Кисамедин
Г.М. - академический профессор по направлению «Архитектура жилых и общественных
зданий» КазГАСА.
УДК 85.11
ВИРТУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЕНДАЙ МЕДИАТЕКИ
БЫЛ ПОЛОН ПОЭЗИИ
Статья посвящена архитектуре уникального здания, расположенного г. Сендай, в 360 км к северу от Токио, Япония, который был открыт 26 января 2001 года.
Это уникальный многоцелевой общественный культурный центр «Сэндай медиатека» находится по проспекту Джио-Дзэндзи, обсаженному деревьями. Архитектура культурного
центра «Сендай медиатека» принесла его
автору архитектору Тойо Ито мировое
признание. Этот комплекс вмещает библиотеку, художественную галерею,
аудио-визуальную библиотеку, киностудию и кафе. Проект был выбран из 235 предложений.
В компьютерном эскизе, на мой взгляд, (1) складывается образ фрагмента леса,
густых стволов – опор, с туго связанными ветвями - перекрытиями, а на переднем плане прорисованы пушистые кроны молодых деревьев,
подсказывающие мысль автора об идейном содержании образа здания.
Рис. 1. Компьютерный
рисунок.
«Казалось,
нереальные трубы покачивались, как
водоросли в нерегулярной сетке колонн и
поддерживали нескольких тонких пластин.
Тем не менее, картина была полна поэзии и имела сильную власть
надо мной, она захватывала мое
воображение», - высказывания инженера, консультанта по структуре «Сендай
медиатеке».
Этот
компьютерный рисунок был бы ни чем иным
как художественной моделью будущей архитектуры,
но в жизни все произошло наоборот – отталкиваясь от практических вопросов ,
автор пришел к этому виртуальному рисунку.
Как бы не была прекрасна концепция, но если она не осуществима в
конструкциях, то она безжизненна. Ее значение сводится к нулю, если она не будет полезной и безопасной в
эксплуатации и во время землетрясения. Японский архитектор, автор проекта Тойо
Ито по поводу рождения образа архитектуры «Я предложил минимально чистую
структурную систему, состоящую только из пластин и труб. Используя все свои
знания и опыт, я постепенно сложил в своем сознании четкий структурный образ и,
наконец, захватывающая идея пришла ко мне, что сделало все это, к счастью,
возможным». Вначале родилась «минимально чистая структурная система из
этого высказывания следует, что
изначально Тойо Ито не имел в виду образ леса и дерева, «захватывающая
идея» кривых опор, напоминающая
лес, пришла позже.
1 |
2 |
3 |
4 |
2.
Структура здания демонстрирует безопорные планы всех этажей. 3. Фасад
отражает обсаженный деревьями проспект.
4. Вид на главный фасад сквозь кроны густых деревьев.
Несмотря
на то, что идея очень проста, на первый взгляд, необходимы научные доводы, что впечатляющий компьютерный эскиз -
видение «Сэндай Медиатека» от архитектора Toйo Ито, можно реализовать в архитектуре. Условие сейсмики и отсутствие аналогов,
ставило идею под сомнение. Для этого
предстояла проверка гипотезы: компьютерное моделирование структурного
анализа. Концепция должна быть
проверена с точки зрения строительства и экономики. В особенности это важно,
если такое решение не имеет аналогов в строительстве. Предложенная Тойо Ито
структурная система никогда не была ранее
использована в строительстве, поэтому предстоял структурный анализ с помощью компьютерного моделирования для
технической проверки наиболее важных
конструктивных моментов.
На
первом этапе, говорит автор, я сделал грубую оценку гипотетической модели с
использованием технологического решения основных форм моделирования, а затем в
точке, где у меня была уверенность, что гипотеза была правильной, я решил,
структурные формы, конструкции и основные детали, а также создал критерии
требований технологических задач.
В
итоге, «Сэндай медиатека» получила
сертификат на строительство по всем требованиям министерства строительства.
Всевозможные испытания структуры
стали возможны благодаря методам компьютерного моделирования. Наконец,
наступил момент, когда потрясающая идея
«Сэндай медиатека» стала реальной для воплощения средствами архитектуры.
В архитектуре
построенного здания медиатеки нет
ничего уникального, даже она имеет
несколько унылый вид стеклянного прямоугольного параллелепипеда и даже опоры
- «стволы деревьев» уже не так притягательны, как в эскизном
проекте, и уже не напоминают деревья.
Это скорее наклоненные башни,
которые спрятались за гладью стекла, но они хорошо просматриваются, благодаря
особой прозрачности остекления. Особая прозрачность фасадов заключается в
том, что перекрытия консольно выдвигаются от опор, придавая воздушную легкость
фасаду, а отражение городских деревьев
усиливает значение кривых, нерациональных
башен – «бывших стволов деревьев», и уже, кажется, ничего не связывает
образ здания с образом первого компьютерного рисунка.
Однако,
рассматривая здание изнутри, вы не
можете уклониться от ощущения, что образная связь все же сохраняется -
абстрагированный образ леса в интерьерах здания гигантских «стволов –
деревьев» на фоне живых со спутанными
ветвями за стеклом прозрачного фасада ассоциативно связывается в вашем сознании в абстрагированный образ чего-то
нового, ранее не
существовавшего
ощущения – сравнения леса в холодных железных стволах конструкций. Эти конструкции были бы совсем не уместны,
будь они регулярны в плане и одинаковые по размерам.
Фото
5. Интерьер библиотеки «Сэндай Медиатека»
Несмотря
на внешнюю «оторванность» металлических башен или труб как говорит сам
автор, ассоциация опор своим наклоном и характером пробуждали переживания образов природного происхождения
близкого лесу. Возможно это ассоциации человека электронного века в
восприятии леса.
Архитектор
Тойо Ито - автор «Сэндай
Медиатека» рассказал о своих
наблюдениях и переживаниях во время строительства: «Бесчисленные плиты и трубы,
внезапно возникшие в городском
пространстве постепенно стали
собираться в массивные скульптуры из стали. Звуки десятков сварщиков с утра до ночи гулким эхом исторгали
красочные искры факелов в воздух как из жерл дымоходов. Эта работа казалось слишком примитивной для строительной площадки в компьютерный
век, она производила впечатление акта
насилия. Между тем, бесчисленные
рисунки текли потоком через огромный экран, а на земле лежали
изученные строителями чертежи
объекта: планы, разрезы, трехмерные
изображения, детали из арсенала двумерных архитектурных
знаков. Непрерывные бумажные
потоки с чертежами появлялись и исчезали на строительной площадке, словно
следы процесса проектирования».
Опорами здания стали 13 труб древовидной формы, выполненные в стрежневой конструкции,
все 13 опор разные по размерам. Это
гибкие элементы конструкции выступают
также как линии вертикального движения пространства, где «протекают»
энергии света, воздуха, воды, звука и информационные потоки. Это странное сочетание 13 колонн, где 5 собрались на
главном фасаде, создают колонный портал перед входом, где одна башня за
пределами стеклянной плоскости фасада. Компьютерное моделирование структурного
анализа плана перекрытия создают непривычную картину, где нет колонн, балок, лестниц, как системы жесткости
здания, перед нами предстает пространственная структура с 13 дырами разного
диаметра.
Фото
5. Схема плана перекрытия с усиленной сеткой армирования вокруг труб.
Структурная система здания состоит из 13 независимых
стальных ребристых валов (трубчатые колонны: в основном из стальных труб
стропильной конструкции) и 7 стальных ребристых плит перекрытий -
"сот" которые дают полную свободу планировкам всех этажей.
Структурная
плита гасит энергию сейсмических ударов,
благодаря своей гибкости и подвижности. Микроклимат «Сэндай Медиатека» поддерживается вентиляционными
отверстиями на верхних стеклах двойного остекления ("двойная кожа") южного фасада,
что уменьшает конденсат. Отверстия
наружного стеклянного ограждения создает микроклимат в зимний и летний период.
Летом они охлаждают воздух за счет восходящих потоков воздуха, а в зимний
период закрытые отверстия создают изолирующий слой воздуха, чтобы сохранить тепло.
Опоры
одновременно служат световыми колодцами
для проникновения солнечных лучей на нижние этажи здания, а также для сетевых
кабелей, проводов, лифтов и лестниц. Образ дерева, наверняка был первым в сознании архитектора, потому что это очень
дорогой, близкий и понятный образ и не только для японца. Для архитектора Тойо
Ито дерево является излюбленной темой в творчестве, примером к сказанному -
здание «TODS».
Архитектура
здания «TODS» прижалась узким корпусом среди других зданий на одном из
оживленных улиц Токио. Архитектура
здания «TODS» выгодно отличается
от соседних зданий за счет необычного
художественного образа, который напоминает сплетение ветвей деревьев.
Фото автора. 2008 г.
Эти геометрические переплетения на фасаде особенно хорошо воспринимаются с ветвями живого дерева,
стоящего перед зданием. Выполненный из бетона фасад является данью не только
красоте и удобствам внутренней планировки - все этажи здания свободные и без
опор, но сам является несущей конструкцией в виде гигантской фермы, на которую
опираются все перекрытия.
Мир человека это мир переживаний, мир
чувств, ощущений, поэтому если архитектура ассоциативно заставляет вас переживать, ощущать новые впечатления, видеть в новом свете привычное традиционное это означает, что она – архитектура живет
вместе с вами в новом времени.
Список
использованной литературы.
1. Галинский http://www
.galinsky.com /здания/ sendaimediatheque/обзор Эндрю Барри
2. http://www.artspace.org.nz/shows/Ito.htm
структуры медиатеке сэндай
3. http://www.um.u-tokyo.ac.jp
/publish_...irtual/05.html изображение архитектуры электронный век на Тойо Ито
4. http://www.designboom.com/eng/interv...statement.html