Сюрреализм как ведущее течение современного искусства

На протяжении всего существования человечества людей интересовал мир, находящийся за гранью реальности. Люди искали его, пытались увидеть и  понять. Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над реальностью. Художники не изображали что-то конкретное, а пытались выразить чувства и эмоции, охватившие их в определенный момент, через сочетание отдельных не совместимых обрывков. Мир вне разума и логики стал основным источником творчества того периода.

Актуальность проблемы исследования сюрреализма обусловлена тем, что с самого своего  возникновения и до сегодняшнего дня сюрреализм имеет колоссальную значимость для культурного развития общества. Сюрреализм, как течение в искусстве с момента своего зарождения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки.

На современном этапе своего развития проблема философии и методологии сюрреализма изучена недостаточно. Исследование сюрреализма отражено в работах таких известных зарубежных исследователей, как            Г. Пикон, Ж. Шенье-Жандрон, Р. Лесли, Э. Швинглхурст, Я. Гибсон и др. Исследованию сюрреализма в отечественной литературе посвящены работы Л. Андреева, И. Куликовой, В. Мириамова, Д. Смолева и др.

Целью исследования является обобщение и систематизация информации, связанной с философией и методологией сюрреализма, которая была рассмотрена в разных источниках.

Сюрреализм зародился в начале 1920-х годов в недрах парижского дадаизма, унаследовав его антиобщественный пафос и стремление к ниспровержению эстетических идеалов классического искусства прошлых веков. Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы – «сюрреалистическая драма». В 20-30-х годах новое художественное направление его основатели – поэты А. Бретон и       Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»). Теоретики сюрреализма связывали с ним надежды на построение новой, художественной реальности, более реальной, чем окружающий мир. Сюрреалисты вовсе не стремились к созданию еще одного из многих течений. Они ставили перед собой глобальную задачу: осуществить революционный переворот в сознании, распространить свое влияние на все виды творческой деятельности и мышления. В своем стремлении низвергнуть устои классического прошлого, сюрреалисты не стеснялись ни в выражениях, ни в поступках. Их главным оружием были эпатаж и скандал. Но не скандальные акции и шокирующие заявления принесли сюрреалистам мировую известность и славу. Зародившись как литературное движение, сюрреализм почти сразу же вовлек в свою орбиту множество художников самых разных эстетических устремлений. При этом творческая индивидуальность и оригинальная художественная манера никоим образом не подвергалась корректировке и внутреннему нажиму. В разные годы к движению примыкали такие разные и яркие художники, как Жан Арп, Ганс Беллмер, Виктор Браунер, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Оскар Домингез, Андре Массон, Хуан Миро, Рене Магритт, Мэн Рэй, Ив Танги, Макс Эрнст, а также такие крупные художники ХХ века, как Джорджо Де Кирико, Марсель Дюшан, Василий Кандинский, Пауль Клее, Франсис Пикабиа, Пабло Пикассо, Марк Шагал [1].

Сюрреалисты утверждали, что бессознательное (внеразумное) является истиной в последней инстанции. В основе многих концепций сюрреализма лежат идеи австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Нельзя не заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж) соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций", употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека.

Одной из основ сюрреализма стал метод, в соответствии с которым записывались либо зарисовывались сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации, подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание, в процесс не включилась логика, что соответствует исследованиям сновидений Фрейда.

Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки, обмолвки, остроты – это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материи подсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго" так же нашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал: "Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесь исправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. После того станет возможным сублимировать их" [2].

Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точек зрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма.

Отношение сюрреалистов к творчеству выражалось в следующих положениях:

- каждый человек является творцом, по крайней мере, был таковым в детстве, а теперь ленится или боится;

 - доверия заслуживает только иррациональное;

 - создавать произведения искусства надо спросонья, пока рассудок не отягощен реалиями, а бессознательные образы еще не попрятались по закоулочкам;

 - лучшие картины рисуют дети, медиумы, обитатели клиники для душевнобольных, представители племен в первобытной стадии развития.

Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества:

1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу.

2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам.

3.   Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. [2]

Особого внимание заслуживает практическое применение сюрреализма в отдельных направлениях творческой деятельности. Сюрреализм в литературе провозглашал исходной моделью всякой писательской деятельности, особенно предпочитаемой им лирики, «автоматическое письмо» – скоростную  запись первых пришедших в голову слов, обрывков речи, навязчивых видений во всей выпуклой «зрелищности» каждого из них в отдельности, во всей причудливой неожиданности их взаимопереклички. В основе всех литературных произведений лежит спонтанность и непредсказуемость, которая зачастую делает их не просто трудными для восприятия, но и абсолютно нечитаемыми.

Сюрреализм проявил себя и в кино. Так, в фильме режиссера Л.Бунюэля «Андалузский пес» (1928) много пугающих, устрашающих, жестоких кадров, композиционно и сюжетно малосвязанных между собой. Внешнюю сторону сюрреалистической поэзии усвоило западное коммерческое кино в боевиках и триллерах. Эта поэтика по-своему воплотилась в фильмах ужасов Хичкока.

 В документальном кино сюрреалистические тенденции проявляют себя в неожиданном монтаже и парадоксальном сочетании фактов. На основе собственных ассоциаций зритель должен сложить связное представление о реальности.

Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда. В это же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

Сюрреалисты выражают недовольство существующей действительностью – они объявляют ее источником всех зол. Они выступают против абстрактного мира цивилизации. Никакой социальной революции не нужно – нужно только отказаться от разума, логики, от привычного восприятия вещей, от неудовлетворительного, даже абсурдного, с их понимания, разграничения прекрасного и уродливого, правдивого и ложного, хорошего и плохого. Нужно отказаться от всех традиций, уничтожить все привычные представления о нормах человеческих взаимоотношений. Иначе говоря, предполагаемая сюрреалистами революция должна заключаться в освобождении человека от чувств и обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувств справедливости, верности, долга. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, – “дремлющие в нас чудовища”, также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Конфликт между разумом и “темными силами”, провозглашенный сюрреалистами основой искусства, нашел свое четкое и наглядное выражение в сценах жестокости, которые изобилуют все виды сюрреалистического искусства. Фрейдистское положение о кровожадности и жестокости человека по природе, сюрреалисты настойчиво и последовательно воплощали в своем искусстве в течение всех долгих лет его существования. Нагнетание в сюрреалистических произведениях ужасов и жестокости и оправдание ее “звериной сущностью” человека, многократно отмечали как теоретики, так и практики искусства. Теоретики сюрреализма не ограничились объявлением “случайности” эстетической основой художественного творчества. Они пошли дальше и выступили против самого принципа закономерности, против логики и разума, составляющих прочную основу реалистического искусства. Лучший способ изгнания логики из художественных произведений сюрреалисты видят в исключении из творческого процесса разума. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым “интуитивным прозреванием” впавшего в состояние транса художника.

Таким образом, сюрреализм – «искусство высшей реальности» – явился блестящим выразителем внутренних противоречий и душевного разлада человечества в период между двумя мировыми войнами. Это течение поддерживало и одобряло множество знаменитых художников, внесших значительных вклад в мировое искусство. Став наследником идей символизма, дадаизма и метафизической живописи, творчески переосмыслив их открытия, сюрреализм, в свою очередь, дал толчок к возникновению и развитию таких направлений в мировом искусстве, как магический реализм в США и фантастический реализм в Австрии, а также значительно повлиял на развитие современного искусства: своим рождением ему во многом обязан абстрактный экспрессионизм и поп-арт, а также хепенинг, перформанс и концептуальное искусство.

Литература

1.     Сюрреализм / Л. Андреев. – М.: Гелеос,2004. – 352 с.

2.     Сюрреализм / Сост. И. Г. Мосин – СПб.: ООО «СЗКЭО «Кристалл»», 2005. – 320 с.

3.     Сюрреалізм / А. Біла. — К.: Темпора, 2010. — 208 с.

4.     Швинглхурст Э. Сюрреалисты. М.: Изд-во Лабиринт-К, 1998. – 80 с.