Магомедова Э.М.,
к.и.н., кафедра истории Дагестана ДГПУ
ТАБАСАРАНСКОЕ МАЙСУМСТВО
в историческом процессе
ДАГЕСТАНА И АЗЕРБАЙДЖАНА
В XVIII – НАЧАЛЕ XIX В.
В силу своего удобного
географического положения, майсумство было связано с дагестанскими и
закавказскими владениями.
В XVIII – начале XIX в.
связи Табасаранского майсумства с соседними владениями Дагестана и Закавказья
развивались в сложной международной обстановке, когда из-за влияния на Кавказе
соперничали крупные державы Иран, Турция и Россия[1].
Территория населенная ими известна, как Кюра. В середине XVIII в.
Кюра была присоединена к Казикумухскому ханству.
Жители майсумства и союзов
сельских общин поддерживали разносторонние взаимоотношения с лезгинами. В
лезгинских селах они покупали зерно, изделия домашнего производства. В
результате тесных разносторонних связей многие жители, особенно взрослые, знали
лезгинский язык. Вместе с тем, в ряде случаев жители отдельных обществ
враждовали из-за пастбищ, пользования лесом и другими угодьями.
Ближайшим соседом майсумства
Табасарана являлось Дербентское ханство, территория которого простиралась на юг
от владений уцмия Кайтагского, до предгорий табасаранского хребта на западе и
северо-восточных границ Кюринского ханства. В конце 60-х г. XVIII в.
Дербентское ханство было присоединено к Кубинскому ханству.
Издавна сложившиеся
экономические связи между жителями майсумства и Дербентского ханства, в XVIII в.
получили дальнейшее развитие. В Дербенте было много караван-сараев, постоянно
действующие базары. По прежнему, жители Табасарана в аулах Дербентского ханства
покупали зерно, материи, изделия ремесленного производства. Табасараны ввозили
в Дербент свежие и сушеные фрукты, шерсть, шкуры, изделия из дерева.[2]
Поскольку Дербент оставался
богатым, крупным торгово-ремесленным центром, он приковывал внимание «купецких
людей из персиянов, армянов, грузинов и индийцов».[3]
В этой торговле участвовали и жители майсумства. Дербент и многие аулы
Дербентского ханства играли большую роль во взаимоотношениях майсумства с
соседними владениями Дагестана и Закавказья. Жители майсумства поддерживали
тесные отношения с населением Дербентского ханства: многие имели своих кунаков,
заключали брачные связи. Из Дербентского ханства в аулы майсумства проникали
различные технические культуры – марена, хлопок и др.
В сложившейся международной
обстановке правители майсумства и Дербентского ханства заключали политические
союзы, направленные против общих врагов. Политические связи подкреплялись
брачными узами.
Майсумство поддерживало связи
и с уцмийством Кайтагским. Уцмийство занимало территорию «к весту имеются
высокие горы, за которыми кумыки живут, к зюйду протянется до Табасарании и
хасии кумыкам, а к норду до Кубяша».[4]
Владение уцмиево на юге граничило с владением майсума.[5]
Жители Табасарана покупали у
кайтагцев продукты скотоводческого хозяйства, изделия кубачинских и харбукских
мастеров, а взамен в табасаранских селах, кайтагцы приобретали шерстяные
изделия, фрукты.
Основными торговыми путями,
связывавшими соседние народы были тропинки, которые вели из различных сел –
Джараха, Тинита, Хива в наиболее известные торговые центры – Маджалис, Хучни,
Кубачи и т.д.
В более тесных связях
находились жители соседних аулов, которые заимствовали друг у друга опыт
возделывания земледельческих культур, выращивания плодовых деревьев. Заметное
взаимовлияние прослеживается в области строительного дела и архитектуры.[6]
Постоянная внешняя опасность и междоусобная борьба диктовали, владетелям
Табасарана и Кайтага быть вместе и укрепить взаимоотношения между собой. Так,
например, уцмий и майсум совместно выступали против Кубинского хана,
претендовавшего из-за влияния на земли майсумства.
Свои взаимоотношения
феодальные владетели подкрепляли брачными узами.
Вместе с тем, надо отметить,
что между правителями Табасарана и Кайтага возникли ссоры из-за захвата
пограничных земель, из-за влияния на те или иные общества.
На северо-западе
Табасаранское майсумство граничило с Казикумухским ханством.[7]
Оно занимало центральную часть Дагестана и в XVIIIв., присоединив соседние
общества, границы его намного расширились. Это обстоятельство способствовало
тому, что майсумство непосредственно граничило с Казикумухским ханством.[8]
Дело в том, что в XVIIIв. магалы Агмергу, Агул-дере, Кошан-дере входили в
табасаранские владения, а позже жители этих обществ оказались под властью
Сурхай-хана Казикумухского и Кюринского.[9]
В XVIII в. одним из значительных
ханств Азербайджана было Кубинское. Оно располагалось на территории Северного
Азербайджана примыкающей к Дагестану. Резиденцией Кубинских ханов вначале была
крепость Худат, а с 1735г. – город Куба. Кубинское ханство усилилось в период
правления Фатали-хана (1758-1789гг.). К Кубинскому ханству было присоединено
Дербентское ханство. Это обстоятельство, а также расположение на важном торговом
пути, соединявшим Азербайджанские ханства с дагестанскими владениями
способствовали расширению связей майсумства с жителям и Кубинского ханства.
Территория, занимаемая Кубинским ханством, славилась, как одна из богатейших.
Природные условия давали возможность выращивать разнообразные
сельскохозяйственные культуры. Из Кубы дагестанские горцы, в том числе и жители
майсумства вывозили хлеб. «В горах живущие народы хлеб свой в Кубе покупают»[10]
- пишет И.-Г. Гербер. Помимо зерна табасараны в Кубе покупали материи и другие
изделия. Из Табасарана в Кубу доставляли селитру.[11]
Побывать в Кубе мог не всякий. И в устном народном творчестве сохранилось
выражение: «Да, ты дальше Куба калы поедешь». Это в смысле Куба был не всем
доступен.
Результатом разносторонних связей
жителей майсумства с Кубой было широко употребление табасаранами кубинского
типа ковров. Кубинские животноводы перегоняли свой скот в табасаранские горы.[12]
С завоеванием Фатали-ханом Дербента и включением его в состав Кубинского
ханства связи Табасаранского майсумства с этим ханством становятся еще тесными.
Более того, табасаранский майсум участвовал в борьбе за присоединение Дербента
к Кубинскому ханству,[13]
за что он получил от Фатали хана денежное вознаграждение.
Жители майсумства с народами
соседних владений поддерживали и экономические связи. Множество путей связывали
их между собой. По данным Ф.Ф.Симоновича, «главная дорога из Дагестана в
Табасаран идет по долине Меньшего Дарбаха, где оная дорога разделялась на
дорогу в деревню Ерси и на другие три, ведущие через Табасаранский хребет к
Ширвану».[14]
Ковры, сукна, деревянные
изделия, изготовленные в аулах майсумства отличались и высоким качеством,
пользовались спросом у соседей, во всем Дагестане и за его пределами.
В наиболее тесных связях
жители майсумства находились с лезгинами, даргинцами, азербайджанцами, агулами
и татами. Табасараны продавали ковры, паласы, изделия из дерева, посуду. В
лезгинских аулах покупали зерно, в агульских – скотоводческие предметы: шерсть,
кожу и т.д.
В аулы нижнего Кайтага они
вывозили сельскохозяйственные орудия, веревки. Характер обмена был не
односторонним. У соседних народов жители майсумства покупали оружие, предметы
украшения, домашнюю утварь, животноводческие продукты – сыр, сушенное мясо,
масло, шерсть и т.д.
В связях обществ майсумства
с народами Закавказья, Ближнего Востока, России роль Дербента была огромной.
Этому в значительной степени способствовало то обстоятельство, что жители
многих аулов майсумства имели регулярные связи с Дербентом.
В Дербент съезжались торговцы
из многих сел Табасарана со своими изделиями.
Благодаря тому, что Дербент
был известным торговым центром, куда приезжали торговцы из различных стран,
торговцы из обществ майсумства имели возможность поддерживать экономические
связи с народами Закавказья, Ближнего Востока.
Торговля в основном была
меновая. Хотя редко, но употребляли и деньги. «Торговля сия, - говорится в
документе, - производится большей частью сменою. Собственных денег табасаранцы
никогда не имели, между ними употреблялись как прежде, так и ныне так
называемые ханские; они принимают также российскую монету; в особенности между
жителями Нижней Табасарани, серебряные рубли предпочитают пред прочею монетою».[15]
Следствием
торгово-экономических взаимоотношений табасаран с народами Дагестана и
Закавказья явилось взаимовлияние в области материальной культуры, в частности
выработка трудовых навыков при выращивании тех или иных сельскохозяйственных
культур. Во взаимоотношениях нельзя предполагать только одностороннее влияние
одних народов на другие. Да так никогда и нигде не было в истории. Народы, даже
стоящие на разных ступенях хозяйственного и культурного развития, тем не менее
обогащали друг друга своими техническими, духовными /культурными/ достижениями.
Наиболее четко взаимовлияние
жителей майсумства с соседними народами прослеживалось по одежде, предметам
украшения и домашнего обихода. Табасаранская обувь, одежда имела большую
близость с одеждой лезгин, агулов, даргинцев. В результате тесных и
разносторонних связей в некоторых отраслях промыслов табасаран возникло много
сходного и общего с отраслями производства азербайджанцев, особенно в области
коврового производства. Поэтому очень часто исследователи выдавали одни и те же
ковровые композиции, то за азербайджанские, то за дагестанские. Каймой ковра
«Табасаран» украшали свои ковры мастерицы селений Кубы и Ширвана.
Значительным было
взаимовлияние в области строительного дела, архитектуры. Живя по соседству, в
едином владении – майсумстве – табасараны и лезгины заимствовали друг у друга
различные формы сооружений хозяйственного и стратегического значения.
Связи табасаран с соседними
дагестанскими народами прослеживаются и в произведениях устной народной
словесности и литературы. В фольклоре разных народов выявляются не только черты
типологического сходства, но и факты обогащения фольклора одного народа за счет
приобретений идейно-эстетических ценностей из фольклорной сокровищницы других
народов.
Взаимовлияние можно
проследить и по духовной культуре – танцам, музыке и т.д. В табасаранских песнях,
музыке заметно влияние азербайджанских мотивов. Лирические и исторические
песни, легенды и сказания, пословицы и поговорки табасаран и их соседей:
лезгин, азербайджанцев, лакцев имеют большое сходство друг с другом.
Говоря о связях табасаран с
азербайджанцами, следует отметить и посредническую роль последних во
взаимоотношениях жителей Табасарана со странами Ближнего Востока. Как
показывают исследования, некоторые социальные термины персидского происхождения
в южный Дагестан проникали через Азербайджан.[16]
Подобную же роль играл азербайджанский язык в проникновении в табасаранский и
ряда других терминов.
Разносторонние отношения
способствовали установлению кунацких связей отдельных категорий населения,
особенно торговцев, алимов. Кунаки гордились своей дружбой, передавая ее из
поколения в поколение. Одна из устойчивых традиций табасаран, как и у остальных
дагестанских народов, - куначество.
Постоянная внешняя опасность
и междоусобная борьба диктовали правителям майсумства объединяться и крепить
взаимоотношения с правителями соседних владений. Они выступали совместно не
только против иноземных завоевателей, о чем будет сказано ниже, но и против
отдельных правителей, которые стремились расширить свои владения за счет
соседних.
Современники отмечают
миролюбивый, дружественный характер табасаран. Как писал П.Ф.Колоколов,
«табасараны никогда не собираются партиями для хищничества и не делают
нападения на соседние народы».[17]
Известны факты, когда табасаранские майсумы заключали «дружеский союз» с
остальными дагестанскими владетелями «для удержания за собою тех владений и для
ограждения их от неприятеля принимать всегда будут надлежащие меры, соединенную
ими союзом дружбы хранить будут ненарушимо свято, не дерзнут никогда нападать
на области своих союзников и не посягнут никогда, ни под каким видом на оскорбление подвластных их».[18]
Из изложенного вытекает, что
в XVIII – нач. XIX в. жители майсумства поддерживали разносторонние
связи с соседними народами Дагестана и Закавказья. Они были взаимовыгодными,
оказывали влияние на различные сферы экономической, политической и культурной
жизни.
[1] В наиболее тесных связях жители этого владения находились с населением Кюринского, Дербентского ханств, а также с уцмийством Кайтагским, ханством Казикумухским, агульскими обществами, а также с Кубинским ханством.
[2] ИГЭД. С.84.
[3] Там же. С.86.
[4] ИГЭД. С. 84.
[5] Там же. С. 127.
[6] Материальная культура даргинцев… Махачкала, 1967. С.181.
[7] ИГЭД. С.151, 152.
[8] Там же. С. 199.
[9] ИГЭД. С.315, ЦГА РД. Ф.150. Оп.1. Д.4б. Л.95.
[10] ИГЭД. С.108.
[11] Там же. С.204.
[12] Там же. С.331.
[13] Там же. С.183.
[14] Там же. С.198.
[15] Там же. С. 316.
[16] Алиев Б.Г., Гаджиев Г.А. Термин «Ранджбар» у народов Южного Дагестана // Социальная терминология в языках Дагестана. Махачкала, 1989. С.87.
[17] ИГЭД. С.316.
[18] РДО. С. 263.