Право/13.Международное право
Алимжанова Малика Газизовна
Ph.D докторант 2 курса
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби, Казахстан
Проблемы правового
регулирования интеграции Республики Казахстан в Исламское
финансовое пространство.
Нормы Исламского права
или Шариата охватывают и регулируют
практически все аспекты человеческого существования, начиная от брака,
заканчивая экономико-торговыми отношениями. Шариат не запрещает вести
какую-либо финансовую операцию, если способы и методы ведения не нарушают
установленных правил и принципов [1].
В стандарте AAOIFI № 26 "Об исламском страховании", Исламское страхование
определено как договорные отношения между группой лиц с целью урегулирования убытков наступивших в
результате действий определенных рисков, к которым все такие же лица могут
подвергаться. Исламское страхование основано на создании страхового фонда через
вклад участников и в дальнейшем использование фонда для возмещения ущерба
любого из них [2].
Определить с каких
времен берет начало институт страхования в истории исламского мира очень
сложно. Но по известным нам фактам мы можем установить какое место этот
институт занимал в обществе. Взаимопомощь между людьми существовала со времен
первых племен. Доктрина "al-aqilah" как принцип
разделения ответственности
сформированный среди Арабских племен, использовался когда член одного
племени совершал преступление по отношению члена другого племени [3]. На территории современного
Казахстана, в далеком прошлом, также существовали сходные норм поведения среди племен. Если следовать
истории, распростронение ислама среди наших племен началось значительно раньше, примерно в 8-м веке. С тех временем, признаки влияния
религии стали проявляться не только в бытовой жизни племен, но в общественно-политической.
Примером может служить сформированное в 9-м веке Караханидское ханство, ставшее
первым признавшим ислам государством на территории Казахстана. Но основным подтверждением являются своды
законов, принятые Ханами тех времен. Хан-Тауке правивший в период с 1680 по
1718 г.г., является составителем сводов обычного права казахов
"Жеты-Жаргы". Важное место среди сводов занимает закон о Куне или
плате племени нарушителя за совершенное им преступление [4]. Не вооруженным глазом видно, что доктрина "al-aqilah" и институт Кун, является одним и тем же явлением, прижившимся к
племенам вместе с религией. Здесь мы приходим к
выводу, что распрастроненное во всех ранних мусульманских племенах обычае по
взаимопомощи и взаимоответственности между членами рода, подтверждает существование первых зачатков
страховых отношений в Казахстане, как и в остальных мусульманских государствах.
После вхождения
территории современного Казахстана в состав Российской Империи в 18-ом веке,
развитие социально-экономических, финансовых, в том числе, страховых
правоотношений фактически стало регулироваться той политикой, которую проводила
в регионе Российская Империя. На сегоднешний день мало исторических данных, о
том, на сколько долго сохранялись установившиеся в обществе обычаи взаимопомощи
и поддержки между членами одной группы, одного рода. Колониальная политика
центра, не могла не повлиять и соответственно изменить уже сложившиеся и
установившиеся нормы, обычаи и правила казахского народа[5]. На территории царской России в основном главенствовала светская, рыночная
форма страхования любых рисков, когда как на территории современного Казахстана
параллельно с вышеуказанной формой существовали и действовали механизмы
страхования урегулированные в исламском праве. То есть при наличии большого
количества мусульман исповедовавших традиционный ислам, естественным образом
происходило сочетание как элементов обычной, европейской модели страхования с
элементами правил и норм Шариата. На наш взгляд, государственно-правовой
механизм управления экономическими, финансовыми процессами в тот период,
фактически содержали в себе смешанные формы страхования и послужили реальным
толчком к развитию страховых правоотношений и страхового права в целом .
Сегодня, когда мы
живем в новом тысячелетии, в условиях процессов мировой глобализации и
модернизации отечественной экономики и финансовой системы, мы должны быть
готовы к симбиозу(сплав) общественных отношений связанных как с исламским
правом, в сфере страхования, так и с уже сложившейся страховой системой на
территории Республики Казахстан. Никто
не знал, что когда-то старый обычай перерастет в современный Исламский
страховой институт. На современном этапе развития исламского страхования в
Казахстане уже появляются первые институты регулируемые нормами исламского
права. В Казахстане на данный момент нет нормативного акта и каких-либо узаконенных правил, норм, которые
бы осуществляли конкретное правовое регулирование страховых отношений,
основанных на идеях и принципах Ислама.
Первая инициатива Правительства Республики Казахстан по сотрудничеству с исламским миром была проявлена
вступлением в 1995 году в Организацию
Исламская Конференция. В августе 1997 года в г.Алматы
открылось представительство Исламского
Банка Развития (далее ИБР) являющееся центром для региона Центральной Азии. При
поддержки ИБР осуществлялись программы технического сотрудничества по обмену
технического и информационного опыта, семинары по привлечению исламских
финансов и другое. Однако, интересы к
исламским финансовым продуктам на начальных этапах исходил не только от
Правительства Республики Казахстан, но
и от отдельных представителей частного банковского сектора. Одним
из первых отечественных финансовых институтов, начавших
сотрудничать с Исламским Банком Развития еще в 2003 году,
был БанкТуранАлем [6]. Сотрудничество с
ведущими исламскими финансовыми институтами дало нам понимание того, что
представляет собой Исламский финансовый рынок, его особенности, юридический,
экономический механизм его регулирования, а также преспективы его дальнейшего
развития и внедрения.
Исламская финансовая
система давно является органической частью мировой финансовой системы и
имплементация ее отдельных составных частей (элементов) в Национальной правовой
системе, могло бы реально послужить развитию института страхового права как
комплексной интегрированной отрасли права. В связи с этим для Казахстанской страховой системы актуальным является
воспринять позитивные стороны страховой системы функционирующей в исламском
мире. Это было не раз подчеркнуто
Президентом РК Н.А.Назарбаевым в его посланиях народу страны, о том что Казахстан должен стать Центром Исламских финансов в Центральной
Азии
[7]. Первые
шаги самые трудные и для внедрения отдельных элементов исламской финансовой системы, таких как страхование, необходимо не только политическая воля, но и разработка, а также принятие новых законодательных актов,
которые бы могли стать реальным фундаментом для развития альтернативной
страховой системы в Республике Казахстан. В 2009 году Парламентом Республики Казахстан был принят закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и
деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования". Впервые в законе "О банке и банковской деятельности РК" было дано
определение институту "исламский банк". А также были множественные
поправки в законодательство, которые сделали возможным открытие исламских
банков, исламских инвестиционных фондов и выпуск исламских ценных бумаг [8]. Недавно, в апреле 2011 года Парламентом Республики Казахстан был принят еще
один закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и
организаций исламского финансирования". Который
дополнил недостатки предыдущего и внес свою лепту по эффективному регулированию
исламских финансовых продуктов [9].
На Ежегодном
Республиканском Форуме по Исламским Финансам, проходившем в 2011 году в
г.Астана, один из участников, бывший
председатель Агентства РК по регулированию и контролю за финансовым рынком и
финансовыми организациями, Аркен Арыстанов правильно заметил, что несмотря на
существование закона и осуществление правительственных программ, исламская финансовая система созданная в
Республике Казахстан не функционирует на надлежащем уровне. На наш взгляд, одна
из вероятных причин того, что на финансовом рынке фактически не восстребованны
исламские финансовые продукты, это то, что основная масса нашего насиления не понимают что это
такое, и как этим пользоваться для своей выгоды, в своей работе. Также одной из
причин может быть то, что не доработан практический механизм применения
исламских финансовых институтов на финансовом рынке нашей страны.
С 2011 года Казахстан
председательствует в Организации Исламского Сотрудничества. Нужно отметить, что
год нашего председательства совпал с нарастанием социальных и политических
конфликтных ситуаций в странах Ближнего Востока и Северной Африки. В связи с
чем, одним из главных приоритетов является вопрос о международной и
региональной безопасности, экономической стабильности, и в первую очередь,
национальной безопасности [10].
Сегодня, Казахстан не
имеет специализированного нормативного акта, который позволил бы регулирование общественных
и экономических отношений складывающихся в системе исламского страхования. В
нашей стране уже есть такие финансовые организации, которые основными
принципами своей деятельности считают финансовую взаимопомощь и долевое участие
в различных финансовых рисках. Но имеются страховые организации, которые ведут
свою деятельность через создание Общества взаимного страхования. Фетва № 9
Совета Исламской Академии правоведения при Организации Исламской Конференции
"О страховании и перестраховании" от 1985 года объявила форму
коммерческого страхования не соответствующей Шариату, за наличие запретных элементов риска. В качестве
альтернативы, Советом была предложена кооперативная форма страхования,
основанная на добровольной взаимопомощи и сотрудничестве [11]. Поэтому организации желающие вести страхование, соответствующее
Шариату, выбирают форму взаимного
страхования.
Помимо
организационной формы, исламская страховая организация должно соответствовать и
другим требованиям. В соответствии с Issue IFSB and International Association of
Insurance supervisions "О регулировании и управлении
Такафул" от августа 2006 года, основной особенностью Исламского
страхования и отличием от традиционного страхования является следующее:
-Такафул оператор
ответственен за соответствие всех страховых операций правилам и принципам
Шариата. В этих целях создаются внутренние Шариатских Советов;
-Инвестиционная
деятельность Такафул оператора должно соответствовать Шариату, в связи с чем,
компания не может инвестировать свои активы в традиционные, процентосодержащие
ценные бумаги и другое;
-Такафул оператор, как
управляющий агент, подотчетен полюсодержателям в плане соответствия
деятельности компании правилам и принципам Шариата и т.д [1].
Для приведения
Казахстанкого законодательства в полное соответствие для функционирования
альтернативной системы страхования, Правительством привлекаются финансовые
аналитики, квалифицированные эксперты и институты ведущих исламских государств.
В числе востребованных специалистов имеются Малайзийские эксперты по исламским
финансам. С момента начального развития современного исламского страхового
рынка в мире, прошло около тридцати лет, но не всем удалось добиться большого
успеха, как это удалось Малайзии [13]. В этом мусульманском государстве
секторы исламского банкинга и страхования существуют параллельно с
традиционными системами
страхования, банкинга и развиты на одинакого высоком уровне. Малазийская модель по
развитию Исламских финансовых институтов признана многими Исламскими странами и
вызывает большой интерес у тех кто стремится создать такую же благоприятную
среду для Исламских финансов в рамках своего государства [14]. Активы Малайзийской Такафул индустрии достигли 3
млрд. к 2008 году и имеют ежегодный
рост в размере 21-29 процентов. На сегоднешний день крупнейшие участники
Малайзийского рынка приходятся на Великобританию, Бахрейн, Германию и Японию. Высокие
показатели невольно наводят на мысль о том, в чем же
состоит особенность успеха и что содержит механизм работающий на
многомиллионный рынок [14].
Малайзийски
финансовый рынок представляет собой
структуру, состоящую из нескольких основных звеньев, которые способствуют
формированию сильной и конкурентноспособной Такафул индустрии. Центральный
Банк, Национальный Шариатский консультативный Совет, Малайзийская Такафул Ассоциация, Международный Совет Исламских Финансов (Islamic
Financial Services Board) и иные стратегические регуляторы в комплексе составляют успех Малайзийской
модели страхового бизнеса. На верху финансовой пирамиды государственных
регуляторов страхового рынка Малайзии расположен Bank Negara Malaysia, законодательно признанный
Центральным Банком Малайзии, поддерживающий денежную и финансовую
стабильность, ведущую к значительному росту Малайзийскую экономику [15]. Помимо, того что Центральный Банк поддерживает стабильность финансового
сектора экономики, он направляет большой потенциал на становление Малайзии
Центром Исламского Финансового рынка. Bank Negara Malaysia как основной регулятор финансового и банковского сектора экономики, орган
регулирующий индустрию страхования, как традиционную так и исламскую, проникает
во все сферы страховой деятельности. Им разробатываются директивы по уставному
капиталу, по финансовой отчетности, пруденциальные лимиты, стандарты и иные директивы, непосредственно регулирующие
деятельность Такафул и Ретакафул компаний [16].
Для страховой
деятельности регулируемой нормами Шариата, создание Шариатского Совета является
обязательным [17]. В соответствии со сложившейся пратикой, Шариатский
Совет имеет следующие признаки:
1. Шариатский
Совет является независимым органом специализированных юристов в исламской
коммерческой юриспруденции;
2. На этот орган
возлагаются обязанности по направлению, анализированию, наблюдению деятельности
исламского финансового института, чтобы гарантировать соответствие с правилами
и принципами Шариата;
3. Имеет право
выпускать фетвы и правила, которые являются обязательными для исламского
финансового института;
4. Назначается
акционерами, по рекомендации Совета директоров, состоит из не менее трех
членов;
5. Готовит отчет
о соответствии всех сделок и операций финансовой организации принципам и
правилам Шариата;
6. Заявляет о
том, что распределение прибыли и накопление убытков, связанных с
инвестиционными счетами, соответствуют основанию, которое было одобрено самим
Советом;
7. Акционеры
могут уполномочить Совет директоров устанавливать вознаграждение для
Шариатского Совета [18].
В Малайзии существует 4 уровня Шариатских Советов:
-Орган создаваемый внутри финансового института (Shariah Secretariat);
-Внешний
консультативный институт (Shariah product consultants);
-Независимый
наблюдательный орган (Shariah Committee) ;
-Шариатский
консультативный Совет при Центральном Банке (Shariah Advisory Council of Bank
Negara Malaysia) [19].
Высшей инстанцией
среди Шариатских Советов Малайзии является Шариатский консультативный Совет созданный при Bank Negara Malaysia (Центральный Банк
Малайзии)
в 1997 году, как орган ответственный за наблюдение в
сферах исламского банкинга, такафул бизнеса и иных исламских финансовых
отраслях регулируемых Центрельным Банком. На наш взгляд Шариатский
консультативный Совет является не только научно-консультативным,
рекомендательным органом, но и фактически выполняет определнные контрольные функции Банковского
департамента. Поскольку Совет выполняет не только цензерные и контрольные
функции, но и роль наблюдателя за соблюдением установленных норм исламского
права. Шариатский Наблюдательный Совет, ответственный за утверждение всех
Исламских финансовых продуктов, был наделен правом устанавлевать нормативные
акты касательно исламского банкинга, Такафул бизнеса, Исламских финансов и иных
продуктов основанных на принципах Шариата [15]. На протяжении многих лет Совет выпускает свои резолюции призванные быть
финансовым регулятором Исламской финансой деятельности, не пративоречающей
нормам шариата. Можно отметить, что с 1997 по 2009 гг. было издано около 135
решений, в частности одно из первых решений касательно Такафул бизнеса было
принято в 2002 году на 24-ом собрании Совета [20].
Как мы видем, система
Шариатского Совета в Малайзии является строгой и иерархической структурой. Это
позволяет государству не только контролировать весь спектр финансового рынка
Малайзии, но и поддерживать его успешное, поступательное развитие и четкое функционирование. Мы считаем, что в случае разработки и принятия закона регулирующего
исламское страхование, встанет конкретная задача по созданию
научно-консультативного, возможно рекомендательно-контрольного органа, который
бы своими функциями соответствовал Шариатскому Совету. Необходимо отметить, что
на сегоднешний день, в мире есть реальный дефицит специально подготовленных
кадров в области исламского права. В состав данного органа должны входить не
только теологи богословы и ученые, но и высококвалифицированные специалисты в
области исламского банкинга и страхования.
Данная проблема касается как мусульманских государств, так и других стран, в числе которых
находится и Казахстан. По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации состоит
из нескольких моментов: во-первых, необходимо привлечь грамматных специалистов
имеющих практический опыт в данной сфере из мусульманских стран. Во-вторых,
нужно наладить двух-сторонние, многосторонние международные контакты с
действующими Шариат Советами, в-третьих, мы должны подготовить отечественные
кадры, которые могли бы реально работать в сфере исламской финансовой
деятельности и страхования. В-четвертых, создать и разработать непрерывный курс
обучения специалистов в области исламского права. В пятых, возможно, с помощью
иностранных консультантов и экспертов открытие специализированного высшего
учебного заведения, для подгатовки исламских правоведов для дальнейшей работы в
области исламской финансовой деятельности, банкинга и страхования. Только комплексный
подход и системная подготовка специалистов в области страхования по канонам
ислама сможет внедрить альтернативную систему страхования в РК. Это в свою
очередь, позволит институту страхования из институционального правового
комплекса стать интегрированной отраслью страхового права. Во многих исламских
странах развита сфера образования по исламским финансам, однако некоторые из
них добились значительного успеха: The Islamic Research and Training Institute
(IDB), The International Centre for Education in Islamic Finance (Malaysia),
The International Islamic University Malaysia, The Bahrain Institute of Banking
and Finance [21] .
На начальном этапе
становления Исламской финансовой системы в нашей стране, воникают различные
вопросы и проблемы которые касаются практического внедрения данной системы.
Одной из немногих международных организаций, чье практическое и техническое
содействие могли бы стать поддержкой - это международная организация The Islamic
Financial Services Board. Организация
действующая с 2003 года , является стандартизационным органом, регулирующим и контролирующим стабильное развитие
Исламской финансовой индустрии. Спектр деятельности IFSB очень обширный и предусматривается
4 статьей Articles of Agreement:
-Содействие
развитию Индустрии Исламских Финансовых услуг через введение новых или
адаптацию существующих международных стандартов соответствующих принципам
Шариата;
-Разработка
руководств по эффективному управлению и регулированию институтов предлогающих
Исламские Финансовые продукты;
-Поддержка связи и
сотрудничество с организациями, устанавливающеми стандарты по стабилизации
международной денежной и финансовой системы;
-Улучшение и
координирование инициативы по развитию исламских инструментов и процедур;
-Способствовать
сотрудничеству между странами-членами по
развитию индустрии Исламских Финансовых услуг;
-Исследование и
публикация учений по Исламским
Финансам;
-Способствовать
обучению и повышению квалификаций в сфере регулирования индустрии исламских
финансовых услуг и т.д [22].
Сегодня этой
международной организацией установлено около 17 стандартов, среди которых Guidling Principles
on Governance for Islamic Insurance, Standart on
Solvency Requirement for Takaful Undertakings и другие нормативы содействующие эффективному развитию и регулированию исламских институтов
предлагающих исламские финансовые продукты и услуги в области страховой
деятельности. Отечественных экспертов и специалистов уже давно привлекает
перспектива членства в IFSB, поскольку это позволит увеличить эффективность законодательных актов
регулирующих исламские финансовые правоотношения в Республике Казахстан [23]. На 2011 год около 200 межправительственных организаций, регулятивных
органов и иных участников рынка пользуются этой привелегией и успешно участвуют
в межгосударственном сотруднечестве по развитию Индустрии Исламских финансовых
услуг [22]
.
Исламская страховая
система как гибкая и саморазвивающаяся структурная система непрырывно
совершенствуется. Этому фактору
способствует как государство, в лице специальных, уполномоченных органов, так и
не государственные инициативные организации. Организованная Такафул
операторами Малайзии, Индонезии, Брунея и Республики Сингапур в 1995 году ASEAN Takaful Group, создана для усиления
добровольного сотрудничества между Азиатскими Такафул операторами, а
также операторами других частей света [24]. Ныне
организация переименнованная как Global Takaful Group, обеспечивает свободный обмен информации по всем аспектам Такафул операций
между членами, формирует специализированные рекомендации, представляет интересы
своих членов и одно из самых главных моментов способствует квалифицированной
подготовке такафул компаний с помощью различных институтов и специализированных
центров
[25] .
Заключение
В процессе работы над научным исследованием, мы изучили
и проанализировали некоторые аспекты правового обеспечения страховой
деятельности в Республики Казахстан и Малайзии. Были исследованы проблемы
правового регулирования страхового рынка совершенно разных правовых систем и их
особенности. При исследовании состояния современного страхового рынка в Республике Казахстан, мы исходили из того,
что в Национальное законодательство были внесены определенные изменения и
поправки, которые стали правовым фундаментом для становления и развития
исламских финансовых правоотношений. Исламские финансовые институты тесно
переплетаются друг с другом, к таким можно отнести исламский банкинг и страхование. C развитием исламских финансов в нашей стране, естественно будут системно
развиваться связанные с ним финансовые институты, такие как Шариатский Совет,
исламский арбитраж, различные виды страхования. Соответственно, при анализе
действующего законодательства и состояния государственной финансовой
деятельности в сфере страхования, мы пришли к выводу, что необходимо и далее
развивать исламские финансовые, страховые правоотношения, вносить новые
изменения и дополнения в законодательство РК.
В процессе
дальнейшего развития Национального финансового законодательства через внедрение
в него норм Исламского права, институт страхого права Республики Казахстан,
фактически превращается в крупную
отраслевую систему. Такое преобразование института страхования в отрасль
страхового права - это сложный,
многоступеньчатый, планомерный и закономерно-обусловленный процесс. На наш
взгляд, имплементация ее отдельных составных частей (элементов) в Национальной
правовой системе, могло бы реально послужить развитию страхового права как
комплексной интегрированной отрасли права.
Как было сказано ранее, с развитием Исламской финансовой индустрии в
Республике Казахстан, появится необходимость внедрения некоторых отдельных
элементов, для более эффективного регулирования и ведения данного рынка. К
примеру, создание Шариатского Совета будет способствовать поддержанию и наиболее
стабильному функционированию создоваемой нашей
страной системы инвестиционной, финансовой и страховой деятельности,
основанной на принципах Шариата. Соответственно, можно предложить создание при
Национальном Банке РК Наблюдательного Совета с рекомендательно-совещательными и
контрольными функциями в сфере деятельности различных исламских финансовых
организаций. Данный орган должен иметь определенный правовой статус и
существовать на правах отдельного
комитета. Юридическое положение о данном органе должно соответствовать
Конституции РК, финансовому законодательству, а также отвечать требованиям
сложившимся в Мусульманских странах. Функционирование органа с
рекомендательными и контрольными полномочиями позволит реально гарантировать
соответствие осуществляемой финансовой деятельности конкретным требованием
Шариата.
Литература:
1. Проблемы регулирования и наблюдения за Такафул (Исламским страхованием)
секция 1 (2006).Совет Исламских Финансовых Услуг и Международная Ассоциация
страховых наблюдателей.
2. Вахитов Р.Р., Елдесбай К., Калимуллина М., Мулюков Б., Хорошилова И. (2010). Исламское страхование. (такафул):
шариат.стандарт № 26 [перевод с англ.] / Организация бухгалтерского учета и аудита исламских
финансовых учреждений. Москва:
Исламская книга.
3. Мохд Масум Биллах, Прикладной Такафул и Современное страхование (2007).Малайзия: Томсон Корпорейшн.
4..Кенжалиев З.Ж. (1996). Материалы обычного права казахов.
Алматы: Жеті Жарғы.
5. Жуйруков К.К. (1994).Страхование в Казахстане-пути дальнейшего развития.
Алматы: Шелковый путь.
6. Айдарбек Ходжаназаров (2009). "Исламские финансы не пострадали от кризиса". Аналитический журнал "Рынок ценных бумаг Казахстана". №1, 23-25стр.
7. Новое десятелетие - новое
экономическое развитие, новые возможности Казахстана (2010). Послание Президента Республики Казахстан
Н.А. Назарбаева
8. Закон
РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и
деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования" (12 февраля 2009).
9.Закон
РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые
законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и
деятельности исламских банков и организаций исламского финансирования" (от 9 апреля 2011).
10. Инициативы Казахстана на посту председателя Организации Исламского
Содружества (2011). website http://www.zakon.kz
11. Фетва № 9"О страховании и перестраховании" (1985). Совет
Исламской Академии правоведения при Организации Исламской Конференции.
12. Ханс Виссер (2009). Исламские финансы: принципы и практика.
Массачусетс: Эдвард Элгар Паблишинг
13. Али Каршид (2004). Исламское страхование:
Современный метод исламского банкинга. Нью Йорк: Роутледж
14. Обзор-Международный
Такафул (2010) website http://www.mifc.com.
15. Акт о Центральном банке
(2009). Банк Негара Малайзия
16. Bank Negara Malaysia (BNM),
website http://www.bnm.gov.my
17. Браин Кеттл (2010).
"Islamic finance in
a Nutshell".
Великобритания: Джон Вилли Лтд.
18. Шариатский Наблюдательный Совет: назначение, состав и отчет, стандарты
управления (2007). Организация бухгалтерского учета и аудита исламских
финансовых учреждений.
19. Доктор Енгку Рабиа Адавиа Енгку Али, Хассан Скот П. Одиерно (2008). Руководство по Такафулу
(Исламское страхование). Куала-Лумпур:СЕРТ
Паблишинг.
20. Шариат решения по исламским финансам 2-е издание (2007). Банк Негара Малайзия
21. Дауд Викари Абдуллах и Кион Чи (2010). Исламские финансы. Почему это имеет
смысл. Сингапур: Маршал Кавендиш Интернейшнл Азия Лтд.
22. Статьи соглашения Международного управления по Исламским
Услугам (IFSB) (2005). Международное
управление по исламским услугам (IFSB).
23. Мадина Кенжегузина (26.01.2010). "Исламские финансы:
внедрение единых стандартов". "Юридическая газета" № 11.
24. Итоговый отчет по глобальному семейному Такафулу (2011). Международный Такафул Саммит, Лондон.
25. Global Takaful Group (GTG) (2010), website http://www.gtg.my
Резюме
Данная
статья посвящена крайне актуальным проблемам страхового рынка РК. В ней
проанализировано и изучены проблемы развития и совешенствования системы
страхового законодательства и права. Даны определенные предложения и
рекомендации связанные с решением теоретических и практических задач в области
регулирования общественных отношений по страхованию различных рисков. Также
проводится сравнительно-правовой анализ Национальной страховой системы Малайзии
и Республики Казахстан, с целью выявления
позитивных и положительных аспектов. В статье изучаются некоторые вопросы связанные с Исламской финансовой
деятельности и страхованием, которые помогли бы способствовать развитию
Национального з аконодательства Республики Казахстан.