Алиева Л.А.
(соискатель ДГУ)
Государство и право Кайтага: Хайдак
Кайтагский район расположен в
предгорье Дагестана и занимает 68 тыс. гектаров. На юго-востоке граничит с
Табасаранским и Дербентским районами, на северо-западе - с
Дахадаевским, Сергокалинским, а также Каякентским районами. [1]
Интересная информация о Хайдаке и
хайдакцах содержится в монографии В.Ф. Минорского:«На северном склоне
Дербендского водораздела ближайшей к городу рекой является Дарбах. За ней идут
Боган (Буам), Йэнги-Чай и Башлы-Чай. На этой территории живут горцы кайтаки
(хайдах). Название хайдак (кайтак) звучит по-алтайски (по-хазарски?), но
сообщение Эвлийа-Челеби (11, стр. 251), что в его время (1647г.) кайтаки,
которых он будто бы встречал между Шакки и Ширваном, говорили по-монгольски -
чистое заблуждение. Слова эти не имеют никакого отношения к Кайтаку. Возможно,
что хайдаки получили свое название от своего высшего класса, состоявшего из
пришельцев, но, в противоположность мнению Бартольда, это произошло не во время
монгольского нашествия, а на несколько веков раньше, так как название Хайдак засвидетельствовано (с различными ошибками в написании) уже у
арабских авторов 1Х-Х вв.н.э.» [Минорский 1963: 27].
В качестве мест, последовательно служивших
резиденциями для кайтакских правителей (уцми), называют: Кала-Курайш
(Ургмузда), Гапш, Маджалис (на Богане) и Башлы. Согласно Бакиханову [стр.88],
Маджалис был основан уцмием Султан Ахмадом [который умер 1588г.] «на пустыре,
где народ собирался для совещаний» [Минорский 1963: 129].
Князья Хайдака претендовали на происхождение от араба
Кахтана. Вот что мы читаем дальше: «Его царь – мусульманин, который заявляет,
будто он араб из племени Кахтан. В настоящее время, а именно в 943 году. Он
известен как Салифан, и в его государстве нет других мусульман, кроме него, его
сына и семьи. Я думаю, что этим прозвищем зовутся все цари этой страны. Между
Хайдаком и ал-Бабом живут мусульмане арабы, которые не говорят хорошо ни на
каком языке, кроме арабского. Со стороны Кабха и СарираХайдак граничит с землей
царя, называемого Марзубан, который мусульманин [Там же.С: 203].
На наш взгляд,
название Салифан надо понимать как талхъан т.е. правитель. Данное
понятие активно используется в словаре у хайдакцев и сегодня. Тем более у В.Ф.
Минорского встречаем следующий отрывок: «В рассказе о переводчике Салламе,
которого халиф Васик послал осмотреть стены Гога и Магога, посланец доехал до
Тифлиса, где Исмаил дал ему рекомендательное письмо к Владетелю трона;
последний послал его к царю аланов, тот направил его к Филан-шаху, а этот князь
послал его к «тархану хазарского царя» [Минорский 1963: 138].
Предположительно, можно сравнить тархан –
талхъан. Здесь возможна ошибка в написании слова талхъан. Наиболее
ранние сведения о Кайтаке встречаются в арабских источниках 9 в. у Абулфеда
Аль-азизи, ал-Баладзори, Масуди.
По вопросу объяснения
происхождения этнонима Хайдак,
Магомедов Р.М. пишет, что согласно преданию, хайдак означает «гоняй скот
с гор ими обитаемых» [Магомедов 1964:
5].
Такого мнения придерживался и
Л.В.Комаров. Он отмечает, что тюркское название «кара» т.е. «черный», дано по
виду гор, покрытых густым лесом, ограничивающих Кара-Кайтак с юга» [Комаров
1967: 18].
В
связи с арабскими завоеваниями в политической жизни Дагестана произошли крупные
изменения. Из приморского Дагестана на Север откочевали хазары, а «в горах
появились новые политические объединения, не всегда соответствовавшие
сложившемуся укладу жизни местного населения. К этому времени, в частности,
относится образование Кайтаг-Дарго [Магомедов 1964: 7].
«В X—XII вв. Хайдакь — одно из самых
сильных и влиятельных дагестанских государств, играющих важную роль во
внутриполитической жизни Дагестана. История Ширвана и Дербента, освещая события
второй половины X — первой половины XI вв. в Дагестане, упоминает только три
наиболее сильных владения: Дербент, Серир, Хайдакь» [Темирбулатов 2011].
До
нашествия арабов под Кайтагом подразумевалась верхняя территория, занятая
шуркантцами, ирчамульцами, каттаганцами, и нижняя территория, где проживали
сами кайтагцы и остатки кочевых групп, в том числе савиры, гунны, тюрки, хазары
и таты. В настоящее время Кайтаг и делится на две части Нижний и Верхний.
«Во время арабских походов на
Дагестан Хайдакь выступает как самостоятельное государство, ведущее независимую
политику. Ещё задолго до нашествия арабов в Кайтаге имелись собственные
правители, было своё политическое устройство. Арабский географ ал-Ис-тахри
упоминает Хайдакьан-шаха, независимого местного правителя. Как свидетельствуют
арабские источники, во время арабского нашествия на землях Хайдакьа защитники
крепости Хамзин вступили в сражение с Мерваном. Все правители Кайтага, до
арабов и после, были этническими кайтагцами. Название «уцмий» правителю Кайтага
дали арабы, при этом уцмием стал кайтагец, принявший ислам» [Темирбулатов 2011]
Кайтагскоеуцмийство
занимало обширную территорию. В конце 18 века население уцмийства составляло
около 75тыс. человек.
На территории Кайтага и в настоящее время
можно обнаружить развалины, разрушенные стены, а то и целые кладбища. Это все
говорит о хайдакцах, как о воинственном и мужественном народе. “Кайтак – название одного из наиболее
могучих народов Восточного Кавказа”- пишет Г.Ю. Клапрот [1814].
Письменных памятников о Хайдаке, как и во
многих дагестанских языках, сохранилось немного. Одним из таких считается «Постановления КайтагскогоУцмия
Рустем-хана», жившего в 15-16 веке. Сюда включен подлинный сборник Уцмиевских
адатов, написанный на хайдакском языке. При переводе на русский язык, по
неимению переводчика, знавшего хайдакский и русский языки, сборник подвергся
переводу сначала на арабский, а потом на русский.
Кайтагский район расположен в
юго-восточной части предгорного Дагестана и занимает площадь 67824 гектара
земли. Кайтаг (первоначально Хайдакь) как политическое объединение
рабовладельческого феодального типа возникло в V-VII в.в. нашей эры.
Первое упоминание о нём в сохранившихся до наших дней письменных памятниках
относится к началу VII в. нашей эры. В памятниках VII-VIII в.в. имеются
упоминания названия Хайдакь среди других государственных образований Дагестана,
таких как Табасаран, Серир (Авария), Зирихгеран (Кубачи).
Хайдак - это область предгорий, с речками и реками, со
значительными массивами лесов. До 90% дагестанского леса расположено в
Кайтагском районе.[Атлас Республики Дагестан, 1999]. Основные традиционные
занятия – садоводство, земледелие и скотоводство. В НижнейХайдаке наиболее развито садоводство. Большой удельный
вес в хозяйстве занимали домашние промыслы и ремесла.
В старину хайдакцы
специализировались на производстве домашней деревянной утвари. Изготавливались
деревянные лари (сандуги) со шкафами для продуктов и посуды (хъамас)
разукрашенные резьбой, оригинальные деревянные тахты с резьбой (тамхъ, кьасурби), табуретки (курси) и др. Хайдакцыизготовливали также
седла и земледельческие орудия. Наряду с конопляным ткачеством хайдакские
женщины занимались вышивкой, особенно подушечной. Это отмечает в своих работах
и Е.М. Шиллинг. Кайтагская вышивка известна во всем мире. Исследователь из
Великобритании Роберт Ченсингер в 1993 году издал книгу «Кайтагское текстильное
искусство из Дагестана».
Хайдакцы - этническая группа
даргинцев. По переписи 1939 года хайдакцы записаны как даргинцы и отнесены к
даргинскому этносу. Однако их язык существенно отличается от литературного
даргинского языка. Имеет несколько
говоров, относится даргинской подгруппе нахско-дагестанской группы северокавказской
языковой семьи.
Литература:
1. Комаров А.В. Народонаселение
Дагестанской области ЭКОРГО, 1973, вып.8.
2.
Магомедов Р.М. Памятники истории и письма
даргинцев 17в. Махачкала, 1964.
3. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1 веков. М., 1963.
4. Темирбулатов А. Газета «Дагестанская правда» от 12.08.2011.
[1]
По переписи на 15 января
1939 года кайтагцев 17,2 тыс. человек
[Народы России, 1994: 176].
[2] В настоящее время в Кайтагском
районе насчитывается 45 селений. Административный районный центр с. Маджалис.
Общая численность хайдакцев-носителей
хайдакского языка, проживающих на территории Кайтагского района составляет
более 37000 человек (по данным сельских советов сел Кайтагского района). Хайдакцы также проживают в городах, и в
других населенных пунктах Дагестана и России. Население составляют в основном
хайдакцы - носители данного языка. Но в
некоторых населенных пунктах
Кайтагского района проживают и представители муиринского диалекта даргинского
языка (c.Чумли, с. Гулли, с. Маллакент, с. Цурхачи, с. Чахдикна, с. Ирича). Эти
села граничат с соседними Сергокалинским и Дахадаевским районами, где основное
население составляет сирхинцы и муиринцы. В Хайдаке также проживают кумыки (с.c.Янгикент, Туменлер)
частично в с. Маджалис. До начала 90-х годов ХХ в. здесь проживали и таты (в
90-е годы многие таты переехали в города, а часть из них - в Израиль).