Филологические науки/2. Риторика и стилистика

К.филол.н.  Максютенко Е. В.

Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара, Украина

Повествовательная структура романов Лоренса Стерна

 

Романы Стерна – автороцентричны. Автор-герой и в «Тристраме Шенди» и в «Сентиментальном путешествии» анонсирует процесс создания литературного произведения, и особенности его характерологических свойств, в основе которых лежит смешение функции шута и чудака, неравномерно «дозированное» в мироощущении и поведении Тристрама и Йорика, также во многом способствуют особой подвижности и непредсказуемости его взглядов. По художественному типу тексты Стерна принадлежат субъектной организации произведения, где мир сознания авторов-рассказчиков оттесняет фабульный уровень либо произвольно расслаивает, подчеркивая его вторичность. Каждому из романов Стерна присуща особая модель описания отношений автора-творца, автора-героя и читателя, тем более что автор-персонаж, естественно, выступает в роли сочинителя и демонстрирует также собственный тип поведения в оценке созданных им характеров. Тристрам тяготеет к завершению судеб литературных героев его романа, даже несмотря на то, что они подвижны и гротескно протеистичны по своей природе. В эпической цепи предыстории рождения самого Тристрама они обретают комическое оформление, где ощутимо отрицание того явления, которое воплощает герой (педантизм и маниакальное увлечение философией Вальтера Шенди), но не отторжение его человеческого начала, сохраняющегося в памяти и оказывающегося темой элегических медитаций сочинителя (“Will not the gentle reader pity my father..? to see an orderly and well-disposed gentleman, who thosingular, – yet inoffensive in his notions, – so played upon in them by cross purposesBy his ashes! ... if ever malignant spirit … busied itself in traversing the purposes of mortal man, – it must have been here…”) [2, р. 40]. В то же время автор-герой, выступающий субъектом речи в романе, явленный в неповторимом рисунке собственного сознания, оказывается незавершенным образом, данным в становлении, и проблема психологического самоопределения героя остается открытой и передоверяется читателю.

В «Сентиментальном путешествии» процесс оформления полноты смысла в романе также соотнесен с линиями «взаимодействий» автора-творца, автора-героя и читателя. Однако пастор Йорик, выступающий в роли сочинителя, позиционирует себя иначе по отношению к характерам, из фикциональной реальности внешнего сюжета перемещающимся в мир его воображения. Йорик часто не ставит точку в истории встретившихся на его пути героев либо по незнанию, отсутствию интереса, либо будучи сосредоточенным скорее на собственной персоне. В романе присутствуют и автономные новеллистические миниатюры, где ощутим сюжет, и его целостность решена в духе эпизода, который может иметь продолжение (знакомство с мадам де Л***, перерастающее в симпатию, любовное приключение с горничной мадам де Р***). Правда, здесь присутствуют и рассказы, в которых жизненный цикл персонажей обрывается смертью (монах Лоренцо), но тайна его личности и драматической судьбы не до конца ясна Йорику и он склонен ее поэтизировать. Такая неполнота понимания Йориком характеров, встречающихся на его пути, также способствует активизации читателя и его воображения из-за недосказанности и непроясненности темы.                   

В «Тристраме Шенди» в бóльшей степени, в «Сентиментальном путешествии» в меньшей, «событие рассказывания» выделено как особый пласт романа, где автор выступает инициатором общения с внутритекстовым читателем. Нарративная позиция, которую занимает автор-герой, разнообразие ролей, избираемых им в процессе бесед со слушателями, выбор точки зрения, определяющей его кругозор, и закрепленность в пространстве текста постоянно меняются. Так, стоит заметить, что Тристрам фиксирует время повествования, подчеркивает темпоральные границы работы над книгой (9 марта 1759 г.–12 августа 1766 г.) [1, с. 59, 500], внутритекстовый автор не забывает отмерять время рассказа и сообщать о нем читателю (“it is about an hour and a half’s tolerable good reading since my uncle Toby rung the bell…”) [2, р. 72]. Важным оказывается для автора выбор определенной перспективы ведения повествования, и здесь присутствует внутренняя психологическая точка зрения, когда Тристрам дан как закрытый герой, реализующий себя через приемы внутреннего диалога (“I wish I had been born in the Moon, or in any planets ... , for it could not well have fared worse with me in any of them…”, “…one misfortune, which…fell upon myself, and the effects of which I fear I shall carry with me to my grave…”) [2, p. 8, 9]. Однако часто он объективирует процесс наррации, обращаясь к читателю, упоминая местоимение «мы», беседуя с ним на темы, которые представляют общий интерес – проблема современных нравов, характеристик  культуры, эпохи, а также занимает объемный пласт текста эстетической рефлексией, где описываются творческие искания начинающего писателя. Автор-герой позиционирует себя как сочинитель в романе и в игровом ключе, он будет провоцировать, дразнить читателя непосвящением в собственные замыслы, недосказанностью, иногда напрямую  будет обращаться к герою либо возьмет в привычку комментировать фабульную линию романа обильными нравоописательными сентенциями.

Если в «Тристраме Шенди» обращения к читателям и слушателям носят театральный, публичный характер, и Тристрам, выступая в роли рассказчика, интонационно разнообразит свою речь, то в «Сентиментальном путешествии» пастор Йорик более склонен к внутреннему монологу, который часто диалогизирует, обращается к себе и также придает ему театральный характер, как бы инсценируя собственный мир чувств. Йорик меняет планы повествования, то склоняется к субъективной внутренней точке зрения, то объективирует свои наблюдения и может выступать с позиции рассказчика, путешественника, который отваживается на обобщение всеведующего повествователя.          

В романах Стерна происходит нарастание лиризации формы, отчего рефлексия автора преобладает над повествованием. Однако неожиданно для читателя в «Сентиментальном путешествии» возникнет широкий план авторских описаний героев, интерьеров, пейзажей не столько в духе жанра путешествия, сколько  органично передавая атмосферу психологической прозы, где пастор Йорик выступает как психолог-аналитик, который «прочитывает» по внешним сигналам, мимике, интонациям, жестам пейзажи души встречаемых им персонажей.

 

Литература:

1.                 Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена : [роман]. Сентиментальное путешествие : [роман] / Лоренс Стерн ; пер. с англ.
А. Франковского. – М. : Художественная литература, 1968. – 686 с.

2.                 Sterne L. Tristram Shandy :  [A Novel] / Laurence Sterne. – Chatham : Wordsworth Editions Limited, 1996. – 457 p. – (Original).