УДК 94 (574)
Динамика развития идеи автономизма
в Туркестане Досыбекова Г. магистрантка 2 курса
ЮКГУ имени М. Ауезов.
г.Шымкент, Казахстан
На современном этапе развития исторической науки практикуется
исследование с позиции национальных приоритетов, сопровождаемая критикой
формационного подхода и постепенной его сменой цивилизационной концепцией. Это
состояние освещает в своей статье казахский историк С.И. Ковальская: «При этом
методология марксизма-ленинизма схематизизировала прошлое; уделяла основное внимание классам и партийной
принадлежности; абсолютизировала революционное и преуменшала значение
эволюционного развития; не придавала значения ментальному уровню народа»[1].
Нового прочтения требует история многострадального
Туркестана начала ХХ века. В политической жизни края проблема автономии
Туркестана оставалась главной и наиболее острой. Принципы советской автономии
разработал Наркомнац РСФСР. Его основное
содержание стало известно СНК Туркестана уже 26 марта из полученной из Москвы
телеграммы за подписью наркома по делам национальностей И. В. Сталина и
комиссара по делам мусульман внутренней России Нур Вахитова. В апреле 1918 года было принято обращение «Советам Казани,...Совнаркому Туркестанского
края и другим (об очередной задаче советской власти)» содержало развернутую
характеристику принципов и сущности вводимой большевиками автономии. Наркомнац
дает указание при решении таких вопросов, как «власть на восточных окраинах не
может стать действительно народной без автономии этих окраин», так же было
обставлено рядом условий: в автономии
власть должна обеспечивать не верхам нации, а ее низам; не допускать
деления на национальные куриис представительством от национальных групп, ибо
«такое деление только обострит национальную вражду, укрепляя перегородкимежду
трудлвыми массаминациональностей и закрывая пути отсталым народностям к свету,
культуре»[2]. Таким образом, «советская автономия», построенная в
соответствии с классовой сущностью советской власти, изначально пренебрегала
национальными интересами проживающего на ее территории народа и сводилась к
признанию только территориальных показателей национальных районов. В мировой практике существует такое
определение: «Автономия
(гр. аutonomia - самоуправление, независимость) - особый
статус территории или организации в государстве, предусматривающий право более или менее самостоятельно решать вопросы
местного значения в пределах, установленных центральной властью. Форма
самоуправления части территории унитарного, а иногда федеративного государства.
Различают территориальную, политическую, государственную культурную Автономии» [3].
События 1917 г.
свидетельствовали, что ни Временное правительство, ни пришедшие к власти
большевики после октябрьского переволрота к власти не хотели представления
народам края суверенных прав. Декларация, обещавшая национальное
самоопределение, администрация центра оставалась заинтересованной в консервации
колониального статуса Туркестана. Туркестанская Автономия (Туркестан
Мухторияти), образованная на законном основании и волеизъявлении народов
туркестанского края несмотря на широкую поддержку мусульманских масс, была
насильственно подавлена, просушествовав два с небольшим месяцев.
Это способствовало нарастанию национально-освободительного движения, одним из основных лозунгов
которого выступило требование ликвидации национального гнета. Во главе этого
движения встала национальная демократически настроенная интеллигенция,
требовавшая предоставления Туркестану автономных прав.
Идея автономизма,
вопрос развития казахской государственности с начала 1917 года вступил на новый
этап, как и сама история народов края. Ядро казахской
либерально-демократической интеллигенции в лице А.Букейханова, А.Байтурсынова,
М.Дулатова и др. судьбу своего народа видели в культурно-национальной
автономии. А левые силы ( Т.Рыскулов, А.Т.Джангельдин, А.Иманов, Т.Бокин и др.)
вступили в ряды большевистской партии. Представители
либерально-демократического движения выдвинули идею формирования национально-территориальной автономии. Обратимся к
обьяснению этог понятия: «Национально-административная (территориальная – Д.Г.) автономия - с образованием таких же органов
самоуправления, как и в обычных административно-территориальных единицах, но с
более широкими полномочиями в области правового регулирования статуса
самой автономной области, корректировки подзаконных актов центральных органов
власти в зависимости от специфики местных условий, регионального экономического
строительства, природоохраны, культуры [4]. В идеале
победа автономизма могла бы излечить многовековые раны и зажечь надежду на
«светлое будущее» народа. Но Временное правительство не смогло преодолеть
барьер имперского мышления. Оно однозначно высказалось против самоопределения
широких народных масс колониальных окраин. А затем нерешительность проявили в данном вопросе и главные политические
партии центра, а также созданные на гребне февральской революции Советы. Об идее автономизма известный узбекский
историк С.Агзамходжаев пишет: «Идея
образования автономии, предложенная национальными демократами Туркестана,
опиралась на опыт мирового
и регионального антиколониального движения, опыт творческого осмысления проблем
самоопределения, предпринимаемого мыслителями Европы, Азии, России,
прогрессивной интеллигенцией края» [5]. Накануне Февральской революции слово
«самоопределение» становится наиболее популярным. Но каждая партия и движение
объясняли его по-своему, сообразно собственным теоретическим представлениям о характере
исторического прогресса и перспективах российского государства. В программных
документах всех партий, кроме партий монархического и откровенно
великодержавного толка, понятию «самоопределение» отводилось заметное место.
Иное дело, что в него вкладывался различный смысл. Как нам кажется, ни одна из
партий европейской общины не понимала это выражение так, как сами борющиеся за
национальное самоопределение народы. В частности, для коренных народов Туркестана слово «самоопределение» означало
«определить свою судьбу».
На первом этапе послефевральского развития лидеры
национальных движений Туркестана во многом связывали устремления к свободе с
политической поддержкой российских демократических организаций и
реформаторской деятельностью Временного правительства. Так, находясь в февральские
дни в революционном Петрограде, Мустафа Чокаев и возглавляемая им туркестанская мусульманская фракция в
Государственной Думе сразу же приступили к разработке конкретного плана по
обеспечению права коренного населения края на самоопределение. Этот план
предполагал создание в Туркестане национальных автономий в составе единой
туркестанской конфедерации.М.Чокаев был одним из инициаторов создания в
Туркестане национальных автономий в составе единой Туркестанской федерации. Но
как уже выше было сказано Временное правительство выступило против идеи
самоопределения народов Туркестана. В марте 1917 г.возглавил Мусульманский
центр, созданный на Конгрессе мусульман Туркестана в Ташкенте.После разгрома
Туркестанской Автономии перешел границу Турции, оттуда переехал в Берлин, затем
во Францию. Он продолжал борьбу за освобождения Туркестана в условиях
эмиграции, возглавил организацию Туркестанского Национального Единства (ТНЕ) в
Европе.
Мустафа Шокаев в этой связи вспоминает, как в марте 1917
г. перед отъездом из Петрограда в Туркестан он зашел к председателю
Петроградского совета солдатских и рабочих депутатов, лидеру
социал-демократической фракции IV Государственной Думы Н.С. Чхеидзе, с которым
был знаком задолго до революции. Когда Чхеидзе спросил о предстоящих планах,
Мустафа ответил, что он будет добиваться автономии для Туркестана и займется
подготовительной работой. Чхеидзе испугался ответа Мустафы: «Ради бога,
товарищ Чокаев, не говорите вашим соотечественникам об автономии, ибо,
во-первых, сейчас еще рано говорить об этом, а во-вторых, автономия в такой
стране, как ваш Туркестан, где население совершенно другой культуры, крови,
языка, религии, это будет
верным шагом к сепаратизму, а сепаратизм вне революционной и демократической
России будет не на пользу вашему народу»[6].
29 октября 1917 года Ташкент оказался в руках
большевиков. В ноябре 1917 года улемисты созвали сьезд мусульман и предложили Ташкентскому совету большевиков создать новый коалиционный Туркестанский
комитет. Со стороны большевиков последовал отказ.
После
отказа большевиков Ташкента пойти
на переговоры джадиды созвали в конце
ноября – начале
декабря 1917 года сьезд в Коканде. Был образован Совет народов Туркестана: две третьих Совета составляли местные жители, одну
треть - русские и евреи. 10 декабря 1917 года своим волеизъявлением Совет
провозгласил Туркестанскую автономию, вошедшую в историю как Кокандская
автономия по месту её провозглашения. Правительство возглавил Мухамеджан
Тынышбаев, которого затем сменил Мустафа Чокай. Мухамеджан Тынышбаев возглавил министерство внутренних дел.
В правительство также вошли: Султан Шоахмедов - заместителем премьер-министра,
Убайдулла Ходжаев - военным министром, Юрали Агаев - министром земледелия и
водных ресурсов, Обиджон Махмудов - министром продовольствия, Соломон Абрамович Гершвельд - министром финансов. Четыре вакантных места
предназначались для представителей от европейской части населения.
Провозглашая автономию, её сторонники ссылались на
ленинский декрет об автономии для всех народов России. «Улуг Туркистан», самая влиятельная газета в Центральной
Азии, издаваемая Бюро туркестанских «татар» (в
состав её редакции входил и Мустафа Чокай), отмечала, что «исходя из этого, объявление Кокандской
автономии не противоречит желанию народа и центрального правительства». Кокандская автономия была поддержана
многотысячными митингами и демонстрациями в городах и аулах края. 13 декабря
состоялась одна из таких мирных демонстраций
в Ташкенте в поддержку Кокандской автономии. Большевики встретили демонстрантов
пулемётными очередями. На
Коканд были брошены войска. Как отмечают английские исследователи, точное количество
вырезанных жителей неизвестно, но оно, безусловно, огромно. Население Коканда,
которое в 1897 году составляло 120.000 человек, в 1926 году сократилось до
69.300. Город был разрушен и сожжён.
Не имея армии, Кокандская автономия не сумела противостоять
превосходившим силам большевиков, и после 64-дневного существования 13 февраля
1918 года была разгромлена. Сторонники автономии были вынуждены отойти в
Ферганскую долину, где свыше 10 лет вели партизанскую войну.
Для «оказания содействия в подготовке» образования
Туркестанской автономной республики в Туркестан в начале апреля 1918 г.
прибыли чрезвычайный комиссар советского правительства П. А. Кобозев и
работники Наркомнаца РСФСР X. Ибрагимов и А. Ш. Клевлеев.
С 20 апреля по 1 мая 1918 г. проходил V краевой съезд
советов, реализовавший принципы большевистской программы организации
«советской автономии» в Туркестане. В принятом съездом 30 апреля по предложению
большевиков «Положении о Туркестанской Советской Республике» Туркестан
объявлялся советской республикой Российской Советской Федерации, управляющейся
автономно и координирующей свои действия с правительством РСФСР.
Краевой съезд избрал ЦИК и СНК республики. Из 26 членов
ТуркЦИК лишь 7 являлись лицами коренной национальности. Председателем ЦИК
Туркреспублики был избран чрезвычайный комиссар центрального правительства
большевик П. А. Кобозев.
Процесс правового оформления государственной автономии
Туркестана - важнейший в
политической жизни республики - шел трудно и замедленно. Согласно решению краевого съезда
советов ТуркЦИК направил в Москву делегацию в составе В. А. Троицкого, С. В.
Теодоровича, С. Юсупова и С. И. Килячкова, которая вошла в специально выделенную ВЦИК РСФСР комиссию
по взаимоотношениям с центром. В итоге возникшей в комиссии дискуссии по
вопросу о статусе Туркестана было решено именовать его республикой, а не
«областным союзом», что существенно ограничило бы суверенные права его народов.
VI краевой съезд советов осенью 1918 г. независимо от
центра приступил к конституционному оформлению правового статуса республики,
взяв за основу Конституцию РСФСР 1918 г. [7].
Проект Конституции Туркреспублики был принят съездом
единогласно. В основу первой Конституции республики была положена «Декларация
прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Все российским
съездом советов. Съезд подтверждал, что автономная Туркестанская республика
является членом Российской Советской Федеративной Социалистической
республики. К концу 1920 г. сложилась жесткая, идеологически выверенная система
власти, ядром которой стала партия большевиков. Ядро это, как вся система,
обрели в конечном итоге самодовлеющий, недемократический, антинародный
характер. Но именно тогда, материализовавшись через деятельность РКП(б),
идеология коммунизма определила судьбу народов Средней Азии на целые десятилетия.
Таким образом, идея свободного союза свободных наций в
реальной жизни вступала в противоречие с классовой направленностью советской
государственности и политики РКП(б) и, подчиненная целям политической борьбы,
становилась ее жертвой. В силу этого Конституция Туркреспублики 1918 г.
получила ярко выраженный классовый характер и не допускала отражения
национальной специфики социально-политической и культурной жизни народов края
и ее правовой защиты. Расширение прав республики, как и само конституционно оформленное
провозглашение автономии, были скорее территориального порядка, чем
национально-территориального, и не вели к укреплению политического
суверенитета коренных народов Туркестана, а следовательно, и к их
национально-государственному самоопределению.
Литературы
1.
Ковальская С.И. Современные методологические подходы к изучению истории
Казахстана // Мемлекет тарихы. №3. -Астана, 2009. –С.7-14.
2. История Советской Конституции (1917-1956). –М.,1957. –С.121-122.
3. Политология.
Учебник для студентов высших учебных заведений. Алматы. –Ақыл кітабы.
-С.345
4. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая
и новейшая история стран Европы и Америки. Москва. –Владос. –С.25.
5. Агзамходжаев С. . История Туркестанской автономии Ташкент, 2006. –С.98.
6. Шоқай Мұстафа.
Таңдамалы. – Алматы, 1999. - Т.1. 288 б.
7. Лебедева С. В. Первая советская
конституция народов Средней Азии // Общественные науки в Узбекистане. 1988, №
10. С. 25.