Попова Н.В.
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мичуринский государственный аграрный университет»
Амбивалентный образ красоты
в лингвистическом аспекте
Хотелось бы выяснить, как проявляется
двойственность переживания красоты, когда одновременно могут возникать два
противоположных чувства.
Из внутренней формы эпитетов красоты в
русском языке видно, кто занимает активную и пассивную позиции в отношении
зрительной оценки. Отсюда «активная красота» и «пассивная красота».
«Активная красота» понимается следующим
образом: сам предмет показывает себя красивым, привлекает внимание, чарует. К
активному типу относятся определения типа: «пленительный, очаровательный,
привлекательный, прелестный, обворожительный, чарующий» и т.д. Нечто пленяет
взор, очаровывает его, привлекает взгляды людей, прельщает своей красотой.
«Пассивная красота», исходя из внутренней
формы определений, понимается следующим образом: сам человек смотрит на предмет
и видит его выдающиеся качества. К пассивному типу относятся эпитеты типа:
«благовидный, благообразный, видный, взористый (уст.), взрачный (уст.)».
Красота – создание от природы, поэтому она
естественна. Ей нельзя подражать, а можно только имитировать. Красота обладает
как бы магической силой притяжения. Красоте поклоняются. Она требует жертв.
Сознавая магическую силу красоты, человек
начинает пользоваться эстетическим лексиконом с целью выражения этической
оценки, совершая, благородные, даже героические поступки, жертвуя собой.
Смешная и некрасивая внешность может
скрывать красоту души, и, наоборот, красивая внешность может быть комичной,
когда прикрывает злодеяния.
Нравственная суть действий и поступков
может не препятствовать их эстетизации и внешняя непривлекательность не препятствует
эстетизации образа, то есть красота веры и добра может преобладать над внешним
безобразием и отсутствием изящных манер.
Отсутствие гармонии между внутренней и
внешней красотой человека является противоречием, из которого составляются
образы литературных героев.
Несовпадение эстетической и этической
оценок позволяет людям постоянно
всматриваться друг в друга, чтобы узнать подлинную суть человека.
Притягательная сила красоты может быть
положительной и отрицательной. Красота вызывает любовь, но может вместе с тем
подтолкнуть человека к убийству.
Смерть несовместима с красотой, так как
красота есть категория жизни. Человек красив «в цветущий возраст (биологически)
и в цветущую эпоху (исторически). Расцвет – это сила и красота. А старость и
смерть всегда безобразны. Идеал эстетический совпал с биологическим» [Розанов
1990: 328].
«В основе понятия красоты лежит
представление о норме, прежде всего природной. Из этого положения вытекают, по
крайней мере, три следствия: 1. красота не геометрична; 2. красота целостна; 3.
образы красоты распределены по естественным родам и категориям» [Арутюнова
2004: 22].
Образы красоты ориентированы на
таксономический тип и распределены по классам. Поэтому нельзя сравнивать
красоту представителей разных категорий объектов, родов, рас. Нельзя сказать,
например, Роза красивее ромашки или Русская девушка красивее индианки. Однако
в последнем случае сравнение все же возможно в ситуации выбора (например,
конкурс Красоты).
Мужчины и женщины, относясь к разным
категориям, тоже редко сравниваются как образы красоты. Оценка красоты мужчин и
женщин ориентирована на разные природные и функциональные нормы и стандарты.
Следует отметить, что основное различие в
красоте мужчин и женщин состоит в том, что красота мужчин более функциональна:
в ней преобладают черты борца, сильной личности.
Красота женщины, помимо
привлекательной внешности, состоит в том, что она должна выполнять свою
основную функцию: быть хорошей матерью и женой. И, несмотря на то, что эта функция
может лишить ее и молодости, и красоты, самой красивой женщиной, как говорят в
народе, является женщина с ребенком на руках. Примером может служить
изображение на иконе Богоматери.
Различают в языке два основных типа
красоты: сублимированную (небесную, чистую) красоту и «земную» красоту.
Красота небесная вдохновляет, тогда как
«земная» притягивает, привлекает. «Земная» красота часто располагает для своего
выражения синонимическими рядами, члены которых имеют разные коннотации.
Прилагательные таких рядов обычно характеризуют девушек, женщин и детей с
жизненных позиций, учитывая не только гармоничную внешность, но и достойное
поведение, умение держать себя в обществе, обладание позитивными внутренними
качествами, компенсирующими внешние недостатки.
Красота предполагает гармонию между внутренним
и внешним обликом человека. Нарушение баланса души и тела влечет следующее:
изменение этической оценки человека в
негативную сторону отражается на восприятии его внешнего образа.
Зло, ненависть, необузданная страсть,
агрессивность, нарушающие гармоничность внутреннего мира, соединяются с внешней
красотой и создают демоническую красоту, которая обладает притягательной и
властной силой. В демонической красоте, о которой говорилось выше, отражена
эстетизация стихийного начала в природе человека. В данном случае красота
неотделима от безобразия.
Демонической красоте противостоит святая
красота: возвышенная, одухотворенная, небесная. Благодаря ассоциации с
Богоматерью, красота женщины была сакрализована. Женщине поклонялись, женщину
боготворили, с ее именем рыцари шли на битву.
Из этого следует, что амбивалентный образ
красавицы может пленять и быть плененной. С одной стороны, красота может быть
связана с чем-то высоким (например, «божественная, ангельская, неземная»
красота) и низким (например, «дьявольская, демоническая» красота).
Таким образом, красота как культурный
концепт амбивалентна, то есть двойственна, и может выражать не только разные,
но и различающиеся позиции, вызывать одновременно два противоположных чувства
и, с диалектической точки зрения, пониматься как внутреннее противоречие, при
котором органически соединены положительное и отрицательное.
Литература:
1.
Арутюнова Н.Д. Истина. Добро. Красота. Взаимодействие концептов. // Логический
анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. –
М., 2004.- с. 22.
2. Розанов В.В. Мимолетное // Опыты:
Литературно-философский ежегодник. М., 1990.- с. 328.