Болат САЙЛАН
Казахский
государственный
Женский
педогогический университет,
к.и.н.,
доцент кафедры “Истории Казахстана”
Участие казахстанской
молодежи в 1920-30-е годы в кампании по ликвидации безграмотности
Вопрос о ситуации в культурном строительстве
в жизни казахского народа, в селах и аулах в первое десятилетие после
установления Советской власти и о происшедших в этот период изменениях –
сложная проблема, еще не полностью изученная в отечественной истории. Одной
частью этого явления, названное культурным строительством, стала ликвидация
безграмотности в республике. Активными участниками ликвидации безграмотности
явились казахстанская молодежь и молодежные организации страны.
Партийные организации осуществляли
идейно-политическое воспитание и повышение грамотности населения через систему
культурно-просветительных учреждений. Казахстанская молодежь вкупе с ее
организациями, активно действуя по поручению партии на идеологическом и
культурном фронтах, были вовлечены в работу по воспитанию подрастающего
поколения в социалистическом духе.
В 1920 году в соответствии с решением
Комитета народных комиссаров РСФСР при отделах Наркомпроса были созданы
комиссии по ликвидации безграмотности, занимавшиеся организацией учета
безграмотных, подготовкой педагогов-специалистов, открытием школ и курсов,
изданием учебников и учебных пособий. В 1924 году в Казахстане проводилась
работа по созданию организации «долой неграмотности». На первом организационном собрании,
прошедшем 17 февраля 1924 года, была зарегистрирована Казахстанская организация
долой неграмотности (ОДН) [1]. Хотя основной
целью этой организации была борьба с безграмотностью населения, на местах
ячейки ее занимались также и привлечением рабочих, крестьян, животноводов в
дело социалистического строительства и обучением сельских жителей вкладыванию
всех своих средств и сил в общественное дело, то есть в реализацию важных
принципов коммунистической идеологии.
9 марта 1925 года Киргизский (казахский)
областной комитет Российского Коммунистического Союза молодежи (РКСМ) был
переименован в Киргизский (казахский) краевой Ленинский Коммунистический Союз
Молодежи (ЛКСМ) [2]. Союз молодежи, названный именем В.И. Ленина, который многие годы
назывался вождем в советском обществе, был обязан участвовать во всех делах социалистического
строительства, в дело его реализации, неукоснительном выполнении партийных
поручений, в том числе и в деле ликвидации безграмотности.
30 июля 1925
года было издано постановление казахского културно-просветительного управления
о создании красных юрт, совместно с краевыми партийными комитетами специально
предназначенных для сельских женщин [3]. Организация красных юрт и управление
ими было возложено на местные комитеты партии и комсомола, а также на союз
«Косшы». Красные юрты были основной силой в борьбе с безграмотностью женщин.
Это культурно-просветительное учреждение выполняло также роль клуба, читальни,
библиотеки, лекционного зала и центра консультаций по различным вопросам.
Основной целью юрт была пропаганда советской идеологии. В этих целях начали
издаваться газета «Равенство» (в мае 1925 года) и журнал «Равенство женщины» (в
январе 1926 года). Первым их редактором была Сара Есова [4].
Наряду с
ликвидацией безграмотности Красные юрты занимались также вопросами организации
женских артелей (рукоделие, швейное дело и т.п.) и открытием хоровых кружков. В
них проводилось чтение вслух, выпускались стенгазеты, организовывались
постановки спектаклей для селских жителей и открывались небольшие библиотеки.
Таким образом, женщины были активными участницами работе, проводимых Красными
юртами [5].
На VI Всесоюзной партийной конференции, прошедшей в ноябре
1927 года, Ф. Голощекин утверждал, что 97 процентов казахского населения безграмотно, то есть
только 3 процента населения владеют арабской вязью. Если учесть, что, по данным
Центрального счетного управления 1927-28 годов в Казахстане в 1928-29 годы
среди сельского населения Казахстана безграмотные составляли 89,5%, среди
каракалпаков – 97 %, узбеков – 94 %, таранчи – 87 %, прочих народов и народностей
– 51 %), то мы увидим, что вышеприведенные данные были неточными, то есть
Голощекин в своем выступлении специально уменьшил и без того малое количество
грамотных людей[6].
Руководители
большевистской партии в своих речах, произнесенных перед народом, пытались
приуменьшить количество грамотных людей, в то время как в своих секретных
данных, специально посвященных только для членов партии, в несколько раз
увеличивали эти данные. Если опираться на исследования казахстанских ученых,
можно заметить, что количество грамотных среди казахского населения перед
октябрьской революцией составляло около 8,2-10 % от всего населения[7].
VIII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
Молодежи (ВЛКСМ), будучи вынужденным исполнять указания партии по ликвидации
безграмотности, направляло молодежь на борьбу с безграмотностью. Начиная с 1
августа 1928 года было принято проводить месячник ликвидации безграмотности.
Было решено также отправить тысячу комсомольцев для помощи местным комиссиям по
борьбе с безграмотностью в деле ликвидации безграмотности. Съезд обязал каждого
грамотного комсомольца обучать безграмотных. Съезд рассматривал эту меру борьбы
комсомола с безграмотностью как одно из важнейших указаний партии. Однако хотя
эти решения были гладко изложены на бумаге, на деле они не были такими
блестящими.
Основным принципом того времени было
неукоснительное выполнение партийных поручений. Таким образом, была начата
организация культурного похода с участием
молодежной организации. Казахстанский комсомол в целях выполнения двухгодичной
культурно-просветительной работы направило в аулы и села 408 культурных бойцов
и дополнительно 226 молодых людей [8]. Молодежь,
направленная в сельскую местность, начала работу в качестве ликвидаторов
безграмотности, а часть молодежи стала работать в качестве учителей в начальных
классах, где был недостаток учителей и руководителей домов обучения. Не всех
участников этого культурного похода, в целях ликвидации безграмотности
направленных в аулы и села, можно было назвать грамотными. Потому что ставшие
привычным методом советской идеологии перегибы партии сказались и в этой
отрасли. Исполнительные органы, вынужденные неукоснительно выполнять партийные
поручения и принятые партией решения, во все времена всячески пытались показать
перевыполнение плана. Поэтому говорилось, что культурный поход, ставший
движением повышения грамотности и культуры населения, охватил новые уголки
большой территории Казахстана.
Например, партия пыталась поднять свой авторитет утверждением о том, что в
1928-29 годы в результате культурного похода 179419 человек стали грамотными.
Если исходить из данных того времени, то в старых документах указывается, что в
тот год в республике работали 1120 пунктов ликвидации безграмотности и 71 школа
для малограмотных, в числе которых было: коммунистов – 306, членов молодежных
организаций – 510, членов профсоюза – 1826, рабочих – 28, батраков – 721,
бедняков – 3118 и середняков – 1814 человек [9].
Однако руководство партии не ломало голову
над тем, что уровень грамотности молодых людей, отправленных в культурный
поход, низок, и как воспримет народ этих молодых людей на местах. Потому что
члены молодежной организации, прибывшие в среду малограмотных людей, не могли
найти полной поддержки среди населения. Во втором номере газеты «Молодое
поколение» от 1927 года, где шла речь о таких несоответствиях, говорилось:
«прошло немало времени с тех пор, как в народе организована и вовлечена в
работу молодежная организация. С тех пор в ее ряды записываются бедняки и
батраки со всех концов. Но все недостатки порождаются политической и культурной
безграмотностью молодежи. Сельские комсомольцы, вышедшие из сельских бедняков и
крестьян, политически безграмотны, чтобы руководить крестьянами и заступаться
за бедняков. Поэтому первая основная задача комсомольцев – ликвидировать свою
политическую и культурную безграмотность, обучившись в краткосрочных школах.
Только тогда будут подрублено под корень многие вещи, говорилось в статье [10]. Из этого можно видеть, что партия работала только в
одностороннем указывающем направлении.
По плану культурного похода было
запланировано обучить всего 276423 человек. В том числе из русских – 81499, из
восточных народов – 20000 и 174924 человек из казахов должны были стать
грамотными. В их числе 146400 были членами колхозов, 23750 – рабочими, 52 540 –
сельскохозяйственные труженики, 32385 человек – людьми довоенного возраста [11]. План, предложенный культпоходом, был насыщенным, он
требовал много сил и денег, поэтому ожидалось, что предложенный план будет
выполнен за счет поддержки и силы большинства. Поэтому в деле ликвидации
безграмотности при организации культурного похода комсомол ограничился лишь выполнением обязанностей. Если
опираться на сведения системы печати от 1927 года о количестве школ и учащихся,
то: «До революции количество школ низкого уровня было 500, учащихся – 16 тысяч.
После октябрьской революции количество первоступенчатых школ насчитывало 35
тысяч 844, количество их учащихся – 215 тысяч 559, семилетних школ насчитывалось 78, их учащихся – 22 тысячи 31, 9-тилетних школ было насчитано 13, их учащихся – 5
тысяч 197 человек. Второступенчатых школ было 19, их учащихся – 15 тысяч 919
человек. Школ средней степени (техникумы и др.) насчитывалось 28, а их учащихся
– 4219 человек [12].
Хотя количество школ, считавшихся очагами
знаний, было вышеуказанным, из нижеприведенных данных мы можем видеть, что их
уровень знаний еще был очень плохим. Смагул Садуакасов, бывший в свое время
народным комиссаром народного просвещения, в своем докладе на торжественном совещании,
проведенном 29 октября 1926 года, посвященном открытию педагогического
института в городе Ташкент, сказал: «… ежегодно мы недобираем поступающих в
наши техникумы. Особенно казахская молодежь, имеющая низкий уровень школьных
знаний, приходит в техникумы без достаточной подготовки, так как уровень
подготовки учителей, их обучающих, сам оставляет желать лучшего» [13].
До конца 1928 года казахи пользовались
арабской письменностью, партийные вожди оценили замену арабской письменности
другой как революцию на Советском Востоке. В декабре 1928 года IV сессия
Исполкома Казахской АССР VI созыва узаконила перевод на всей территории
республики переход на латинский алфавит.
Поначалу перевод на латиницу затруднил
борьбу с безграмотностью, потребовав дополнительных мер и средств. Нужно было
время для того чтобы те, кто раньше пользовался арабской графикой, а это были
прежде всего учителя и культурные бойцы, освоили новую письменность, такие
вопросы как подготовка новых учебников и методик по новой письменности, перестройка
работы типографий и т.п. ждали своего решения. Молодежь Каркаралинского региона
сплотила подготовленную молодежь всех педагогических техникумов, школ второго
уровня и других школ. Как указывалось в отчетах, «в культурный поход было
вовлечено 295 человек, 73 из них члены молодежной организации, 7 – члены
партии, остальные – беспартийная грамотная молодежь» [14].
Культурный
поход, организованный комсомольской молодежью Атырауской области, привел к
созданию 126 пунктов ликвидации безграмотности, в которых были охвачены 3585
человек, и 60 из них научились грамоте на основе нового алфавита [15]. Молодежь
совместно с преподавателями и учителями открывали новые пункты ликвидации
безграмотности. Уже в то время из первичных комсомольских организаций и отделных
комсомольцев в сельские комитеты молодежи стали направляться письма-отношения,
написанные новым латинским шрифтом. В обществе все это восхвалялось и
пропагандировалось как достижения партии, достигнутые благодаря ее
плодотворному труду. В ряде местностей культурные бойцы непосредственно
участвовали в производственной жизни сельскохозяйственных артелей – в весенней
посевной кампании, в уборке урожая, в учете сельхозпродукции, в составлении
сельскохозяйственных планов и т.п.
Молодежь
Сырдарьинского региона, отправившаяся в культурный поход, обучила 19644
безграмотных, в основном, юношей и девушек из казахов, организовали 315 пунктов
ликвидации безграмотности, из них 183 – в аулах, 47 – в сельской местности, 46
– на змовках и 39 – в городах. На всех названных местах было обучено всего
8 058 безграмотных [16]. Сведения о безграмотных, охваченных пунктами по
ликвидации безграмотности, давались только по районам, куда были направлены
комсосольцы-культурные бойцы. Только по городу Кызылорда в 17 первичных комсомольских
организациях работали 550 культурных бойцов из молодежи, которые обслуживали 53
пункта по ликвидации безграмотности, ежегодно обучая грамоте 1460 человек [17].
В 1927-28
учебный год 89 % учащихся составляли мальчики-казахи, девочки же составляли всего
лишь 11 %. Если сравнить, к примеру, в русскими, то можно увидеть, что у них
эти показатели составляли соответственно 66,3 % и 33,7 % [18]. Из этого можно
заметить, что охват школами казахских детей был в процентном соотношении ниже,
чем охват детей других национальностей, особенно русских. Эти показатели
доказывают, что мероприятия по народному образованию в казахских аулах трудно
было назвать «культурной революцией». Однако, хотя историческая правда такова,
по вполне понятным причинам в нашей научной и исторической литературе постоянно
твердилось о «великой помощи» советской власти в обучении грамоте народа,
бесперебойно восхвалялось это благое дело.
Казахстанское
правительство и работники Центра безразлично относились к вопросу
финансирования образования. Расходы на образование в Казахстане были самыми
низкими по сравнеию с другими республиками. Если в Казахстане в 1927 году
расход средств в расчете на 1 человека составлял 1 рубль 35 копеек, то в РСФСР
этот показатель составлял 2 рубля 61 копейку, в Туркменистане – 3 рубля 88
копеек, в Бурятии – 4 рубля 24 копейки, в Закавказской Федеративной Республике
– 5 рублей 26 копеек [19].
Неудовлетворительное
состояние политического просвещения в молодежной организации сормировалось
главным образом от недопонимания некоторыми комсомольскими работниками значения
образования для жизни народа, многие молодые люди не могли сочетать работу по
решению хозяйственно-культурных и общественно-политических вопросов
(социалистическое соревнование, коллективизацию, уборку урожая, ликвидацию
безграмотности и т.п.) с политическим просвещением членов союза молодежи.
Таким
образом, в среде казахстанской молодежи росли и воспитывались будущие
коммунисты, проходя боевое крещение. Только в двухлетний период с июля 1928
года по апрель 1930 года по краю 19861 отличные воспитанников казахской
молодежи были приняты в Ленинскую партию [20]. Для того чтобы вести молодежь по
этому пути, руководящая власть стремилась пополнять свои ряды молодежью,
активно привлекая их по этой традиции.
И все же
будучи сами малограмотными, большевики хорошо понимали невозможность
осуществления социалистического строительства с безграмотными и малограмотными
массами, поэтому уделяли большое внимание открытию и совершенствованию в крае
высших и средних школ. Например, если в 1928 году в Казахстане было лишь одно
высшее учебное заведение, то в 1932 году их число достигло восьми. В этот же
период число педагогических техникумов выросло с 14 до 29, других техникумов –
с 16 до 52 [21].
Таким
образом, в рассматриваемый нами период 1920-1930-х годов борьба казахстанских
молодежных оргнаизаций с безграмотностью проводилась под непосредственным
руководством и влиянием коммунистической партии. Руководство коммунистической
партии вынуждая выполнять свои решения, использовало молодежь и их оргнаизации
в труде на всех участках социалистического общества.
.............................................
1.
Архив Президента Республики Казахстан (АП РК), Фонд-143, опись-1,
дело-1889, лист- 21.
2.
Жастардын миндети //Жас казак.. 1923. октябрь, №1.
3.
АП РК, Ф.143, о.1, д.7, л.5.
4.
Культурное строительство в Казахстане. І-том, А., 1965. 90-стр.
5.
Ш.Биткенбаева. Казакстанда сауатсыздыкты жою туралы лениндик декреттин
жузеге асуы. А., 1982. 54-стр.
6.
Восточно-Казахстанский областной архив РК. Ф. 1, о.І, д.1945, л.296.
7.
Т.Омарбеков. Саутсыздыкты жою: науканшылык жане онын салдарлары.// Акикат,
1996. №2, 30-стр.
8.
Там же.
9.
АП РК, Ф.143, о.1, д.1728, л.17.
10. Уйымдастыру жумысы.
//Жеткиншек. 1927. №2.
11. //Ленинская смена.1930.
21 январь.
12. Улт маселеси
комсомолдар.//Жеткиншек. 1927. №5.
13. Т.Омарбеков. Мадени
курылыс тарихы: тапшыл козкарас сабактары.//Акикат, 1996. №3, 30-стр.
14. АП РК, Ф.143, о.1, д.2834, л.103.
15. Там же, л.151.
16. Х.Суюншалиев. Комсомол
Казахстана – активный помощник Коммунистической партии в культурном
строительстве (1928-1940 гг.). Кандидатская диссертация. А., 1968. 119-стр.
17. //Ленинская смена. 1930.
27 декабрь.
18. Т.Омарбеков. .
Саутсыздыкты жою: науканшылык жане онын салдарлары.// Акикат, 1996. №2,
31-стр.
19. Там же.
20. В.Гаврилов. Комсомол и
културный фронт в Казахстане. // Большевик Казахстана. 1939. № 4, 23-стр.
21. Т.Омарбеков. Мадени курылыс тарихы: тапшыл козкарас
сабактары.//Акикат, 1996. №3, 30-стр.
РЕЗЮМЕ
Данная статья
посвящена участию молодежи в культурном строительстве в Казахстане 20-30 годы
ХХ века. В статье показана политика коммунистической партии в ликвидации
безграмотности. С современной точки зрения дана оценка работе молодежных групп
в борьбе с безграмотности.
SUMMARY
This
article considers about taking part young people cultural building in
Kazakhstan in 20-30 years of XX century. This article shows politic communist
in liquidation of illiteracy. With modern point of view gives mark to work of
youth group in wrestling with illiteracy.