К.ф.н. Фалеев А.Н., Д.ф.н.
Шиповская Л.П., К.ф.н. Кацапова И.А.
Российский государственный университет туризма и сервиса, Россия
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА: ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Следствием возрастающей в наши дни интеграции
научного знания является выдвижение на
первый план этической проблематики и её
активная разработка. При этом исходной методологической посылкой в исследовании
её фундаментальных вопросов выступает
проблема человека. В наши дни особое значение
этой проблеме придается, помимо всего прочего, настоятельной
необходимостью исследовать вопросы индивидуальной моральности человека. Наблюдающееся сегодня ускорение процессов
социальной атомизациии и личностной дезинтеграции заставляет многих профессионалов занимающихся антропологической,
психологической, педагогической проблематикой
радикально менять сам предмет своих исследований. Речь идет о том, что в
современной социально - гуманитарной науке проблемы личной перспективы,
индивидуального выбора и моральности начинают и, вероятно, в дальнейшем будут
превалировать над проблемами социального выбора, смысла и моральности.
Разумеется, что теоретически-корректная
разработка нравственных проблем индивидуального бытия требует комплексного
понимания человека во всем богатстве его характеристик. Поэтому подход к
анализу индивидуального бытия и, прежде всего, концептуальных оснований его
нравственной сферы должен быть междисциплинарным, предполагающим взаимодействие
этики с педагогикой, с различными дисциплинами естественнонаучного цикла. Это
позволит, введением в современное
этическое знание эмпирических фактов и
научно доказанных положений о реальных
человеческих индивидах, существенно умерить его «спекулятивную» составляющую.
Нравственная природа человека является одной из
«вечных» проблем. Обращение к ней предполагает, по сути, вторжение в запретную
до недавних пор область, касающейся связи биологического и социального в
индивидуальной нравственности. Совсем еще недавно каждый в нее входящий гневно
клеймился и обвинялся в биологизаторстве со всеми вытекающими отсюда
последствиями теми, кто замыкался в формуле человек «есть совокупность всех
общественных отношений». Обозначенной формуле
придавалось основополагающее значение и способность разрешить все
проблемы человека: морально-нравственные, педагогические, психологические и
т.д. Социальное понималось как нечто
внешнее, которое детерминирует внутренний мир человека.
Сегодня
нельзя не признать, что вопросы
истоков, детерминант, специфики индивидуальной нравственности не могут быть до конца исчерпаны проблемами,
касающихся исследования социальных закономерностей развития морального
сознания. Став методологической догмой, столь односторонний подход вызвал к
жизни немалое количество негативных последствий морального характера.
В настоящее время растет понимание того, что не
может быть целостного представления об индивидуальной нравственности при
односторонней акцентуации социального.
Признание наличия генетических детерминант
индивидуальной нравственности не только актуализирует мало разработанную
проблему о фило- и онтогенетической специфике преломления природного начала в
нравственной жизни человека, но и требует скрупулезного и внимательного анализа
взаимодействия и взаимосвязи
биологического и социального. По
сути, нравственная природа человека не
может быть сведена к биологическим критериям, равно как и к социальным. Она есть некая целостность,
обладающая собственными интегративными свойствами.
Такой подход в методологическом плане влечет за
собой кардинальную переориентацию в исследованиях нравственной сферы
индивидуального бытия, поскольку отныне объектом исследований становится
человек, рассматриваемый уже не только как существо социальное, но, прежде всего,
как биосоциальное.
В
контексте педагогических задач, в связи с этим, опираясь на активные
контакты этики со всем комплексом наук о человеке, правомерно говорить о
переходе от традиционной модели образовательного и воспитательного процесса, как системы целенаправленного внешнего
воздействия на индивида, к иной, где в центре находится сам человек. Цель такого перехода состоит в раскрытии и развитии тех начал и
способностей, которые имеются в каждом
человеке.
Нельзя не признать, что традиционная теория и
практика формирования и воспитания личности
нанесла существенный урон нравственному состоянию нашего общества.
Несостоятельным оказалось сведение образовательного и воспитательного процесса
лишь к воздействиям на человека внешней среды в целях формирования в нем
полезных обществу свойств и качеств, нескрываемо пренебрежительное отношение к
достижениям в этой области таких естественнонаучных дисциплин как генетика,
физиология, медицина. При всей, якобы, теоретической непогрешимости рассуждений
и аргументированности практических выводов такой подход оказывается не
диалектичным. В нем саморазвитие индивида ставится в зависимость лишь от внешних воздействий, что ведет к
нивелировке, к превращению индивидов в «пустых», пассивных потребителей информации (нравственной, интеллектуальной,
эстетической). Специфическим проявлением, получившему широкое распространение
абсолютизирующему роль и значение внешних факторов подходу, стало представление
о том, что «нет плохих учеников – есть плохие учителя».
Нужно признать справедливым утверждение о том,
что начальным звеном образовательного и воспитательного процесса должен стать
сам человек, его неповторимая и своеобразная индивидуальность, самопроявление
заложенных в человеке задатков, посредством оптимизации, ориентированных на
отдельного человека, воздействий внешних условий и социальных факторов. В свою
очередь, такая принципиальная постановка вопроса требует создания такой системы
образования, которая ориентирована на многообразие методик и подходов в
зависимости от индивидуально-психологической обусловленности человека. Прежде
всего, это – организация всей учебно-воспитательной работы на основе принципа
индивидуализации педагогического процесса через особые технологии обучения.
Последние включают в себя такие принципы, как рост удельного веса
самостоятельной работы учащихся и учет их индивидуальных особенностей; уважение
учащегося в сочетании с разумной требовательностью к нему; поощрение успеха с
каждым правильно найденным ответом и др.
Рассмотренные здесь вопросы, конечно, не исчерпывают полный перечень
тем, которыми интересуются современная этическая наука, обратившаяся к
педагогической проблематике. Ценно то, что их обстоятельное изучение
предполагает не отчуждение и равнодушие друг к другу этико-философского
и педагогического знания, а ситуацию их активного контакта, диалога.
Способствовать упрочению такого положения дел в междисциплинарных исследованиях, имеющих огромное значение для практики реальной
самореализации человека – актуальная методологическая задача наших дней.