей социальной среде.
Патриотическое поведение личности
проявляется в форме поступка, реализующего социально
направленный замысел, действия, материализующего установки сознания и направленные на общественно значимые цели, общения с целью трансформации приобретенного
опыта, либо освоения его от окружающих,
участия, как процесса совместного взаимодействия с другими
людьми в развитии традиций, обычаев, освоении ценностей предшествующих поколений,
переживаний, как результата духовно-ценностного соучастия созидании
и освоении
культурно-исторических ценностей родного края, общества, государства, заботы о
подрастающих поколениях, престарелых людях, инвалидах. Патриотическое поведение
личности детерминировано уровнем
развития ее чувств, определяющих социальную активность в отношении к социальному окружению, обществу
и государству. На каждом возрастном этапе патриотическое поведение
обуславливается объемом социальных
обязанностей, исполняемых социальных ролей и функций, мерой ответственности за социальную направленность
и ценность результатов своего труда.
Проблемы патриотического воспитания
рассматривали (хотя и не упоминали этого понятия специально) М.В. Ломоносов,
Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Н.М.
Карамзин. А.Н.
Значительный вклад в рассмотрение проблем патриотического воспитания был сделан В.Г.
Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.П. Огаревым, А.И.Герценом. По Н.А. Добролюбову,
патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и
происходит не от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно
больше и сколько возможно лучше. Серьезное внимание уделяли вопросам
патриотизма и патриотического воспитания
педагоги XIX века К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н. Л.Н. Толстой и др.
[4,с.16]. Выдающийся русский педагог и реформатор русской школы К.Д. Ушинский,
обосновывая принцип «народности» воспитания, считал необходимым учитывать
национальные особенности при выборе форм, методов и содержания педагогической
деятельности. «Воспитательные идеи народа проникнуты национальностью более чем
что-либо, проникнуты до того, что невозможно и подумать перенести их на чужую
почву»[5,с.78]
Советский период развития теории и
практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими
экспериментами А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, направленными на воспитание в
коллективе гражданина – патриота, которые
актуальны и в настоящее время. Патриотизм советского народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг. не имеет мировых аналогов и будет всегда
предметом гордости за героический подвиг наших предков.
В 60-80-е гг. ХХ в. теория и практика
патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Д.А. Аргазина, А.А. Аронова, А.Н. Вырщикова, Ю.К. Бабанского, Л.А Бублик,
А.В. Барабанщикова, В.А. Караковского,
В.И. Ковалёва, М.Н. Терентия, Н.Е. Хворова,
В.С. Чудного, М.М. Ященко и др.
Современное понимание
патриотического воспитания включает формирование у школьников патриотических
взглядов и убеждений, патриотических чувств и патриотических норм поведения.
Одни исследователи признают такие ценности, как народ, семья, социальное
равенство, ориентированность на прошлое или будущее, государственность,
конституция, гражданский мир и свободы и др. Вторые — гордость за социальные и
культурные достижения своей Родины, уважение к ее историческому прошлому и
унаследованным от нее традициям; привязанность к месту жительства и др. Третьи
— активное участие в общественных и производственных делах во имя и на благо
Родины. Патриотические
убеждения и чувства только тогда возвышают человека, когда проявляются
одновременно с уважением к другим народам. Патриотизм, основанный на
противопоставлении своего народа другим народам, перерастает в национализм.
Таким образом,
патриотическое воспитание как педагогическая проблема во все времена
предполагало формирование на основе патриотического идеала патриотического сознания,
патриотического поведения, патриотических чувств и убеждений. Это направление
всегдазанимало особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех
важнейших сферах его деятельности – в
идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Известно, что
в разные исторические эпохи сущность этого понятия определялась неодинаково:
менялись приоритеты и аспекты его осмысления. Содержание патриотического
воспитанияменяется исторически под влиянием социально-экономических условий
жизни людей. Культурологический
подход в патриотическом воспитании заключается в усвоении лучших образцов
культуры своей Родины — как прошлого, так и настоящего, изучении
закономерностей происхождения, развития и функционирования отечественной
культуры. Одновременно патриотическое воспитание включает процесс передачи
ценностей и норм культуры одного поколения другому и творческое овладение
всеми доступными для человечества достижениями культуры, бережное отношение к
национально-культурным традициям своего народа.
В завершении данной статьи и всего
вышесказанного, хочется высказать одну, на
взгляд автора, достаточно принципиальную идею, что воспитание патриота
должно быть ориентировано на приобщение к культуре собственного народа, его
незыблемых идеалов и ценностей. Содержание всех школьных предметов должно быть
нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль
гуманитарных предметов, прежде всего литературы, обществознания, истории. Еще
Н.М. Карамзин утверждал: "Простой гражданин должен читать историю. Она
мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением
во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и
прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она
питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к
справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества" [6,
с.1].
Таким образом, при соответствующей организации
учебного и воспитательного процесса, определении национальных приоритетов
возможно воспитание у нынешнего поколения школьников чувства патриотизма,
гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к
историческому и культурному наследию народов России и всего мира, к
человеческой личности, правам человека.
Использованная литература:
1. Ожегов С.И, Н.Ю. Шведов.
Толковый словарь русского языка // - М. – 1995
2. Педагогический
энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М. 2002.
3. Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка. – В 4-х т. – М. 1978. –т.3- С.24
4. Патриотическое
воспитание школьников в учебном процессе [Текст]:метод. пособие/авт.-сост. А.
К. Быков, И. И. Мельниченко.-М.:Сфера,2007.-208 с.-(Растим патриотов России)
.-Библиогр.: с. 205-206
5. Ушинский К.Д. О
народности в общественном воспитании //
Собрание соч. Т.2 М., Л., 1998, С.78
6. Карамзин Н.М., История
государства Российского, том 1, СПб, 1830