Философия / 4. Философия
культуры
Кандидат культурологии,
доцент Е.В. Савелова
Хабаровский государственный институт искусств
и культуры
Образование как встреча с Другим:
культурологический аспект
В процессе образования человек постигает мир как
всевозможностный, многовариантный универсум, в котором, с одной стороны,
преодолено тотальное одиночество личности через встречу и смысловое
взаимодействие с Другими (Иными), а с другой – личность может позиционироваться
по отношению к Другим (Иным) и идентифицировать себя как уникальное, творческое
явление, как раскрытие и осуществление бытия. Образование является уникальной
социальной «площадкой» для организации коммуникативного диалога, для поиска
общего языка не только в контексте межличностного или межгруппового
взаимодействия, но и в межкультурной коммуникации, в освоении потенциально
бесконечного смыслового запаса всей культуры в ее многогранных образах, идеях и
традициях.
Основной функцией образования как социального
института является воспроизводство самого социума,
то есть подготовка индивидов, способных решать определенные коммуникативные и
профессиональные задачи в рамках усвоенного типа культуры. Реализуя эту функцию,
образование позволяет осваивать и транслировать социокультурные смыслы для
формирования общего культурного и языкового фундамента в понимании и достижении
общественного консенсуса. Образование предоставляет возможность приобщения к
культуре как сокровищнице человеческого опыта и смыслов, учит навыкам
оперирования с этим смысловым запасом в ситуации социального взаимодействия, а
не просто передает его «знаниевые» продукты, «перекладывая» их в индивидуальное
сознание каждого участника образовательного процесса. Человек в образовательном
процессе должен овладеть не только содержанием позитивного знания, а прежде
всего правилами мышления и речи, позволяющими ему осознанно участвовать в
процессе социальной коммуникации. Следовательно, и характеризуется он не
столько тем, что какое-то знание пришло на смену его незнанию, сколько
возможностью приобретения нового статуса – статуса Homo Socialis или Homo Communicators,
которого он никогда не имел до этого. А это приобретение связано с понятием и
пониманием Другого.
Иными словами, в рамках образования как социокультурного
института должны осуществляться коммуникативные действия, направленные на
достижение понимания между участниками той или иной образовательной ситуации.
Это понимание не должно быть предзадано, запрограммировано или осуществлено
автоматически: оно должно сложиться, состояться в проблемном смысловом поле
разнонаправленно ориентированных социальных субъектов и быть выраженным в
определенных языковых конструкциях.
Соответственно, второй важнейшей функцией образования
является формирование личности,
способной к диалогу (внутреннему или выраженному в речи) с Другими в ситуации
множественности альтернативных образов мира, множественности культур,
множественности социальных позиций.
Размышляя о природе образования, канадский
исследователь Б. Ридингс подчеркивает именно эту задачу образования в современном
мире: «Трансгрессивная сила преподавания определяется не столько содержанием,
сколько способностью сохранять открытой темпоральность вопрошания,
сопротивляясь попыткам приравнять образование к процессу передачи знаний.
<…> Вслушиваться в Мышление – мыслить по ту сторону друг друга и себя –
значит исследовать открытую сеть обязательств, которые поддерживают открытость
и дискуссионность вопроса смысла. Воздавать справедливость Мышлению,
прислушиваться к нашим собеседникам – значит пытаться слушать то, что не может
быть высказано, но что пытается быть услышанным. И этот процесс нельзя
совместить с производством (пусть даже относительно) стабильного и
обмениваемого знания» [1, с. 37, 261].
Образование в этом случае не только задает образ
(образец), но и определяет направление к Другому, чтобы освободить место для
появления Иного и понимания своей инаковости по отношению к миру и к Другому. А
затем так перестроить свое Я, чтобы оно могло принять Другого, который всегда
будет Иным.
Чтобы понимать и принимать Другого, человеку
необходимо проделать путь к Другому, преодолеть пространство, разделяющее Я и
Другого, освоить его смысловой образ, и, наконец, обрести себя в новой
«нулевой» точке. Другой – это я сам, который, по словам М.К. Мамардашвили,
«родился заново» и сделал шаг навстречу абсолютно Иному. При этом для человека
теряется возможность произвольного толкования мира, абсолютной свободы в
интерпретации и в социальных действиях. Зато человек приобретает умение
увязывать свою позицию понимающего субъекта с позицией Другого и выстраивать на
этой основе диалог, либо формировать по отношению к Другому конфронтационное
пространство и стремиться максимально выразить себя в режиме не диалога, а
протеста.
В обоих случаях образование оказывается пространством
для встречи с Другим (Иным), через постижение которого человек пытается обрести
самого себя. Социально-культурная значимость образования заключается в том, что
оно создает для человека совершенно особое пространство, со своей ни на что не
похожей топологией и правилами игры. В этом пространстве человек перестает быть
только субъектом раскрываемых им культурных смыслов: он сталкивается с понятием
Другого (Иного), выступающего и в образе отчужденных смысловых комплексов, и в
образе наставника, учителя, преподавателя, и в образе соучеников,
одноклассников, образовательного коллектива.
Следовательно, важнейшим центральным элементом
образовательного процесса должен быть момент становления личности, открытой для
коммуникации и владеющей основами коммуникативных практик.
Именно в образовании человеку впервые открывается мир
Другого как возможного партнера по коммуникации. Через систему образования
человек впервые осваивает универсальные принципы и законы вступления в мир,
предполагающий иные взгляды, иные ценностные ориентиры, иные технологии
мышления и деятельности. Поэтому социальная ценность и значимость человека в
образовании определяется его приобщенностью к иноверсиям мира, его способностью
к коммуникации с Другим, его умением осуществлять коммуникативный контакт и
вступать в диалогические отношения и взаимодействия.
Иными словами, образование предназначено для
организации места встречи человека с Другими, в котором «пустое пространство»
должно стать пространством коммуникации. Коммуникативное пространство
образования, таким образом, оказывается одним из тех мест, в которых ставится
вопрос бытия-вместе, то есть совместного бытия Я и Другого.
Однако образовательный процесс в ходе экспансии системных отношений все более и более теряет свою «жизненную», коммуникативно-смысловую составляющую и превращается в такой процесс социализации личности, цели и формы которого властно диктуются социумом и регулируются государством. Так, например, американский исследователь-социолог Ж. Барзун в книге «Американский университет: чем он живет и куда движется» (1968 г.), размышляя о деформации современной ему системы высшего образования, отмечает: «В истории Университета не больше главного героя – ни героя-студента, с которого начинается действие, ни героя-профессора, которым все заканчивается. Центральная фигура Университета – больше не профессор, исполняющий одновременно роль ученого и преподавателя, а ректор-администратор, перед которым должны отчитываться профессора» [2, p. 19].
Через образование осуществляется не только
доступ к информации как к культурному капиталу, но и управление ее потоками,
влияние на жизненные траектории социальных групп и индивидов и контроль за их
поведением в совместной деятельности и в важнейших сферах социума – в семье, в
политике, в экономике, в искусстве, в религии, в сфере досуга, в
профессиональной деятельности. В этой ситуации образование, безусловно,
продолжает выполнять функцию адаптации человека к социальной и культурной
реальности, снабжает его знаниями, умениями и навыками для жизни в
определенном, конкретном социуме, но в нем усиливается формализация всей сети
внутрисистемных отношений (административных, политико-правовых, хозяйственных,
финансовых), а среди приоритетов в решении задач социального действия
доминирует целерациональная компонента.
По ироничному замечанию А.Я. Флиера,
какими бы высокими словами ни пытаться обозначить задачи воспитания и
образования в области воспроизводства культуры, неизбежно придется признать,
что «любое узаконенное образование воспроизводит прежде всего существующий
общественный порядок, подготавливая социализированных, компетентных и, по
возможности, лояльных молодых участников коллективной жизни, соблюдающих нормы,
правила и законы, принятые в данной стране (обществе)» [3, с. 4].
Литература:
1. Ридингс, Б.
Университет в руинах / Б. Ридингс; пер. с англ. А.М. Корбута. –
М.: Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2010. – 304 с.
2. Barzun, J. The American University:
How It Runs, Where It is Going? / J. Barzun; 2nd ed.; with the
Introduction by H.I. London. – Chicago: University of Chicago Press, 1993.
– 356 pp.
3. Флиер, А.Я. «Культура
мира» и культурная компетентность [Текст] / А.Я. Флиер
// Обсерватория культуры. – 2004. – № 2. – С. 4–11.