К.филос.н.
Карманова Ж.А
Казахстан,
Карагандинский государственный университет
им.
Е.А. Букетова
Вопросы воспитания патриотизма,
межэтнической и межрелигиозной толерантности
.
Нынешний мир находится перед
лицом многочисленных перипетий:
политический радикализм с его жесткой нетерпимостью, военные конфликты и
терроризм, который впервые в истории приобрел планетарный формат с небывалым
числом жертв, религиозные распри и т.д. Но ведь существуют демократические и
мирные пути, следуя которым можно избежать катастрофизма.
Такие
пути – это пути толерантности. Социально-позитивные реалии современного мира
создаются и существуют на базе толерантных отношений.
Латинский
термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей,
произошло tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античности, но
долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю
Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской
этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV
веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в
смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому
добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке
термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С
этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с
развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в
1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как
дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии
(toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).
Все словари ХХ века однозначно указывают
прямое толкование/перевод толерантность — терпимость (Толковый словарь Ушакова,
Большой энциклопедический словарь).
Однако в современном языке термин
«толерантность» применяется самостоятельно и специалисты утверждают, что
прямого перевода этот термин не имеет.
В отличие от «терпимости» (терпеть — «не
противодействуя, не жалуясь, безропотно переносить, сносить что-нибудь
бедственное, тяжелое, неприятное»), толерантность (в современный язык слово
пришло из англ. tolerance) — готовность благосклонно признавать, принимать
поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных.
При этом даже в том случае, когда эти убеждения/взгляды тобою не разделяются и
не одобряются. (Merriam-Webster’s Online Dictionary, Cambridge International
Dictionary of English, Encarta World English Dictionary)
Смысловая разница очевидна: «терплю» с
трудом, в ущерб себе что-то неприятное; «отношусь толерантно» — сам так делать
не буду, но признаю право других поступать так, как среди них принято, понимаю
их традиции, их культуру и т. п.
Важным условием реализации толерантного
поведения является демократия, поскольку она - возможность для существования
общественного мнения, в достаточной степени разумного в современных социальных
условиях. Данное положение является спорным и дискуссионным с точки зрения
теоретических и практических подходов к "демократии". Но несомненным
остается тот факт, что толерантность включает в себя отрицание истинностной
привилегированности любой позиции, в том числе и своей собственной, признание
логического первенства или " взаимного приоритета" всех выдвигаемых
точек зрения. Поскольку ценности и принципы толерантности требует впустить и
принять "Другого" именно как "Другого", во всей его
"инаковости" и "особенности", то она является активным и
конструктивным сотрудничеством, соучастием и солидарностью людей. Все это
становится невозможным, если нет в обществе "открытости", воли власти
(политической, государственной и т.д.) и свободы конкуренции на рынке идей,
т.е. сохранение свободы мышления с помощью учреждений, защищающих свободу.
Востребованность человеком толерантности и
поиск или создание вокруг себя толерантных отношений является характеристикой
демократической личности. Демократическая личность формируется в процессе
"нормальной" социализации и характеризуется отсутствием этнических
предрассудков, широтой мышления, толерантностью, признанием равенства людей,
открытостью, низким уровнем тревожности, приоритетом рационального начала,
активной жизненной позицией и чувством ответственности за других. Исходя из
этого, толерантность как норма легального поведения для субъекта (человека,
обладающего самоопределенностью) на первое место выдвигает такие характеристики
как: мировоззренческая и психологическая открытость; стойкость и мужество при
определенном выборе или принятии какого-либо решения; дисциплинированность и
ответственность.
Фактически любое убеждение – религиозное,
политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается
никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех
взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы
в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить
им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое
правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим
экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более
гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.
Толерантность означает уважение, принятие
и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и
способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,
открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность -
гармония в многообразии. Это качество личности является составляющей гуманистической
направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в
личностных действиях человека.
В последнее время многие государственные и
общественные деятели, ученые, служащие религиозных конфессий основными идеями,
способными сплотить, общество, укрепить единство и целостность государств,
считают идеи патриотизма, идеи духовного воспитания, идеи межнационального и
межрелигиозного общения. Назрела необходимость поставить вопрос и воспитании,
его целях и ценностях, ибо оно является производным от более широкого вопроса о
том, куда мы идем, какова наша идея, не пагубна ли для будущего поколения нравственная
деградация и утрата человеческих качеств. Слова «патриотизм», «любовь к родине»,
«все мы – одна семья» вновь должны обрести свое высокое значение. Сегодня
требуются новые подходы к разработке методологии и теории воспитания,
определению концептуально ориентированной перспективы, которая позволила бы осознать,
какого гражданина следует воспитывать, какие качества у него необходимо
формировать. Думается основным препятствием на пути выполнения учебными
заведениями, учреждения культуры, СМИ социального заказа республики по
воспитанию детей, молодежи в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости
является отсутствие теории, разработанной с учетом перемен, происшедших в
последние годы.
Для создания такой теории необходимо
интегрировать знания, накопленные философией, социологией, этнологией,
языкознанием, социальной и общей психологией о формировании личности,
межнациональных, межконфессиональных и межличностных отношениях, этнической и
межэтнической социализации, национальных гражданско-патриотических и
общественных чувствах и сознании. Учреждения образования должны координировать
воздействие на учащуюся молодежь этносоциальной среды, сообщать ей научные
знания, нацеленные на формирование положительного отношения к своему и другим
народам.
Концепция глобального образования, которая
внедряется в учебных заведениях стран Западной Европы, предусматривает включение
в учебные планы воспитания интереса и уважения к культурам народов мира,
достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах,
формирования чувства и сознания граждан мира, общечеловеческих чувств и
сознания. Европейским союзом и Советом Европы прилагаются большие усилия для
воспитания у молодежи активной гражданской позиции как в своей стране, так и в
масштабах Европы и мира. Важное место отводится разработке проектов в области
преподавания в школах и вузах, установлению обменов между гражданами разных
стран. Такое общение оказывает позитивное влияние на общий процесс
«европеизации» и интернационализма населения. /1/
Отсюда может вытекать предлагаемый
примерно набор ценностей, связанных с осознанием каждого человека гражданином
своей страны, республики и всей планеты:
- единство национального, общенационально-патриотического
и общечеловеческого в формировании чувств и самосознания;
- равенство прав и свобод человека и гражданина,
независимо от пола, расы , национальности, языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства и отношения к религии, уважительное
отношение ко всем народам Земли, их суверенитету, к национальной и
конфессиональной принадлежности человека, этнокультурным и религиозным запросам
людей, к малочисленным народам, национальным меньшинствам, этническим группам,
иммигрантам, беженцам;
- способность преодолевать личностно-психологические
барьеры в общении, непримиримое отношение к эгоизму, себялюбию, высокомерию,
грубости;
умение распознавать психологическое состояние людей,
оказавшихся вовлеченными в межнациональные трения и конфликты;
- непримиримость к национализму, шовинизму, расизму,
геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой или религиозной
исключительности; толерантное отношение к мировым религиям, к деятельности
священнослужителей, направленное на мирное решение национальных, расовых и
прочих конфликтов.
Целостным подходом к воспитанию в духе
патриотизма, дружбы народов, веротерпимости должны руководствоваться все те,
кто призван создать условия, необходимые для реализации следующих принципов
воспитания культуры межнационального общения:
- общественное и государственное регулирование
деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и
семью по данному вопросу;
учет характера национальных отношений, особенностей
различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков,
старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих,
жителей городов и сел);
- сохранение развитие исторически сложившихся
дружеских отношений народов Казахстана, их сплочение в единой республике, развитие
национальных культур и языков народов страны, содействие мирному разрешению
межэтнических противоречий, равноправию;
- учет национальных, гражданско-патриотических и
общечеловеческих ценностей в воспитании молодежи, обеспечение взаимопонимания и
сотрудничества между людьми, народами, расовыми и этническими группами;
формирование у молодежи национального самосознания,
открытого для восприятия ценностей других народов; удовлетворение по мере
возможности национально-культурных запросов разрозненно расселенных народов и
национальных меньшинств, защита прав беженцев и вынужденных переселенцев.
Разрабатывая теорию воспитания культуры
межнационального общения, весьма полезно учесть и использовать ценный опыт ряда
много национальных государств Западной Европы и Америки (Бельгии, Швейцарии,
Канады, США и др.)
Особая роль принадлежит знаниям о праве,
юридической культуре, которые составляют ядро правосознания. Правила поведения
должны быть известны учащейся молодежи и превращены в личные убеждения. На этой
основе необходимо формировать правовое сознание. Правовые знания молодым
поколением приобретаются на занятиях, через средства массовой коммуникации,
публичные выступления и подкрепляются выбором поведения в ситуации, связанной с
правом. Осуществляя государственно-общественное управление воспитанием
молодежи, руководители и общественные организации на местах должны
придерживаться таких принципов современного международного права как мирное
сосуществование государств, сотрудничество, равноправие, самоопределение,
ответственность за агрессию, суверенитет, нерушимость границ, невмешательство
во внутренние дела друг друга, добросовестное выполнение международных
обязательств.
Президент Республики Казахстан Н.А.
Назарбаев всегда отводит данным аспектам особое внимание. Он направляет
деятельность своей политики на сохранение и продолжение сближения культурного
сотрудничества наций и народностей Казахстана. В выступлениях президента
лейтмотивом звучит мысль о необходимости сделать все необходимое для сохранения
межнационального согласия. Государственной программой функционирования и
развития языков на 2001-2010 гг. предусматриваются оказание государственной
поддержки представителям этнических общностей (диаспор) в обучении родному
языку, всесторонняя помощь в развитии своей культуры. Эффективным является
изучение родного языка в национальных центрах, воскресных школах. Сейчас в
Республике функционирует 178 воскресных школ, где изучается 23 национальных
языка./2/
Наблюдения за деятельностью
национально-культурных центров г. Караганды в течение нескольких лет позволили
сделать положительные выводы о полном соответствии тем нравственным позициям,
которые должны присутствовать в интернациональном обществе. На сегодняшний день
в Караганде имеют довольно прочные корни такие национальные центры, как
немецкий «Видергебурт», польский «Полония», чечено-ингушский «Вайнах», еврейский
«Хэссэт», а также татарский, башкирский, корейский, украинский центры. На пути возрождения
и становления находятся узбекский и азербайджанский национальные центры. Само
собой разумеется, что казахский центр, работающий при акимате, изначально дал
старт национальному развитию. Данные центры занимаются не только объединением
людей своих национальностей, но и развитием национального и общественного
образования, культуры и искусства, причем в большем объеме это проводится
интегрировано с другими национальностями.
В заключении приведем слова Лихачева Д.С.,
который верно отметил ту идею, которой посвящена статья: «Великий народ, народ
со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть
добрым, особенно, если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ
должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру». /3/
Литература:
1.
Гасанов З.Т. Проблемы
воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. – 2001. -
№4.
2.
2.Народы Казахстана:
Энциклопедический справочник / Сост. Г.
Анес, Е. Оразбеков, А. Гадеева, Х. Баймен. - Алматы: Арыс.-2003.
3.
Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения. – Л., 1989., С.48.