Статья для конференции «Наука и образование»
27 декабря 2011 – 5 января 2012
Педагогические науки/4.Стратегические направления реформирования
системы образования.
Д.п.н., И.П. Гладилина
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Магистрант, С.А.Сергеева
Московский педагогический государственный университет
Творчество в
современном образовательном пространстве
Сегодняшний день убедительно свидетельствует, что именно творчество
является самой важной составляющей личного счастья и профессионального успеха.
Творческие люди постоянно движутся вперёд, живут полноценной жизнью, становятся
лидерами и т.д. К сожалению, большинство людей уверены, что способность к
творчеству развивать нельзя. Ирония судьбы в том, что каждый из нас родился художником,
поэтом, музыкантом, физиком…, но уже с первого класса мы должны сдерживать свои
желания, подчиняться многим правилам.
Процесс творчества всегда был загадкой. Ещё античные мудрецы видели
некую парадоксальность процесса поиска новых идей, в том числе, и в науке. Как
человек ищет новое знание? Если он знает, что ищет, то это не имеет значения, а
если не знает, то, что он ищет? Известный учёный В.М. Аллахвердов пишет, что и
сегодня, как и в античные времена, творчество «окутано тьмой противоречий и
парадоксов».
Психологическая наука определяет творчество как родовую черту человека,
как характерную черту его деятельности, указывает на наивысшую форму его
деятельности и является условием совершенствования человечества. По определению
Я. А. Пономарева "творчество — необходимое условие развития материи,
образования ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами
формы творчества".
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная
форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его
основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта,
духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Неоднозначность взглядов многих исследователей на
сущность творчества,
реальное наличие в любом творчестве логических этапов и рациональных элементов позволяет
специалистам строить обобщенные модели творческого процесса, Но, разновидности
модельных структур сохраняют значение его наиболее устойчивых и существенных
сторон. Так, можно
достаточно ясно увидеть общие стадии, фазы любого творческого процесса, проследить его динамику:
умение видеть проблему (постановка вопроса,
требующего творческого ответа);
способность мобилизовать личный и общественный
опыт для постановки гипотезы, определения путей и способов решения задачи;
специальные наблюдения, эксперименты и их
обобщение в виде выводов и гипотез;
оформление возникших идей (образов) в виде
логических, образных
математических, графических, предметных структур, создание художественного произведения и т. д.
В процессе творчества познавательные, оценочные,
преобразовательные
и коммуникативные импульсы образуют единый комплекс, целостную творческую силу.
И. Я. Лернер особо подчеркивает важность для
педагогических целей
характеристики творчества как проявления определенных процедурных черт, особенностей
интеллекта, психических образований.
И. Лернер развитие творческих способностей рассматривает в плане передачи
обучающимся опыта творческой деятельности, выделяя такие процессуальные черты,
как самостоятельное перенесение ранее усвоенных знаний и умений в новую
ситуацию, видение новой проблемы в знакомых, стандартных условиях, видение
новой функции знакомого объекта; поиски альтернативного решения; комбинирование
ранее известных способов решения проблемных задач новым способом.
А. Лук выделяет некие
составляющие творчества:
·
зоркость в поисках
проблем;
·
способ кодирования
информации;
·
способность к
сворачиванию умственных операций;
·
способность к
перенесению;
·
побочное мышление;
·
целостность восприятия;
·
готовность памяти;
·
гибкость мышления;
·
гибкость интеллекта;
·
способность к оценочным
характеристикам;
·
лёгкость генерирования
идей;
·
способность доводить
дело до конца.
И. Лернер развития творчества
ребенка рассматривал в плане передачи детям опыта творческой деятельности,
выделяя такие процессуальные черты, как самостоятельное перенесение ранее
освоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомых
стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; понимание
структуры объекта; поиски альтернативы решения или способа решения;
комбинирование ранее известных способов решения проблемных заданий новым
способом.
Существенные и многие другие подходы к выделению компонентного состава
творческих способностей.
В. Моляко (Украина) среди компонентов творческих способностей называет
такие: оригинальность в решениях, поиски нового, целеустремлённость,
самокритичность и критичность, гибкость мышления, смелость, энергичность.Потребность
в творчестве присуща только человеку с соответствующим интеллектом, знаниями,
умениями и навыками преобразующей деятельности, оригинальным мышлением,
воображением, интуицией, волей. Л.С. Выготский утверждал, что предметом
творчества выступает, прежде всего, сам субъект деятельности, открывающий в ней
смысл своей жизни.
Литература.
1.
Тамберг Ю.Г. Развитие
творческого мышления ребёнка. СПб, 2002.
2.
Аллахвердов В.М.
Психология искусства. СПб, 2001..
3.
Гладилина И.П.
Педагогика дополнительного образования: Учебно-методический комплекс. М., 2007.