Дугручилова Нина
НИЛ обычного права ЮФ
ДГУ
ГIварчI
- уникальный институт обычного права народов (аварцев) Дагестана.
Обычаи
и язык твоего народа – это
единственное, что позволяет нам гордиться своей национальной принадлежностью.
Незнание же, как языка, так и обычаев убивает в нас нашу культурную самобытность,
поэтому необходимо по максимуму прикладывать все усилия для сохранения своей
национальной культуры, иначе же, что сможем мы ответить своим детям на вопрос
«кто Я и откуда?». Моя статья, возможно, не станет большим вкладом в развитие
той культуры, о которой я веду речь. Тем не менее, это будет попытка рассказать
пусть и немногим об обычае моего народа, тем самым отстаивая свое право на
самобытность, я хочу начать описание единственного в Дагестане подобного обычая, не имеющего аналогов на Северном Кавказе.
Согратлинский
гIварчI.[1]
История этого удивительного обычая уходит
корнями в прошлое столетие – 20-50-е годы 20 века. Суть этого обычая
заключается в следующем: допустим, в Согратле, житель села ведет себя неподобающе
мужчине, например, забросил семью, злоупотребляет алкоголем, ведет себя
аморально или же совершил мелкий проступок, либо хулиганство, т.е.,
подчеркивается небольшая тяжесть совершенного. Разумеется, все село тут же
становится в курсе действий правонарушителя и вот в этот момент в дело вступает
гIварчI. Прежде, чем начать
описание этого удивительного обычая, хотелось бы сказать о человеке, с чьим
именем гIварчI непосредственно связан
– это видный общественный деятель Согратля
20 века – Магомед Сагитов. Роль
Магомеда Сагитова в урегулировании межличностных и общественных конфликтов
сельчан Согратля является огромной – он руководил процедурами примирения –
маслиат, помогал разрешать споры, примирял разводящихся супругов, входил в
совет Старейшин Согратля, общался с людьми, давая советы, и пользовался
беспрекословным авторитетом и глубоким уважением у согратлинцев. Обычай гIварчI
имеет к нему прямое отношение – ведь именно он возвел этот обычай в
повседневную практику для профилактики мелких правонарушений и непосредственно
лично долгое время руководил процедурой этого обычая. Сам гIварчI
представляет собой палицу средних размеров – 60-70см. в длину и около 10см. в
ширину, с утолщением палицы в конце в виде округлой головки. У основания
проделывали отверстие и протягивали через него проволоку, чтобы гIварчI
можно было вешать на стену. Интересный факт относительно вида палицы – чем
безобразнее ее конец – тем лучше, так как палица должна быть как можно
уродливее, являясь символом недостойного проступка или поведения для ее
обладателя. Будущий гIварчI
искали, как правило, в лесу и чем хуже выглядела находка – тем больше у нее
было шансов в скором будущем стать знаком нехорошего отличия. На языке жителей
села Согратль это слово означает «палка позора». ГIварчI обычно находился в
общественно значимых местах, доступных для обозрения: годекан, базарный центр,
специальное помещение в мечети и др. – своим присутствием напоминая будущим
правонарушителям о возможном наказании. Теперь непосредственно о самой процедуре
гIварчI. Допустим, кто-то в
Согратле совершил неприглядный проступок - подрался, обидел слабого, начал
вести непристойный образ жизни, злоупотреблять алкоголем, то есть своим
поведением нанес урон репутации семьи. Тут и наступал черед «палки позора» -
самые уважаемые жители села во главе с Магомедом Сагитовым брали гIварчI с
собой, и эта делегация направлялась к дому провинившегося. Войдя в дом, Магомед
Сагитов обращался к нарушителю порядка, причем ни в коем случае не ругая его,
спокойно и доброжелательно разговаривая с ним. Речь его представляла собой
примерно следующее содержание: «Тебе, о великий, сильный и благородный Юсуф, который, проявив чудеса храбрости,
мудрости и честности совершил свои деяния, вручаем мы это боевое оружие. Носи
его и не забывай, что ты гордость нашего села. Да прославится имя твое в веках
и подвиг твой да будут помнить потомки твое» - и вручали гIварчI
законному обладателю. Разумеется, в речи делегатов звучал неприкрытый
сарказм и все это прекрасно сознавали,
одно же, виновный не смел, перечить старейшинам, и принимал палицу позора со
смирением. После принятия гIварIч
вешался на стену или над дверьми дома, что бы все могли видеть этот новый
предмет обихода. После всей этой процедуры в специальную книгу вносились имя
нарушителя, его проступок и день принятия им палицы позора. После этого весь
аул начинал праздновать «великое событие», а тот, кому этот праздник был
посвящен, не знал, куда провалиться от стыда. ГIварчI он
был обязан хранить в доме до тех пор, пока не «отличится» иной житель села. Что
интересно, единственным украшением гIварчIа
можно назвать вырезанную на нем надпись, которая в переводе с согратлинского
наречия означает: «Разумный в руках не подержит».
Таким
образом, мною обстоятельно был описан обычай согратлинского гIварчIа,
обычая очень позитивного с точки зрения правового применения в целях превенции
мелких правонарушений и поддержания уровня морально-нравственной жизни
Согратля. Хочется заметить, что данный обычай не предполагал никакого
психологического давления на виновного – его исключительно «хвалили» за
совершенные деяния, таким образом, главным арбитром для него выступала
собственная совесть и как следствие, чувство стыда за совершенное. Думается,
что такой правовой обычай мог бы и в наше время возыметь отличное действие на
некоторые категории граждан, любящих преступать закон.