История/1. Отечественная история
К.и.н. Шуякова Е.Н.
Ростовский
государственный экономический университет «РИНХ», Россия
Гражданские инициативы
в контексте развития общества
Для современного российского общества обычным
делом становится проявление так называемых гражданских инициатив либо по
улучшению своего собственного положения, либо в целях воздействия на окружающую
среду по изменению общих условий жизни социума. При этом под гражданской
инициативой вслед за принятой в политологических кругах формулировкой следует
понимать «форму легальной, чаще всего ограниченной по целям и времени
деятельности, спонтанной коллективной самоорганизации граждан» [1]. Однако,
столь ли однозначно данное явление? Анализ данного вида деятельности общества
показывает, что сегодня в России, как правило, превалируют инициативы,
направленные на защиту будь то окружающей среды, памятников архитектуры вплоть
до прав человека. И таких инициатив не становится меньше. Напротив, наблюдается
рост общественно-значимых структур, призванных реализовывать такого рода
инициативы. В результате, складывается ситуация, когда растет одновременно и
количество структур, наделенных правом защищать те или иные объекты или
субъекты, и число этих самых объектов и субъектов, нуждающихся в такой
общественной защите и поддержке. К примеру, плохая экологическая ситуация
обусловливает появление соответствующей гражданской инициативы, способствует
образованию различного рода организаций по улучшению ее состояния. Однако
ситуация не меняется, а даже напротив, современное российское общество
становится свидетелем процесса ее дальнейшего ухудшения. И, как следствие –
возникновения большого количества новых общественно значимых структур, в данном
случае, по защите природы. Кстати, последняя – так называемая гражданская
инициатива является основным показателем степени демократичного развития
общества. Именно это утверждают современные исследователи: «формирование
зрелого гражданского общества является главным условием развития демократии»
[2] (Е.Л. Молодчик), «Размах общественных экологических инициатив
свидетельствует о степени зрелости гражданского общества любого государства»
[3] (Красильников О.К.).
Все это заставляет задуматься над вопросами, так
что же на самом деле есть гражданская инициатива? Каково ее истинное место и
роль в жизнедеятельности российского социума? В поисках ответа на эти вопросы
представляется необходимым обратиться к данным исследований современных
российских ученых.
Итак, практически все исследователи
возникновение гражданских инициатив и их оформление в последующем в форму
общественно значимой структуры связывают с тем или иным негативным явлением в
жизни общества. Например, в XIX веке появлению
общественных педагогических инициатив предшествовало «Отступление государства
от прогрессивных реформ, политика конфронтации и возврата к старым феодальным
порядкам с их системой привилегий и дискриминацией…»[4]. Это и стало, по мнению
Б.К. Тебиева «сигналом к общественному противодействию, в том числе и в сфере
профессионального образования»[5]. И, в результате, как отмечает Т.А.
Дубровская: «На историческую арену выходит мощное общественно-педагогическое
движение, объединившее передовую научно-техническую и педагогическую
интеллигенцию для решения актуальных проблем демократизации народного
образования» [6].
Не изменилась специфика появления гражданских
инициатив и в XXI веке, например, констатируется: «Необходимость
взаимодействия власти и общества в экологической сфере стала очевидной, когда
лесные пожары в июне-июле 2010 года в европейской части России приняли масштаб
национального бедствия. …Борьба с последствиями лесных пожаров – прерогатива не
только органов государственной власти, но и общественных организаций, многие из
которых выступили с инициативой предотвращения подобных катастроф в будущем»
[7]. То есть, наблюдается
взаимосвязь предотвращения пожаров и гражданских инициатив, и, как следствие –
определение уровня демократического развития общества. В этом ключе построила
свои дальнейшие размышления и О.К. Красильникова, констатируя, что «Зеленое»
движение в современной России пока еще не стало серьезной политической силой. В
нашей стране нет влиятельной партии защитника природы…» [8]. В это связи не
понятен характер интерпретации данного факта: то ли в России еще не столь
угрожающи масштабы природной катастрофы, обусловливающие формирование сильной
партии «Зеленых», то ли необходимость уже назрела, однако, в нашей стране
низкий уровень демократического развития, что и препятствует усилению «Зеленых»?!
Не менее важным представляется вопрос
относительно множественности альтернатив, выдвигаемых «снизу», а также
рационализации способов их учета и реализации. Ведь на практике получается,
например, касательно модернизации сферы образования в XIX веке, что: «Н.И.
Пирогов противопоставил официальному курсу образования задачу общечеловеческого
воспитания, которая должна подготовить к общественной жизни высоконравственного
человека с широким умственным кругозором…» [9]. В свою очередь, К.Д. Ушинский,
предлагая внедрение ремесленных школ, полагал, что в них должны учить детей
ремеслам точно так же методички и точно с таким же уважением к детству, как
учат чтению и письму во всякой порядочной школе [10]. И нечто иное предлагали
революционные демократы. Профессиональное образование они рассматривали,
исключительно, как способ «воспитания гражданина, революционера, патриота»
[11]. Такая множественность путей а, следовательно, и конечного результата
процесса модернизации сферы образования во второй половине XIX
века объясняется разнообразием у общественности видения дальнейшего пути
развития страны в целом. Нередко именно этот фактор становится предметом
жесткого противостояния общественных сил. Наглядно это демонстрирует
современный период развития российского общества, о чем в своей работе пишет
М.В. Тулузакова: «…общественно-политическая структура гражданского общества
формируется на основе общества, состоящего из большого числа самостоятельно
действующих групп людей: союзов, ассоциаций, организаций самого различного
толка – политического, производственного, благотворительного, религиозного и
т.д. Эти добровольческие организации нередко, борясь за доверие граждан, остро
противостоят друг другу» [12]. В этой связи, видимо стоит согласиться с теорией
развития социальных движений, сформулированной Т.А. Дубровской: «Анализируя
различные исторические формы социальных движений, можно проследить, по крайней
мере, действия трех законов. Согласно первому из них участники социальных
движений, исчерпав традиционные, прибегают к новым более жестким средствам
борьбы, что, в свою очередь, усиливает сопротивление правящих классов. В
соответствии со вторым законом, по мере нарастания социального конфликта
происходит разделение единой оппозиции на умеренное и радикальное крыло. Третий
закон свидетельствует о том, что социальное движение начинается с отдельных
изолированных требований социальных преобразований, которые перерастают затем
во всесторонний анализ социальных отношений» [13].
В итоге, в исследовательской среде сегодня
принято говорить о неэффективности реализации гражданской инициативы. Так, Е.Л.
Молодчик, ссылаясь на работу Ю.Г. Кисловского (Контрабанда: история и
современность, М., 1996) отмечает: «Общественные группы стремились пресекать
вывоз культурных ценностей, в первую очередь, произведений искусства и
антиквариата, активно участвовали в информационном освещении данных проблем.
Тем не менее, их инициативы часто оставались безрезультативными» [14].
Аналогичные результаты своей деятельности демонстрировали в конце XIX
– начале XX века и рязанские общественники, инициирующие поднятие
грамотности и культурного уровня горожан. Суть избранного ими механизма
достижения такого целеполагания заключалась, в частности, в создании
культурно-просветительских обществ, куда предлагалось горожанам, желающим
приобщиться к культурным ценностям, вступать с уплатой небольших членских
взносов [15]. Однако в последствие оказалось, что инициативным общественникам
не удалось достичь поставленной ими же задачи, все равно: «…часть горожан в
силу разных причин (низкий образовательный и общекультурный уровень) была
далека от многих культурных событий» [16].
Следовательно, отдельные попытки инициативной
части общества, в том числе, самостоятельно решить ту или иную проблему, как,
например: «Государство, узаконив просветительную деятельность в стране, создало
целую систему ее жесткой регламентации. Но это не остановило представителей
разных слоев образованной части общества» [17] – не приводили к желаемым
результатам. Это же подтверждает и Е.Л. Молодчик в своей работе, посвященной
изучению общественных движений и гражданских инициатив XX века: «Отдельные
гражданские инициативы спонсировались западными фондами, постепенно
трансформируясь в неправительственные организации. При этом, как правило,
сокращался их главный социальный ресурс – поддержка населения» [18].
Постепенно, общественно-политический уклад жизни россиян характеризуется
ситуацией, когда: «…власть нередко демонстрирует не легитимность своих решений
и действий, а население – либо политическую пассивность, апатию и безразличие,
либо не конвенциональные формы политического участия, незаконные методы
презентации и отстаивания своих интересов» [19]. Но, вместе с тем, например,
социолог М.В. Тулузакова отмечает, что в условиях противостояния добровольных
общественных организаций друг другу «…общество деполитизируется и переводит
решение социальных проблем в плоскость демократических институтов, форм и
процедур» [20]. Отсюда не понятно, как понимать феномен деполитизированного
общества?! Ведь еще древнегреческий мыслитель Аристотель видел в политике
«высшую форму коллективного бытия людей», форму достижения общего блага,
человека считал существом политическим, полагая, что «…тот, кто в силу своей
природы, а не вследствие случайных обстоятельств, живет вне государства, - либо
недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек» [21].
Следовательно, роль и предназначение гражданской инициативы, оформленной в виде
той или иной общественно значимой структуры, можно рассматривать, и как новый
вектор в развитии общества?!
Таким образом, на сегодня общепризнанна важность
гражданской инициативы. Научным сообществом она рассматривается как необходимая
константа развития общества, несмотря на весьма неоднозначные условия ее
возникновения и реализации. Хотя такая неоднозначность согласно концепту
демократического развития общества и получает вполне логичные толкования. Так,
реакция общества на неблагоприятную ситуацию или недальновидную политику
государства относится к категории реализации права общества на участие в
управлении делами государства. В свою очередь, множественность гражданских
инициатив подпадает под категорию – конкурентной борьбы, которая считается
важным фактором демократического развития общества. И это несмотря на то, что
ситуация с вариативностью гражданских инициатив порождает новое негативное
явление, а именно противостояние общественных сил. И как следствие, исчезает
необходимость поиска механизмов эффективной реализации инициатив. К этому,
кстати, приводят и условия противостояния общества и власти, именно это
демонстрирует и XIX, и XX, и XXI
век. А, ведь, имеются и факты, демонстрирующие обратный эффект как например: «В
Рязани внешкольное образование развивалось достаточно успешно, что стало
возможным благодаря взаимодействию органов местной власти, самоуправления, а
также общественных организаций и отдельных граждан» [22].
Итак, гражданская инициатива как фактор
демократического развития общества далеко не бесспорное явление. И, как
свидетельствует исторический опыт последних трех столетий, она позволяет
зафиксировать уровень разобщенности в обществе и иллюзорность представлений о
достижении общих благих целей. Исходя из этого, весьма актуальным
представляется тематика научного исследования гражданских инициатив и поиск
условий возможностей их реализации.
Литература:
1. Политология.
Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993. С. 71.
2. Там же. С. 18.
3. Красильникова О.К.
Государственная экологическая политика и общественные инициативы в сфере охраны
окружающей природной среды в РФ (1985-1992 гг.) – Дисс. … к.и.н. – Москва, 2010
– 193 с.
4. Тебиев Б.К.
Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического
движения в России конца XIX – начала XX
в. Автореферат дисс. доктора пед. наук, - М., 1991. С.7.
5. Там же.
6. Дубровская Т.А.
«Общественные и частные инициативы в развитии профессионального образования в
пореформенной России, 1861-1914»: Дис. … к.и.н., - М., 2000. С. 81.
7. Красильникова О.К.
Указ. соч., С. 3.
8. Там же, С. 9.
9. Дубровская Т.А. Указ. соч. С. 83.
10. Ушинский К.Д. Собр.
соч., Т. 2. М.-Л., Изд-во АПИ РФ, 1948, с. 357.
11. Дубровская Т.А.
Указ. соч. С. 83.
12. Тулузакова М.В.
Социально-политические движения и инициативы женщин в политическом развитии
современной России. Дисс. … д.с.н. Саратов. – с. 352.
13. Дубровская Т.А.
Указ. соч. С. 88.
14. Молодчик Е.Л.
Общественные движения и гражданские инициативы. Автореферат дис. … к.и.н. М.,
2010. С. 14.
15.
Кареева А.В. Развитие социокультурной среды губернского города Центральной
России в конце XIX-начале XX вв.: провинциальное своеобразие: на материалах
Рязани. Автореферат дис. … к.и.н., Рязань, 2007 – С. 29.
16. Там же.
17. Там же.
18. Молодчик Е.Л. Указ.
соч. С. 9.
19. Попухин О.Н.
Гражданственность как предмет политологического анализа. Дисс. …д-ра полит.
наук. – М., 2005. С. 4.
20. Тулузакова М.В.
Указ. соч. С. 140-141.
21. Аристотель.
Сочинения. В 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. С.
378.
22.
Кареева А.В. Указ. соч. С. 28.