К вопросу о работе над голосом с глухими детьми в детском саду.
Боброва Валентина Владимировна
КарГУ им.Е.А.Букетова
Рахметова Анар Муратовна
КарГУ им.Е.А.Букетова
Кузьмин Андрей Андреевич
КарГУ им.Е.А.Букетова
Для детей с
нарушенным слухом крайне важной задачей является формирование голоса,
приближенного к норме, т. е. голоса нормальной силы, высоты, без грубых
нарушений тембра. Решение этой задачи невозможно без специальной работы над
качеством голоса. Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития
голоса детей. Проведение систематической полноценной работы по формированию
голоса особенно необходимо именно в дошкольном учреждении для детей с
нарушенным слухом. Отсутствие методики работы над голосом с неслышащими
дошкольниками обуславливает невысокие результаты
Определенные
программой обучения задачи работы над голосом решаются на фронтальных и
индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию
произношения. Следует заметить, что проводить работу по развитию, а тем более коррекции
голоса на фронтальных занятиях очень сложно, так как навыки владения голосом у
детей очень различны. Поэтому нужно планировать работу так, чтобы на
фронтальных занятиях закреплялись уже имеющиеся у детей навыки владения
голосом. Для этого можно использовать фонетическую ритмику, различные игры.
Основной формой организации работы над голосом, с нашей точки зрения, должны
быть индивидуальные занятия, так как они дают возможность работать с каждым
ребенком в нужном именно ему направлении и темпе. Работа над голосом должна
присутствовать в составе каждого индивидуального занятия по устной речи.
Голосовые упражнения обязательно должны сочетаться с дыхательными и
артикуляционными. И в связи с требованиями аналитико-синтетического метода (как
указывал Ф. Ф. Рау) работа должна строиться на материале слогов, слов и фраз,
произношение которых доступно ребенку. Необходимо также использовать речевой
материал эмоционального содержания. Поскольку эмоции: радость, удивление,
огорчение, испуг и т. д., непосредственно отражаются на голосообразовании.
Необходимо
отметить еще одну форму работы – музыкальные занятия, в структуру которых
входит работа над голосом. Музыкальные занятия создают дополнительные
возможности для развития голоса. Ребенок учится воспринимать разнообразные
звучания музыкального инструмента (громкие и тихие, низкие и высокие, краткие и
длительные); и получает возможность соотносить чистый тон музыкального звука со
звуком собственного голоса. Изменения звучания фортепиано ребенок с нарушенным
слухом воспринимает (в том числе и на слух) значительно лучше, чем сложные
модуляции человеческого голоса. При восприятии звуков фортепиано тесно
переплетаются слуховое восприятие и тактильно-вибрационное чувство; ребенок
воспринимает звук, в буквальном смысле слова, всем своим телом. И,
следовательно, ему значительно легче “настроить” звучание собственного голоса.
На музыкальных занятиях (при их соответствующей организации) можно добиться
значительных успехов в развитии голоса: расширить его диапазон; закрепить позицию
“среднего” голоса; научить ребенка модулировать голос по силе и высоте,
выделять словесное и логическое ударение, выражать различные интонации.
Нам
представляется важным отметить необходимость комплексного воздействия в
процессе работы над голосом, которое предполагает не только целенаправленную
работу на индивидуальных и фронтальных занятиях по устной речи, и музыкальных
занятиях, но и постоянное закрепление навыков владения голосом в повседневной
жизни. Педагог и воспитатель должны не только побуждать ребенка говорить, но и
следить за качеством его голоса, указывать ребенку на неправильное его
звучание, помогать исправлять недостатки. Поскольку навыки самоконтроля у
дошкольников еще не стойко сформированы, задача педагога и воспитателя –
вовремя помогать ребенку исправлять недостатки голоса.
Постоянный
контроль педагогов, а при возможности и родителей (если они слышащие) поможет
ребенку овладевать навыками самоконтроля, что значительно улучшит качество его
голоса.
Таким
образом, только хорошо организованная, систематическая работа над голосом и
постоянное речевое общение приведет к достижению обозначенной цели:
формированию навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без
грубых нарушений тембра.
Мы выделили основные
положения работы над голосом у детей с нарушенным слухом:
—
необходимость ранней работы по развитию и коррекции голоса;
—
единство работы над голосом, дыханием и артикуляцией;
—
максимальное использование остаточного слуха детей;
—
учет индивидуальных особенностей ребенка;
—
внедрение инновационных технологий.