Философия / 1.
Философия литературы и искусства
К.ф.н. Зайцева М.Л.
Государственная классическая академия имени
Маймонида
Синестезийный аспект искусства эпохи
европейского Ренессанса
«Наука … моделирует скорее
природу самого человека, чем
природу описываемого им мира»
(В.В.
Налимов. «Облик науки»)
Синестезия как свойство
художественного мышления и эстетического восприятия, основанная на объединении
множественных сенсорных механизмов, демонстрирует сложность, целостность
процесса познания. Синестезия
как проявление интегрированности сенсорных систем представляет
собой воплощение принципа эмпирического холизма.
Значимость синестезии в процессах
миромоделирования, осмысления онтогенеза проявляется в том, что синестезийные
концепции составляют фундамент древних космологических учений (концепции «Музыки
Пути», «Первозвука Вселенной», «Гармонии сфер»). Традиционные культурные формы
имеют в качестве своего фундамента некое единое основание культуры, которое,
развиваясь, в процессе своей социокультурной трансформации распадается на различные
способы мировосприятия или «дискурсы». Между тем, центр культуры является
одновременно интегративным центром духовно-телесного бытия человека.
Искусство европейского Ренессанса дает свое решение проблемы духовно-телесного в человеке. Искусство воспринимается и объясняется из его собственной внутренней природы, как автономная (букв. – «своезаконная») область, со своим собственным, определяемым человеком порядком, не сводимым ни к каким космическим или сакральным истинам. Исчезает соразмерность и гармония, сорастворенность искусства и онтологии в глубине и мудрости познания. Критерием знания становится не верность Божественной мудрости, а человек, его конкретно-практический опыт.
Наиболее значащим оказывается самодовлеющая эстетическая значимость телесности. Для античности тоже важна была телесность: Парфенон сконструирован по пропорциям человеческого тела, однако оно имело сверхразумный принцип (судьбу, гармонию). В Средневековом иконографическом искусстве изображение тела – это «минимизированная телесность духовного» (Л. Баткин), прежде всего воплощение Слова, сакральная плотность несомой словесной информации, сконцентрированной в ликах и жестах. Совмещение ренессансных сакральных изображений с правдоподобием нарушило каноническую схему иконы и преобразовало смысл отсылки к высшему, сам принцип «символического». Изображение отсылает не к высшему над реальностью, а замыкается на себя, отводя к высшему в себе же. Изображение теперь является проявлением не телесности духовного, а духовности телесного.
В противовес
доминирующему вниманию средневековой культуры к путям возрастания
одухотворенной души, Возрождение, а за ним и Новое время подхватывают забытую
ветвь античной психологической науки – психогностику, учение о темпераментах
(сначала в связи с астрологией), о характере людей. Начинается развитие
психологии, анатомии, чувственной математики, направленной на изучение,
измерение обнаженного тела с целью обретения знаний реальной анатомии и
достижения большей точности в живописном и скульптурном изображении тела.
В синестезийных
теориях этого времени важную роль наравне с внешними, экстероцептивными
ощущениями играют внутренние, интероцептивные ощущения, регистрирующие состояние
внутренних органов. Так, учение о темпераментах построено на принципе выведения
психоэмоциональных характеристик из физиологических свойств человека. В музыке
эпохи Возрождения начинается
процесс нахождения «природной» меры регуляции музыкального ритма в ударах
пульса и дыхании поющего человека. Ренессансное
искусство ищет законы, аналогичные законам человеческого тела.
Учение о
темпераментах легло в основу теории аффектов, апеллирующей в большой степени к
чувственному восприятию и исследующей движение чувств. Развивающаяся в эпоху
Возрождения научная мысль сделала первый шаг к дифференцированному анализу
воздействия, производимого различными элементами художественных языков, к
пониманию сложности их комплексного воздействия. Знаковая сторона, грамматика
художественных языков ориентируется теперь на чувственное восприятие, где
приоритет отдается удовольствию.
Показательно
проследить развитие идей синестезии в синтетических жанрах эпохи Возрождения.
Появление оперы как синтетического жанра было обусловлено новой эстетикой,
возрождавшей и трансформирующей принципы античного искусства. В основе
ренессансной концепции синтеза искусств (театра, музыки и поэзии),
манифестируемой деятелями флорентийской камераты, находятся идеи сообразуемости
художественных выразительных средств физиологическим особенностям исполнителя
(приоритет гомофонии и декламации перед полифонией, культивирование «бельканто»
как естественного прекрасного пения, по мнению Винченцо Гагилея, природно
свойственного только представителям романских народов), а также особенностям
восприятия не единиц посвященных профессионалов, а многих зрителей и
слушателей.
Спецификой развития синестезийных идей в искусстве
европейского Ренессанса является их перевод с уровня онтологии на уровень
антропологии, обусловленность синестезийных концепций биологическими
особенностями человека, поиск интегративных связей между внутренним состоянием человека (интероцептивные ощущения) и чувством. Разрешение дуальной
оппозиции «духовное-телесное» в сторону телесности имело большое значение для
последующего развития бионики, психологии, медицины, однако в сфере культуры
явилось причиной глубинного разрыва между духовным и телесным в человеке. Истинное
бытие человека достигается воссозданием духовно-телесного единства или целостности
бытия человека в культуре.