Сарсекеева Ж.Е.
Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
Формирование культуры мышления как
стратегическое направление развития мышления
Характерной чертой культуры мышления является
способность к обучению, обобщению, накоплению опыта (знаний и навыков) и
адаптация, адекватная изменяющимся условиям, которая характеризует
эффективность процесса приема и обработки информации как высокого уровня
культуры мышления человека. Благодаря этим свойствам мышления, человек может
решать разнообразные задачи, а также легко перестраиваться с решения одной
задачи на другую [1].
Культура мышления развивается в процессе учения,
упражняющего механизмы мышления, памяти, воображения. Она развивается чтением,
беседой, творчеством. Если под культурой личности понимать способность к
постоянному сознательному воспитанию самого себя, то культура мышления занимает
особое место среди других характеристик культурного человека, это, вероятно,
«первичный пласт», культура культуры [2].
Под культурой мышления в широком смысле в философии
понимают «определенную степень развития способности мышления (целостную систему
интеллектуальных способностей: рассудок и разум, способность суждения и
продуктивное воображение), которая достигается путем овладения способами
мышления, помогающими все более глубоко и всесторонне, а тем самым правильно
отражать вечно развивающийся мир» [2,с.7]. Столь широкая трактовка культуры
мышления, с одной стороны, позволяет отделить наложенные природой способности
мышления от тех новообразований, которые приобретает человек в процессе
воспитания, и дает нам право говорить о формировании культуры мышления как
стратегическом направлении развития мышления. С другой стороны, новообразования
в области мышления не сводятся лишь к становлению логического или научно-теоретического
мышления, а охватывают целый спектр интеллектуальных способностей. И,
в-третьих, наиболее ценным для нас является положение о целостности системы
интеллектуальных способностей, включающей не только мышление, но и смежные с
ним психические процессы (восприятие, воображение, память).
С.Ф. Мустафина, рассматривая культуру логического
мышления как составляющую культуры профессионального мышления, выделяет его
логический компонент, предполагающий наличие реализуемой потребности в
логическом анализе своих профессиональных действий [3]. Л.П. Безуглова в
исследовании культуры мышления определяет ее как интегративное качество,
проявляющееся на мотивационном, интеллектуальном, деятельностном и
эмоционально-оценочном уровнях и осознающееся как личное достижение [4]. Н.Н.
Егорова рассматривает формирование культуры мышления как сформированную в
учебной деятельности целостную систему знаний, умений, навыков и ценностных
ориентаций, выступающих в качестве средства осмысления процессов и принятия
решений (мыслительных действий) в любой сфере [5].
Согласно
Н.В. Кузьминой педагогическая деятельность включает в себя следующие
функциональные компоненты: гностический компонент относится к сфере знаний
педагога, причем не только преподаваемого предмета, но и способов обучения,
особенностей обучаемых и т.д.; проектировочный компонент проявляется в наличии
у педагога представлений о конечных целях обучения и воспитания, способах их
достижения; конструктивный компонент – это конструирование собственной
педагогической деятельности и активности обучаемых в соответствии с ближайшими
целями педагогического процесса; организаторский компонент выражается во взаимодействии
педагога с обучаемыми; коммуникативный компонент – это умение педагога
организовать как собственную деятельность, так и деятельность обучаемых [6].
Исследователи, рассматривающие сущность и структуру
педагогической деятельности, сформулировали алгоритм подхода к выдвижению задач
педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, И.П. Раченко, В.А.
Сластенин и другие): цель конкретной педагогической деятельности выводится не
только из ее содержания, но и из вышестоящих целей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, форм, методов, средств, а также условий труда; цель
конкретной деятельности является общей для педагога и школьников, ей
принадлежит направленность на организацию учебного процесса, на совместную
деятельность, взаимодействие учащихся с педагогом; общая цель конкретной
деятельности сама по себе не достигается, она реализуется определенной
совокупностью задач; задачи педагога и учащихся во многом совпадают, так,
развивая учащихся, педагог развивается сам в результате решения педагогических
задач.
Таким образом, по
мнению ученых, занимающихся этим вопросом, структура профессиональной
деятельности учителя – это сложная система, состоящая из нескольких
компонентов. Культура профессионального мышления обладает такими интегративными
характеристиками, как системность, рефлексивность, критичность, открытость,
развитие которых в значительной степени обусловлено культурой развития
личности.
Литература
1. Масленникова В.Ш. Педагог и культура. – Казань:
Казан. ун-т, 1994. – 188 с.
2. Касымжанов А.Х. О культуре мышления. – М., 1981.
– 128 с.
3. Мустафина С.Ф. Формирование культуры логического
мышления будущего учителя начальных классов: дисс. … канд.пед.наук. – Казань,
2002. – 206 с.
4. Безуглова Л.П. Развитие культуры мышления
страшеклассника: дисс. … канд.пед.наук. – Оренбург, 2000. – 163 с.
5. Егорова Н.Н. Формирование культуры мышления
учащихся 5-6 классов при обучении математике в контексте деятельностного
подхода: дисс. … канд.пед.наук. – Нижний Новгород, 2003. – 207 с.
6. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности
преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1989. – 167 с.