К.ю.н. Дациева Х.Г.

Дагестанский государственный университет, Россия

 Личность обвиняемого.в уголовном процессе.

Для определения личности обвиняемого, ее сущности большое значение имеет правильное понимание личности вообще, поскольку система социально значимых свойств такого индивида, как личность обвиняемого, опирается на исходные общие социальные признаки человека. Изучение категории «личность» с ее существенными чертами, свойствами, закономерностями становления, развития, воспитания и т.д. изучается многими естественными и общественными науками, единая теория личности на базе вышеназванных наук не создана, отсутствует и общий взгляд на определение личности, ее структуру и содержание. Каждая из названных наук при определении личности исходит не только из признания ее социальной природы, но и из особенностей своего предмета исследования, отвечающего его интересам, специфике и задачам. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта преступления, личность участников уголовного процесса, личность виновного, личность обвиняемого, личность преступника и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым содержанием.

Поскольку исследование ряда вопросов этой важной проблемы имеет междисциплинарный (комплексный) характер, то, прежде всего, следует обратиться к исследованию интересующего понятии на уровне диалектической связи между единичным и общим и, наоборот, учитывая определенные достижения отраслей знаний, которые могут быть заимствованы и использованы для развития науки.

Для определения личности обвиняемого, ее сущности наиболее важное основополагающее значение имеют общетеоретические положения философии в вопросе о личности. Философия создает общую модель родовой сущности человека, абстрагируясь от специфических, индивидуальных особенностей его жизни. Поскольку учение о личности обвиняемого есть часть общего учения о человеческой личности, то оправданно первоначально обратиться к таким исходным, генетически связанным между собой философским понятиям, как «человек», «индивид», «личность».

Человек — это, прежде всего, биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от животных этот вид наделен сознанием, т.е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу. В соответствии с этим человек разумно действует и поступает. Как биологическое существо человек характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которого являются: прямохождение, наличие рук, приспособленность к труду, высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и соответственно преобразовывать его своим потребностям и интересам.

Однако человек не может существовать вне своей «телесной» организации, без материальных «посредников» духовного самовыражения, без материальных средств, коммуникации между людьми. Поэтому человек выступает как носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом.

В философии человек измеряется тремя различными аспектами: биологическое, психическое и социальное существо. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а также в нервно-мозговых, электрохимических и некоторых других процессах человеческого организма. Под психическим понимается его внутренний духовный мир его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д. В качестве социального существа человек выступает как единица общественная, обусловленная социальным фактором. В отдельности ни один из названных аспектов понимания человеческого существа не может раскрыть целостность этого понятия. Своим организменным уровнем человек включается в природную связь явлений, подчиняясь природной необходимости, и как субъект общественных отношений он перемещается в область социально-психологических проявлений. И здесь уже организм и личность — неразрывные стороны человека. Его общественное начало проникает во внутрь через психическое и в преобразованном виде выступает основой (материальным субстратом) его психической и сознательной жизнедеятельности.

В итоге человек — живая система, соединившая в себе единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.

Условия жизни и связи человека с другими коллективами, общностями создают вокруг него постоянный комплекс факторов, от которых зависит его деятельность. Содержание окружающей среды является непосредственно тем источником, откуда человек черпает знания, опыт, мысли и т.д. Под воздействием среды в процессе деятельности человека складывается его система взглядов, правила поведения, т.е. мировоззрение, нравственное убеждение. Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием.

Поскольку каждый человек есть выражение своей собственной индивидуальности и вместе с тем выражение единства общего, особенного и единичного, а общее выступает в индивидуальном, выражается через индивидуальное, персонифицируется, что и предстает перед другими людьми как нечто своеобразное, то понятие «индивидуальность», конечно же, не заменяется понятием «индивид». Индивидуальность формируется в процессе жизни, а категория индивид указывает на отдельную особь как представителя высшего биологического вида Homo sapiens или отдельно взятого человека безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Человек от рождения индивид. Индивид не порождает личность, не является ее причиной, а представляет необходимое условие ее существования. Индивидные свойства в процессе развития личности в той или иной мере трансформируются, меняются, но не уничтожаются, сохраняются именно как особенности индивида, ибо по выражению А.Н. Леонтьева: «В основе понятия индивида лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличие свойственных ему особенностей»1.

В отличие от понятия «человек» понятие личность представляет собой характеристику общественного существа. Конкретный индивид, как субъект общественных отношений, носитель определенных социальных ролей, характеризуется совокупностью индивидуальных свойств, качеств, является тем самым личностью. Человек приобретает черты личности в процессе общественной жизни и деятельности путем постепенного овладения социальным опытом, усвоения социальных навыков и ролей, другими словами — в процессе социализации.

Личность — это социальная сущность человека, определяемая совокупностью всех общественных отношений: формирование личности происходит в процессе социализации, т.е. взаимодействия человека со средой, с другими людьми, коллективами, обществом в целом, и обусловлено содержанием этих отношений; если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность есть выражение общественной сущности в форме собственной индивидуальности.

Все сказанное правомерно отнести к исходным данным для конструкции понятия личности обвиняемого. Будучи социальной категорией личность обвиняемого, как и любая человеческая личность, раскрывается через свое поведение, через деятельность, протекающую в обществе. Следовательно, личность обвиняемого в определенном смысле есть субъективное отражение внешнего мира, своего собственного положения в нем и своей конкретной деятельности.

Личность в трудах психологов и социологов рассматривается как продукт общественной деятельности. Под деятельностью психологи понимают динамическую систему взаимодействия субъекта с миром.

Преступление тем самым есть не что иное, как разновидность деятельности субъекта. Чтобы понять личность обвиняемого, необходимо такую личность рассматривать в аспекте ее общественно-опасного деяния, т.е. социальная активность личности может включать как общественно-позитивную деятельность, так и антиобщественную, то есть она может выражаться либо в отрицательной, либо в полезной, ценной для общества деятельности. Именно в социальной активности «формируется и проявляется личность»2.

Деятельная сторона личности находит отражение в теории социальных ролей. Говоря о личности, мы всегда предполагаем ее социальную роль, определяемую совокупностью выполняемых ею социальных функций. Поэтому личность определяется как система, совокупность усвоенных человеком «ролей».

Чтобы понять личность обвиняемого в более полном ее осмыслении, необходимо обратиться не только к данным социологии, но также и психологии. Социология помогает раскрыть личность с ее внешней стороны, на основе действия социальных ролей. Ролевая концепция в любой интерпретации рассматривает личность в качестве объекта общественных отношений. Психологи говорят: личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она делает. Отсюда психология помогает установить психологические свойства личности, их роль в поведении, поступках человека. Конкретная ситуация порождает волевой акт не сама по себе, а лишь во взаимодействии с личностью преломляясь через ее интересы, взгляды, привычки, особенности психики и другие индивидуальные черты. Именно совокупность этих черт человека, реагирующего на соответствующую ситуацию, и определяет содержание и направленность поступка3. Поэтому понять деятельность личности помогает структура личности, разработанная психологами. Ученые в ней главным системообразующим признаком называют «направленность» личности. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ее наличия ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение.

Направленность является системообразующим элементом в структуре личности, разработанной не только психологами, но и социологами.

Человек может быть личностью только в среде себе подобных, т.е. в социуме, который в свою очередь пронизан определенными связями между субъектами, его составляющими. Поэтому, безусловно, права Я.Г. Лизогуб, утверждающая, что лишь в процессе своего развития и социализации она (личность) становится субъектом общественных отношений. На момент рождения и в первые месяцы жизни человек, по сути, является просто живым существом, которым владеют только инстинкты, а именно: хорошо поесть, а также и поспать».

В уголовно-процессуальном праве термины «человек» и «личность чаще всего употребляются в одном и том же смысле. Так, например, ст. 99 УПК РФ предусматривает, что «при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства».

Обвиняемый представляет собой физическое лицо, обладающее комплексом неповторимых связей (социальных, биологических, психологических) и иных признаков, свойств, состояний, отношений, относительно которого сформулировано официальное обвинение в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Личность обвиняемого - это личность человека, обладающего, чаще всего, социально обусловленными негативными свойствами и в силу этого склонного к неправомерному поведению. А.П. Гуськова пишет: «Конкретное преступление (социальная деятельность) всегда совершается конкретным лицом, в котором проявляется его индивидуально-личностные данные. В преступлении, таким образом, находит отражение его воля, взгляды, убеждения, привычки, навыки, одним словом - направленность личности. Для раскрытия преступления требуется познание такой личности: ее мировоззрения, ценностных ориентаций, убеждения, сознания и прочее».

Познание категории личность обвиняемого, А.П. Гуськова предлагает осуществлять «через познание «социальной деятельности», ибо преступление есть именно такая деятельность и благодаря предъявлению обвинения появляется новая для нее социально-правовая роль».

Итак, раскрыть всю сложность понятия личности обвиняемого, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений помогают психология, социология, социальная психология и др. Однако надо заметить, что узкоспециальный подход в этом важном явлении пока что не позволяет заимствовать и использовать отдельные научные трактовки. Полностью разделяю позицию тех авторов, которые отмечают, что уровень конкретных исследований многих наук пока таков, что сегодня не представляется возможным сослаться на общепризнанные научные понятия личности и ее структуры. Стало быть, сегодня задача ученых состоит в том, что необходимо координировать свои исследования в общих интересах.

Таким образом, предлагается следующая дефиниция личности обвиняемого: Личность обвиняемого - это совокупность взаимосвязанных свойств, качеств, черт, признаков физического лица, характеризующих его в основных сферах деятельности человека (социальной, психологической, биологической), в том числе в правовой сфере при реализации специального правового статуса, возникающего в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, в связи с фактом вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого в совершении преступления.

Под изучением личности обвиняемого следует понимать уголовно-процессуальную деятельность следователя, дознавателя, прокурора, судьи и суда, направленную на установление совокупности необходимых для достижения целей уголовного судопроизводства обстоятельств о личности обвиняемого, имеющих значение для правильной квалификации деяния, установления других обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, обеспечения точного соблюдения процессуального порядка предварительного расследования и судебного разбирательства, а также выбора и использования наиболее эффективных мер по предупреждению преступлений.

 

Литература:

1.      Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. с. 174

2.      Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии. М., 1946. с. 619

3.      Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М., 1968. с. 15