Миронова
Н.М., руководитель Погребная В.Я.
Донецкий
национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского,
Украина
Поп-арт или кризис современного
искусства
Погоня за новыми формами, материалами, приемами,
стремление любыми средствами привлечь внимание публики, критики и эстетствующих
меценатов часто толкают художников капиталистического мира на такие
эксперименты, которые, по существу, не имеют никакого отношения к
художественному творчеству.
Необходимость эпатировать и развлекать снобов,
эфемерная погоня за модой вызывают мелькание многочисленных направлений и
течений, характеризующее прежде всего состояние современного буржуазного
изобразительного искусства, что в наше
время является проблемой, это и обуславливает актуальность данной статьи.
Но ни одно из современных течений при всей рекламной
шумихе, официальном признании и одобрении не выдерживает испытания временем. По
мнению многих современных исследователей, таких как Рыков А.В., Кузьмина М.А.,
Жан Бодрийяр, все такие течения – крайняя форма упадка и разложения искусства.
К числу наиболее заметных и скандально известных
течений, являющихся ярким примером псевдоноваторства в искусстве, относится
поп-арт.
Целью данной статьи является осмысление феномена
поп-арта, его значимости для современного искусства.
Термин «поп-арт» в 1956 году ввел критик Лоуренс
Эллоуэй, хранитель музея Гуггенхейма.
Поп-арт – направление в изобразительном искусстве
1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм,
использующее образы продуктов потребления [7]. Возглавили многочисленных
приверженцев нового течения деятели США. Само название «поп-арт» («популярное
искусство») как бы подчеркивает его характер и назначение. Но, разумеется, к
подлинно популярному, народному искусству поп-арт не имеет никакого отношения.
По мнению сторонников поп-арта, каждая вещь, каждый
предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые «комбинации»,
вещи якобы теряют свое назначение и приобретают новые качества. Странным
образом выбранные предметы быта, комбинации различной ветоши или грубо
раскрашенные коллажи начали фигурировать вместо произведений искусства.
Авторами этих «экспонатов» были молодые художники,
начавшие свою «творческую» деятельность в конце 50-х годов, впервые выставившиеся
в 1959 году в Нью-Йорке. Каждый из них имел свое «творческое лицо» – Джон
Чемберлен (род. 1927) специализировался по смятым автомобилям, Клас Ольденбург
(род. 1929) – по коллажам, Джим Дайн (род. 1935) – по оформлению уголков
интерьеров, вроде «Зеленого душа», «Лопаты» или «Кухни». В Нью-Йорке же
развернулась деятельность «отцов» поп-искусства – Роберта Раушенберга и
Джасперта Джонса.
«Творения» Джасперта Джонса – «Серые числа», «Банки
из-под кофе», «Три флага» – представляют собой либо сами названные предметы,
либо сочетания предметов с замазанными красками холстами; «Комбинации»
Раушенберга (так их назвал сам автор) отличаются большей сложностью. Причем
усложненность, если об этом можно говорить, нарастала в них со временем. 1959
годом датируется «Подарок Аполлону» – перепачканный красками кухонный шкафчик
на колесиках и привязанное к нему на цепочке грязное ведро – поистине
своеобразный дар современного американского художника античному богу – покровителю
искусств.
«Почему вы думаете, что холм или дерево красивее, чем
газовый насос?— спрашивает один из деятелей поп-арта, Рой Лихтенштейн. — Только
потому, что для вас это привычная условность. Я привлекаю внимание к абстрактным
свойствам банальных вещей» [2].
С 1963 года Раушенберг освоил и начал применять метод
шелкографии как способ перевода на холст различных фотографий, афиш,
репродукций, которые он комбинирует с кусками масляной живописи и реальными
предметами.
На огромные холсты были переведены и размещены в
случайных сочетаниях фотографии вертолетов, сцена похорон Кеннеди, фрагмент
репродукции с картины Рубенса, какие-то чертежи, изображения птиц и рядом
подвешенный на блоке вполне реальный грязный мешок («Остановка», 1963;
«Исследователь», 1964). Именно за работы такого рода Раушенберг и был удостоен
золотой медали.
«Премия за живопись присуждена господину, для которого
живопись побочное занятие и который сам это знает и сам об этом говорит», –
писал Ф. Плюшар. Далее он отмечает:
«Америка, страна без культурного прошлого, без традиций, решила главенствовать.
Ошибочность и слабость современной американской живописи заключается в том, что
она применяет старые, изжитые приемы сорокалетней давности». [2]
При всех своих талантах к смешению абстракции и
образности Лихтенштейну было далеко до такого непревзойденного мастера
трансформаций, как Энди Уорхол. Его вдохновителями стали популярные рекламные
образы типа консервированных супов Кэмпбелла, мочалок Брилло, долларовых купюр,
бутылок кока-колы и даже газетных фотографий автокатастроф. Когда дело дошло до
портретов, он обратил внимание на Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Жаклин Кеннеди
и других выдающихся личностей. Уорхол окружил себя знаменитостями и случайными
людьми, смешивая высокое и низкое в сплав, сочетавший качества и того и
другого. «Я хотел бы стать машиной, но такой, которую окружала бы пестрая толпа
народа – от наркоманов и неудачников до богатеев и шикарных моделей» - заявил
Уорхол. [1]
Все работы попистов объединяло то, что они стали
символами системы рекламы. Целью их была слава, которая достигалась только
путем выставления напоказ и продажи.
Коммерческий характер деятельности попистов отмечали
многие критики: француз Ж.-А. Картье метко сравнил создателей поп-арта и им
подобных с «нахальными, вызывающими, безжалостными садистами, которым уже
сейчас нужны деньги и которые хотят хорошенько поразвлечься в жизни». [2]
Что касается отношения к поп-арту действительно
прогрессивных деятелей культуры, то можно привести слова А. Сикейроса, который
считает поп-арт «трагедией для искусства».
Таким образом, поп-арт явился одним из сенсационных
развлечений, демонстрирующих упадок современной буржуазной цивилизации.
Поп-артисты воплотили в своем творчестве мысль немецкого философа Беньямина о
том, что главное в современном искусстве – стать массовым продуктом
потребления. Творчество поп-артистов возвращает предмет в искусство, но предмет
этот лишен художественной поэтизации.
И сколько бы ни появилось еще псевдоноваторских
течений, поощряемых финансовыми магнатами, крушение их неизбежно. История
сохраняет лишь истинно эстетические ценности, произведения, обращенные к миру
прекрасного и светлого, несущие идеи гуманности и прогресса.
Литература:
1.
Ричард Лесли. Поп-арт.
Новое поколение стиля. Пер с англ. О.Г. Белошеев.- «Белфаксиздатгруп», русская
версия, - 2009. – 128 с.
2.
Модернизм: Анализ и
критика основных направлений. Под ред. В.В. Ванелова и Ю.Д. Колпинского. – 3-е
доп. изд. – М.: Искусство, - 1980. – 311 с.
3.
А.В. Рыков. Искусство и
кризис современной культуры // Обсерватория культуры. – 2009. -№3. – с. 45 -51.
4.
Рыков А.В. Постмодернизм как "радикальный
консерватизм": Проблема художественно-теоретического консерватизма и
американская теория современного искусства 1960-1990-х годов. СПб.: Алетейя,
2007, с. 196-220
5.
Поликарпов В.С. Закат
Америки - Таганрог: Издательство ТРТУ, 1999.
6.
Бодрийяр Жан. Общество
потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006,
с. 150-158