Философия /4.Философия культуры.

Морозова О.А.

Южно-Российский университет экономики и сервиса, Россия

Особенности социокультурных норм брака

 

Социокультурные нормы брака и их культурологический анализ сегодня вряд ли можно рассма­тривать как достаточно изученную и разрабо­танную область культурологического знания. Брак и семья, непосредственно воплощает в себе социокультурные институты, и механизмы производства культурной общности являются устойчивыми аксиологическими функциональными и нормативными комплексами, регулирующие важнейшие сферы жизни современного человека.

Брак, действующий как социально-правовая норма, определяется культурными традициями и стереотипами, такими, как отношение младших и старших, женщин и мужчин и т.д. и служит в этом качестве созданию семьи. Но семья - носитель социальных и нравствен­ных идеалов. Для человека семья - главный и основной компонент социокультурной среды обитания, в которой он начинает свою жизнь, приобретает основные культурные навыки и остается до последних дней своей жизни. Это его первичная социальная микросреда, которая своими нормами и регулятивами определяет его человеческий облик. Семья, регламентированная брачными нормами выступает как важнейшая социальная единица, наполняющая своим многообразием общественную жизнь, её состояние здоровья и хозяйственная стабильность и моральное благополучие.

Природа семейных отношений и широкий набор норм их регулирующих, в данной реальности нас интересует, как фактор кардинально воздействующих на формирование человека, социально-психологических и культурных особенностей. Для человека семья - главный и основной компонент социокультурной среды обитания, в которой он начинает свою жизнь, в которой он приобретает основные культурные навыки и в которой он остаётся до последних дней своей жизни.

В нашем понимании именно культурологический анализ норм брака и культурных функций семьи способен вывести на осмысление базовых культурных доминант, определяющих социально-нравственную природу человеческих отношений. «Насколько это приемлемо для культурологи, которая выполняет важнейшую социальную функцию? Это, прежде всего сохранение культуры как отношений, которые сложились в обществе как нормы и образцы поведения, освящённые традицией и обязательные для представителей данного общества и различных его социальных слоёв. Вне культуры (и её системного обоснования, какой выступает культурология) невозможна передача социального опыта, осуществляемого каждым поколением не только путём освоения предметного мира, навыков и приёмов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведении.

Как справедливо замечают Г.В. Драч и О.М. Штомпель: «Вне культуры (и ее системного обоснования, какой выступает культурология) невозможна передача социаль­ного опыта, осуществляемого каждым поколе­нием не только путем освоения предметного мира, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных цен­ностей, образцов поведении».

Всякая культурная и субкультурная среда порождает определенную нормативную роль брака и семьи, включающую в себя: активных членов семьи (супругов и их родителей); отношения власти-подчинения и персональные привязанности; определенный характер их трансформации; внешние и внутренние ценностно окрашенные установки приоритеты. Структура отношений, которая вытекает между членами семьи, определяет ценности и характер социокультурных ее представленности. Нормативная природа социального института брака и семьи всегда очевидна и находится на поверхности; как правило, она носит скрытный, непроявленный характер, а ее воплощу разнообразны и многолики, но как правило, базовой по-прежнему остается нормативная модель брака и семьи, выраженная через ин­ституты государства и религии. Эта модель конструирует структуру семейных отношений в каждом конкретном сообществе. Различного рода аномалии и отклонения от нормативной модели имеют свою специфику в каждой кон­кретной культуре. Характер включения семьи в ту или иную культурную среду, в конечном счете, предопределяет принятие нормативной модели брака и семьи как необходимого след­ствия культурализации.

Семья и брак оказываются в фо­кусе традиционной философско-культурологической проблематики сохранения и передачи культуры. Нормирование брачных отношений позволяет выйти на ценностную сферу куль­туры и вписывается в тематику «культурных кругов» и типологии культур. Философские теоретические традиции и современные куль­турологические подходы закладывают основы культурологического подхода к исследованию социокультурной практики нормирования семейно-брачных отношений в современ­ном обществе. Подобный исследовательский подход позволяет связать брак, семью, госу­дарство с воспроизводством и сохранением культурных ценностей, вскрыть и зафиксировать фундаментальный характер культурологического исследования, рассматривающий брак не только как социально-правовую, но и  как культурную норму.

В отечественной социально-гумманитарной традиции мы можем найти широкий спектр исследований, направленных на описание, анализ и выявление характерных черт феномена нормирования брачно-семейных отношений. Базовыми направлениями данных исследований сегодня является социологический, психологический и юридический анализ норм брака.

 

Литература:

1.     Анисина С.С. Социокультурные архетипы семь и брака. Тюмень, 2002 г.

2.     Антокольская М. В. Семейное право. М., 2006 г.

3.     Драч Г.В., Штомпель О.М. Идея культурологи: традиция, наука, образование // Научная мысль Кавказа. № 4 (60) 2009 г.