Философия/4. Философия
культуры
Д.ф.н.
Литивненко Л.Л., Литвиненко В.В.
Педагогический
институт
ФГОУ ВПО «Южного федерального университета,
Россия
Личность и современный образовательный процесс
Исследование социальной и культурной проблематики
современного образования приводит к мысли о необходимости постановки и
рассмотрения вопроса о том, какую роль оно играет не только в развитии
общества, системе социального воспроизводства,
но и в развитии индивида как носителя социального опыта. Что связывает индивида
и общество в единой системе образования? Может быть, образование и есть искомая
связующая нить? Без обращения к личностным аспектам проблемы, по нашему
глубокому убеждению, невозможно показать роль и значение образования в
современном обществе, а главное - раскрыть механизмы его функционирования и
выявить перспективы его развития. Для этого необходимо проанализировать соотношение
понятий "человек", "индивид", "личность". Образование
и личность, образование как форма личностного бытия - вот в чём суть проблемы.
Понятие "личность" является центральным для
фундаментализации представлений о суверенности индивида, его гражданских
свободах, демократическом характере общества и т. д. Это понятие используется
как в конституциях, так и в речах современных политиков. Однако объяснение его
во многом остаётся поверхностным. Представляется, что, очерчивая общее
смысловое поле понятия личности, мы должны чётко представлять себе, что оно
носит исторически конкретный характер, обусловленный специфическими культурными
и социальными условиями.
Классик культурфилософской мысли М.Шелер разрабатывал
в своё время "феноменологию личности", которая основывается на тех
представлениях и переживаниях, которые мы испытываем сами. И.Кант же говорил
об этике, которая выпадает из естественного закономерного хода событий, ибо
нормы её основываются на исключительной логике нравственности, откуда и
выводится представление о личности. При этом нет сомнения, что и
феноменологический, и другие подходы связаны с определённым уровнем развития
культуры, которая ограничивает наши способы познавательной деятельности.
Феномены, которые мы наблюдаем в действительности, во многом оказываются не
тем, что мы видим, а тем, что, скорее, "называем", а это не одно и то
же. Однако разные языки называют одним и тем же словом, термином различные
явления. Известны этимологические изыскания, например, где слово
"есть", являющееся связкой в языке, определяющим образом
воздействует на возникновение философских проблем бытия. Не случайно также, что
такие великие философы античности, как Аристотель и Платон, в полной мере не
выражали в своих философских штудиях понятие личности, поскольку специфически
человеческое связывалось у них с чем-то божественным. К примеру, Аристотель,
защищая тезис о бессмертии души, говорил о её наивысшей части – «ноус», но этот
«ноус» не есть нечто индивидуальное, особое, специфическое, личностное, а то,
что "проливалось" на человека из мира божественного.
Реалии интегративного бытия современного человечества
отражены в философской антропологии М. Шелера. Он, являясь наследником
гуманистически-рационалистических традиций европейской философии Нового
времени, делает тем не менее значительный шаг вперёд, вводя массив современной
культуры в понимание и истолкование человеческого "Я". Он решительно
отмежёвывается от представления, выраженного ещё Рене Декартом о том, что
главное, сущностное в человеке - это умение рационально и разумно мыслить.
Гордое "Соgito ergo sum" фиксирует характерное для Нового времени
представление, что именно разум является основой как онтологического, так и
социального и культурного бытия индивида. В духе этой же традиции размышляет и
Бенедикт Спиноза, выдвинувший, как известно, широко цитируемый в
послегегелевской литературе тезис о том, что свобода есть познанная
необходиммость. Отметим, что в этой знаменитой максиме обычно исследуются диалектическое
тождество противоположностей свободы и необходимости, их взаимодействие через
взаимополагание и одновременно взаимопротивопоставление.
С нашей точки зрения, в контексте культуры «Века разума» ключевое слово здесь -
"познанная". Именно здесь фиксируется непреложный для гуманистов
того времени факт, что свободным может быть только тот человек, который
обладает разумом, высокоразвитой интеллектуальной способностью познавать мир.
Не изменение этого мира, не адаптация самого себя к реалиям данного историко-культурного
бытия, а именно способность к познанию - вот что освобождает человеческую
личность от невежества, зависимости от отживших социально-политических
структур, духовной несвободы.
В результате, по М.Шелеру, свойство разумности не есть
единственное и исчерпывающее качество, позволяющее человеку чувствовать себя
личностью. Здесь он опирается на идеи, идущие из средневековой философии,
поскольку ещё Фома Аквинский говорил о том, что душа не объемлет собой всю
личность, которая есть весь человек. Душа его соединена с плотью, он имеет
собственную волю и в земной чувственной жизни находится в отношениях с другими людьми.
У М.Шелера также "бытие личности" охватывает собою "Я" и
"плоть", где личность есть господствующий момент и является, скорее,
переживанием самого себя как того, кто во взаимоотношениях с другими людьми и
объектами совершает эмоциональные, волевые, познавательные акты сознания. Эти
акты носят культурно-исторический и социальный характер (сочувствие,
благодарность, послушание, просьба и т.д.), и, следовательно, по Шелеру,
истинное "Я" есть одновременно
то же, что и "мы". Личность в данном случае понимается в более
широком диапазоне взаимосвязи и взаимоотношений к окружающему миру, вписывается
в общую систему солидарной ответственности между людьми и одновременно
признаётся в духе кантовского понимания
"абсолютной ценностью сама по себе".