Усачев В. А.
Донецкий
национальный университет экономики и торговли
имени Михаила
Туган-Барановского
Проблема мифа и мифотворчества в литературе
ХХ столетия
Философские и мировоззренческие взгляды на
миф по разному преломляются в художественной литературе разных эпох. В эпоху
Просвещения мифологические сюжеты используются для построения фабулы и для
формулирования универсальных обобщений. У романтиков на первый план выходил символический
смысл мифа. Позитивисты считали миф результатом рациональной рефлексии. В ХIХ
столетии происходит демифологизация искусства, но отказа от мифологизирования
как литературного приема не происходит. Новый миф рождается в ситуации
самоуглубленного одиночества, отъединенности персонажа. Это приводит к
сочетанию мифологизма с психологизмом, с литературой «потока сознания». Вместо
положительного, культурного героя, приносящего людям всевозможные блага
цивилизации, выдвигается «экзистенциально-абсурдного» герой, который рвет все
цепи цивилизации, общепризнанные нормы морали и рассудка. Современный
мифологизм носит рефлектированный характер, что обуславливает его коренную
связь с философским творчеством, а также интеллектуалистический подход к мифу
самих художников. Интерес к мифу в 20 столетии вспыхнул с новой силию. Если до
этого литература в целом развивалась по пути демифологизации, то в двадцатом
веке она снова обращается к слиянию фантазии и реальности в цельности мифа, где
субъективное и объективное рационально не разграничены. Уже не внешняя природа,
а цивилизация, созданная человеком, выступает трансцендентной силой. 20 век
открыл новую страницу в интерпетации мифа. Особый интерес к мифу наступает в
силу разочарования в позитивистских ценностях, что особенно становится заметно
в литературе модернизма, решительно порывающей с традициями ХIХ века,
происходит отказ от социологизма и историзма и происходит выход за социально –
исторические рамки ради выявления вечных начал человеческого бытия.
Определяющие подходы к мифу были проложены такими учеными, как З. Фрейд, Р.
Барт, Э. Кассирер, Б. Малиновский, русскими учеными формальной школы В. Я.
Пропп, М. М. Бахтиным. С мифом начали связывать основные проблемы человеческого
сознания и бытия, поиск первоначала культуры, ее истоков и основ.
Мифологические сюжеты стали активно использоваться в ткани художественных
произведений. Здесь первым известным образцом является роман Дж. Джойса «Улисс»,
использовавший в качестве второго плана повествования миф об Одиссее. С самого
начала века практически каждый художественный текст прямо или косвенно строится
на использовании мифа: Т. Манн «Иосиф и его братья» – мифы библейские и
египетские, мифология умирающего и воскрешающего бога; «Шум и ярость» Фолкнера
– евангельская мифология; «Замок» – Ф. Кафки – сложное переплетение античных и
библейских мифов; «Мастер и Маргарита» М. Булгакова – снова евангельская
мифология. В роли мифа, просматривающегося в сюжете, начинает выступать не
только мифология в узком смысле, но и исторические предания, бытовая мифология,
историко-культурная реальность предшествующих лет, известные и неизвестные
художественные тексты прошлого. Художественный текст в такой ситуации сам
начинает уподобляться мифу по своей структуре. Основными чертами этой структуры
являются циклическое время, игра на стыке между иллюзией и реальностью, уподобление языка художественного текста
мифологическому предязыку. Порой писатель придумывает свою собственную
самобытную мифологию, обладающую чертами мифологии традиционной. Одним из ярких
романов – мифов европейской литературы ХХ века является роман М. Булгакова «Мастер
и Маргарита». Наиболее сложный тип мифотворчества представляют собой
произведения Кафки. В нем мифы не называются, но от этого действуют еще острее
и создают ту неповторимую атмосферу, которая характерна для всех произведений
Кафки. В «Замке» Кафки бесплодные усилия землемера К. натурализоваться в
деревне и Замке ассоциируются у литературоведов с мифом о Сизифе, катившем под
гору камень, который каждый раз падал вниз. Герои романа сопоставляются с
мифологическими персонажами гомеровского эпоса, многочисленные символические
мотивы в романе являются модификациями традиционных символов первобытной и
христианской мифологии. В творчестве Ф. Кафки отчетливо выступает противоположность
первобытного мифа и модернистского мифотворчества. Мифологическая традиция
превращается у Кафки в свою противоположность, это обнаруживается в той или
иной степени переворачивания мифа, его частичное превращение в антимиф.
Мифологизм в литературе ХХ века
проявляется также в поэзии: У. Б. Йейтс, Э. У. Паунд, Т. С. Элиот. Так,
например, в творчестве ирландского поэта У. Б. Йейтса доминирующим является
интерес к национальной мифологии. Ярким примером тому является цикл поэм о
Кухулине, созданной поэтом.
Особую традицию нового мифологизма в
литературе составляет круг английских писателей. Английской культуре издавна
свойственен интерес к мифу, эпосу, волшебной сказке. Этот процесс дает
возможность развитию воображения, и раскрасил туманный Альбион яркими огнями
неудержимой и самобытной фантазии. Особое место принадлежит творчеству К. С. Льюиса
и Дж. Р. Толкина. Миф и волшебная сказка были непосредственно связаны с учеными
интересами обоих писателей, занимавшихся в университетах родной Англии
изысканиями в области мифологии и филологии. Правда, отношение к мифу и сказке
было у них различным, даже противоположным, что обусловило различную структуру
авторского мифопоэтического пространства. Дж.Р.Толкин оправдывает традицию
создания авторского мифопоэтического пространства. Сложившуюся в литературе ХХ
века тем, что человек имеет право творить, создавать «вторичные миры», потому
что сам сотворен по Образу и Подобию Творца.
Творчество Дж. Р. Толкина объединило
несколько различных традиций мифологизирующей литературы: это воспроизведение
таких фольклорных и этнически самобытных пластов национального сознания, где
живы элементы мифологического миросозерцания; введение отдельных мифологических
мотивов в ткань реалистического повествования; обогащение исторических образов
универсальными смыслами и аналогиями и создание собственного мифопоэтического
пространства.
Творчество К. С. Льюиса, близкого друга
Дж. Р. Толкина, представляет собой одновременно и схожую и отличную систему
индивидуального мифопоэтического пространства. Мнение Льюиса по поводу мифа
определить нелегко. Дело в том, что писатель высказывался о мифах то, как о
«реальном, но, так сказать, несфокусированном отсвете Божией правды в
человеческом воображении», то называл их «посеребренной ложью».
Возродившийся интерес к мифу во всей
литературе прошлого столетия проявлялся в нескольких основных формах. Резко
усиливалось идущее от романтизма использование мифологических образов и
сюжетов. Создавались различные стилизации и вариации на темы, задаваемые мифом,
обрядом или архаическим искусством. В связи с выходом на арену мировой культуры
искусства неевропейских народов значительно расширился круг мифов и мифологий,
на которые ориентировались европейские художники. Наиболее ярко специфика
современного обращения к мифологии проявилась в создании таких произведений,
как романы – мифы, драмы – мифы, поэмы – мифы. В этих неомифологических
произведениях миф не является ни единственной линией повествования, ни
единственной точкой зрения текста. Он сталкивается, соотносится либо с другими
мифами, дающими иную, чем он, оценку изображения, либо с темами истории и
современности. Такими можно назвать романы – мифы Джойса, Т. Манна, А. Белого,
Дж. Апдайка.
В заключении можно еще раз подтвердить
тезис, что искусство начинается мифологией, ею живет и ее творит. В двадцатом
столетии с мифом связывали основные проблемы человеческого сознания и бытия,
поиск первоначала культуры, ее истоков и основ.