д.психол.н., Сатова А.К.
университет им. Кунаева
к.психол.н.,
Абдрахманов А.Э.
Каз АТиСО
Проблемы
совершенствования духовно-нравственного
потенциала в современной армии
Духовно-нравственный фактор, прежде
всего, проявляется в идеалах, существующих в обществе, ценностях и нормах,
которые в армии закрепляются в уставах и военной присяге. Каждому государственному строю и его
идеологии соответствует определённый духовно-нравственный климат в армейских
подразделениях.
Адекватной идейной основой для взаимодействия
и сплоченности командного и рядового состава современной армии должны стать:
военно-патриотическая идеология, лучшие традиции отечественной военной
культуры, воинской чести и нравственности.
Духовно-нравственное воспитание
военнослужащих, укрепление порядка и дисциплины в современной армии требуют
единоначалия — сочетания административных и идейно-нравственных функций в
деятельности командного состава.
По
определению В.И. Даля «духовное - это бесплотное, не телесное из одного духа и
души состоящее; все относящееся к Богу, Церкви, Вере; все относящееся к душе
человека; все умственные и нравственные силы его, ум и воля» [1, с. 503]. С.И.
Ожёгов рассматривает понятие «духовный», как синоним слова «дух». В понимании
слова «дух», по мнению С.И. Ожегова, включается: во-первых, сознание, мышление,
психические способности; во-вторых, внутренняя моральная сила; в третьих, все,
относящееся к религии и Церкви [2, с. 168].
Духовное, таким образом, не сводится к индивидуальному, оно проявляется
в языке, нравственности, идеологии, политике, религии, искусстве и философии.
Нравственность, как составляющая понятия «духовное», означает мораль (т.е.
обычаи, нравы). Это система миропонимания, содержащая оценку всего
существующего с позиций добра и зла, отражающая представления людей о должном,
включая нормы, принципы, законы, которые регулируют отношения между людьми, а
также идеалы в виде общих ориентиров и программ будущих действий.
Следовательно, обучение и воспитание
военнослужащих - неразрывный процесс, он связан с морально-психологическим
состоянием личного состава, который имеет соответствующий характер под влиянием
духовно- нравственных ценностей, преобладающих в данном обществе.
В
современной научной литературе при характеристике морально-психологического
состояния войск широко оперируют понятиями: «моральный фактор»,
«политико-моральное состояние», а в последние годы всё чаще используется термин
«духовный фактор». Военные социологи В.М.Азаров и С.М.Бурда дают следующую
характеристику духовно-нравственного потенциала (фактора). Во-первых,
духовно-нравственный потенциал необходимо рассматривать вместе с его носителем,
т.е. воинскими формированиями. Во-вторых, структура духовно-нравственного
фактора включает в себя:
•
идейно-нравственное образование (мировоззренческие позиции, нравственные
идеалы, принципы, нормы, определяющие отношение человека к обществу,
государству и т.д.);
•
общественно-психологическое образование (потребности, интересы, ценностные
факторы и т.д.);
•
психическое состояние (возбуждение, энтузиазм, подъем, спад и т.д.);
•массовое психическое состояние (общение, адаптация, убеждения,
подражание и т.д.) [3].
Духовно-нравственные
ценности, таким образом, становятся в настоящее время важнейшим фактором
возрождения страны и армии. Следовательно, духовно-нравственный фактор военной
службы требует серьезного изучения, которое возможно только при исследовании
советской и казахстанской армии.
Кризис связан, в частности, с тем, что
часть военнослужащих стремится усвоить духовно-нравственные традиции армии,
самоотверженно служить своей Родине, а другая часть - только отбывает службу,
относится к ней как к повинности, что приводит к низкой воинской дисциплине и
успеваемости среди многих военнослужащих. Так, с одной стороны, 55,6%
опрошенных поступили в военно-учебное заведение по призванию, 63,5%
военнослужащих, принимавших участие в опросе, после окончания военно-учебного
заведения хотели бы служить. С другой стороны, результаты социологического
исследования показали, что главными для военнослужащих являются сугубо личные
ценности, связанные с микромиром человека: здоровье, семья, материальная
обеспеченность. Вопросы карьеры, общественного положения по шкале ценностей
занимают 12-е место. Социально важная ценность Родина занимает в сознании
военнослужащих 7-е место по указанной шкале ценностей. Отсюда следует вывод о
том, что военнослужащие в процессе военной службы подвергаются воздействию
индивидуалистической идеологии, направленной прежде всего на удовлетворение
личных материальных потребностей, а это приводит к снижению потенциала
служебной активности. Снижение потенциала служебной активности приводит к
ухудшению морально-психологического климата в воинских коллективах. Так, 34,6%
респондентов указали в ответах, что неуставные отношения военнослужащих в
подразделениях, где они служат, носят отпечаток подавления человеческой
личности, унижения ее достоинства. Снижение нравственности проявляется, в
частности, в том, что 71% респондентов считают допустимым показ по телевидению
сцен особой жестокости и насилия, 42,5% опрошенных считают допустимым показ
откровенно сексуальных сцен. Значительное место в сознании военнослужащих
занимает американизированная массовая культура: так, 20,3% респондентов своими
любимыми киноактерами называют именно американских актеров, героев боевиков.
Военнослужащие, так же как и часть гражданского населения, подвержены
суевериям: 47,5% респондентов верят в «сглаз», 45,6% - в НЛО и визиты
инопланетян, 36,6% - во влияние звезд на судьбы людей (астрологию), 38,8% - в
полтергейст. Сложная духовно-нравственная обстановка в воинских коллективах
современной армии проявляется во взаимоотношениях военнослужащих и в их
отношении к учебе. Так, конфликты между военнослужащими (12,8%) и отсутствие
взаимопонимания между командирами рот и их подчиненными (11,6%) вместе
составляют 24,4%. Духовно-нравственный климат выражается и в отношении
военнослужащих к изучению военной специальности: 27,5% респондентов утверждают,
что главной причиной низких показателей в учебе является «нежелание учиться»,
32,5% респондентов связывают причины низкой успеваемости с неудовлетворенностью
материальными и бытовыми условиями службы. Таким образом, по мнению
военнослужащих, основными причинами низкой успеваемости являются
неудовлетворенность материально-бытовым обеспечением службы и банальное
нежелание учиться, а также причины, связанные с взаимоотношениями по
горизонтали и вертикали в воинских коллективах. Надо отметить, что к концу
обучения наступает кризис в стремлениях выпускников военных училищ стать
профессиональными военными: 45,5% курсантов и 30,9% выпускников фактически не
желают прилагать усилия к изучению военных дисциплин. Приведенные факты
свидетельствуют о падении престижа офицерской службы непосредственно в среде
курсантов выпускных курсов.
Изучение
уровня авторитетности командного и рядового состава в нашем исследовании дало
следующие результаты. Наблюдение подтверждает также низкий уровень
авторитетности заместителей командиров рот по воспитательной работе среди
различных категорий военнослужащих.
Как
видим, 24,4% от общего числа опрошенных считают наиболее авторитетным человеком
командира роты, а 27,5% от числа опрошенных не находят авторитетного человека в
своем подразделении. Получается, что к концу обучения у выпускников военных
училищ начинается кризис авторитетности командного состава. Заместители
командиров рот по воспитательной работе вообще не имеют авторитета, а значит,
не оказывают серьезного влияния на укрепление дисциплины и совершенствование
духовно-нравственного климата в подразделениях, где они служат.
Сложная
духовно-нравственная обстановка в воинских коллективах и недооценка частью
военнослужащих отрицательного влияния на духовную жизнь страны массовой
американизированной культуры (по данным нашего исследования, такую опасность
видят 35,6% опрошенных, не видят 45,9%, затрудняются с ответом 18,5%)
настоятельно требует формирования и поддержки в армии идеологии, основанной на
идеалах отечественной духовной культуры и на военных традициях.
Развитие
и совершенствование духовно-нравственного потенциала в современной армии, таким
образом, связано:
1. С необходимостью восстановления духовно-нравственного единства
командного и рядового состава современной армии, создания сплоченных воинских
коллективов на основе новой военно-патриотической идеологии.
2.
С формированием нового типа командира — единоначальника, сочетающего в своей
деятельности административные и идейно-воспитательные функции.
3. Со стремлением значительного количества военнослужащих армии
вернуться к духовно-нравственным истокам и традициям Отечества.
4. С повышением роли юридических, социологических, психологических,
информационных и др. служб в обучении и воспитании военнослужащих армии XXI
века.
Таким образом, обобщая вышесказанное, определяем, что на
формирование военной идеологии большое значение оказывают духовные ценности,
воспринимаемые как цели и идеалы жизнедеятельности и включаемые в положения
военной присяги. Борьба идей в обществе определяет смену институтов
государственной власти и появление новых идеологических институтов в армии,
занимающихся внедрением в сознание военнослужащих формирующихся
духовно-нравственных ценностей и норм.
Исходя из этого,
идейно-нравственное развитие личности воина XXI века будут определять идеология
казахстанского общества и духовно-нравственный климат в армии.
Духовно-нравственные ценности, традиции воинской чести, коллективизма и
товарищества должны сформировать новый облик командира армии в XXI веке,
сочетающего в своей деятельности административные, идеологические и
воспитательные функции одновременно. Традиции духовно-нравственного и
патриотического воспитания воинов армии приведут к сплочению воинских
коллективов и активному взаимодействию командиров всех степеней и личного
состава, что значительно повысит боеспособность Казахстанских Вооруженных Сил в
XXI веке.