Музыка и жизнь/6. Композиторы
Трегулова
Н.П.
Мордовский
государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия
Аранжировки и
обработки
народных песен Н.И.
Бояркина
Значительный вклад в область аранжировки и обработки
народных песен внес исследователь народной и профессиональной музыки, композитор,
дирижер Н. И. Бояркин.
Огромное число аранжировок и обработок народных
песен принадлежит Н. И. Бояркину. Его обработки с наибольшей полнотой
представляют музыкальную и поэтическую стилистику песенных жанров мордовского
фольклора, их органические связи с традиционной музыкой. Обработке композитора
подвергаются не только лирические и эпические песни, но и
календарно-земледельческие, семейно-обрядовые, хороводные, плясовые, детский
фольклор и молебные песни – Пазморот. Также его перу принадлежат хоровые обработки
и аранжировки финских, корельских, эстонских народных песен. Исходным
материалом для работы в основном явились образцы народных песен, собранных
автором в ходе экспедиций и записей мордовского фольклора. Большинство
обработок мордовских песен опубликовано в двух авторских сборниках «Из
репертуара народно-хоровой капеллы Мордовского университета» (2001, 2004).
Композитор в своем творчестве опирается на
мордовские народно-певческие и инструментальные традиции, определившие основные
черты тематики его произведений и их стиля. Творческий почерк Н. И. Бояркина
отличает широкое использование национально-этнических мелодических средств:
характерной ритмики, приемов бурдонной полифонии, особенностей фактуры традиционного
народно-песенного исполнительства.
Л. В. Кинякина пишет в статье «Народный мелос в
хоровом творчестве композиторов Мордовии»: «Своеобразие его сочинений, ,
проявляется в яркой образности, свежести мелодического языка, идущих от
народной песни, в естественности и искренности музыкального высказывания.
Национальная основа проявляется в оригинальной технике отражения тембров
мордовских народных музыкальных инструментов» [3, с. 24].
В числе новаций композитора – фортепианное
сопровождение, удачно имитирующее тембры ударных инструментов, таких как шавома (деревянный барабан), пайгонят
(колокольчики), кальцаемат (тип ксилофона) и др., например высокохудожественные
обработки песен календарно-земледельческой и свадебной обрядности, совершенные
по форме, доступные не только профессиональным, но и любительским хоровым
коллективам. Среди них весенняя шуточная песня «Ёру» («Егор»), «Кизоняньке
сашендыхть» («Летушко к нам приходит»), «Позяра», «Торонь Кандысь» («Дружка») и
др.
В обработке «Торонь Кандысь», композитор «точно
сохраняет напев, вводит его в систему многих выразительных средств мордовской
традиционной полифонии. Важнейшим принципом формообразования служит остинатный
пульс, пронизывающий музыкальную ткань на всем протяжении ее звучания.
Остинатность как важнейший стилевой признак является также в форме повторения
мелодических ячеек в хоровых голосах и инструментальном сопровождении» [4, с.
76].
Серьезнейшую работу исследователь посвятил изучению
мордовского народного искусства. Его фундаментальный труд - трехтомная академическая
антология «Памятники мордовского народного музыкального искусства» ( Т. 1 -
1981 г.; Т. 2 - 1984 г.; Т. 3 - 1988 г.) - явился первым многотомным исследованием
мордовской традиционной музыки. Важным условием результативности данного
исследования стало создание Бояркиным многоканальных звукозаписей мордовской
народной музыки и публикаций их в аналитических партитурных транскрипциях,
дающих истинное представление о природе национального народно-песенного
многоголосия. Исследователь выявил и описал следующие формы совместного
(группового) пения, характерные для мордовской вокальной музыки: 1) гетерофония
монодийного вида с преобладанием унисонов и последовательностей
большесекундовых созвучий; 2) диафония двухголосие с косвенным движением
голосов, из которых верхний - основная мелодия, а нижний - слоговой прерывистый
бурдон; 3) двух-, трехголосная полифония, сложившаяся на основе традиционных
форм гетерофонии и диафонии; 4) гипертрофированные стили, возникшие на основе
русской подголосочной полифонии в практике интонирования русских народных
песен, а наряду с ними и традиционных мокшанских и эрзянских неприуроченных
песен на русские напевы [1, с. 4].
Исследовательская работа Бояркина во многом определила
его деятельность в области аранжировки и обработки народных песен [5, с. 35].
Бояркиным предложена методика аранжировки многострочных аналитических партитур
для хора по принципу выделения основных голосовых партий традиционного
многоголосия в зависимости от его стилевых особенностей. «Согласно этой методике,
на основе теоретического анализа народной партитуры как системы функционально
разнородных голосов (основной голос - cantus firmus моро вайгель; другие,
сопутствующие ему голоса - два или три - в зависимости от стиля), каждый из
которых представляет пучок гетерофонно развивающихся мелодий, выделяется одна
его типовая мелодическая версия» [2, с. 153].
Бояркиным создано большое количество обработок
мордовских народных песен для хора и солистов. Часть из них вошла в его авторские
сборники «Из репертуара Народно-хоровой капеллы Мордовского университета» (Вып.
1 2002г.; Вып. 2 - 2004 г.), которые явились первой специальной публикацией произведений
данного жанра в Мордовии.
1. Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии //
Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование. В 2 ч. Ч. 1. Лады и многоголосные формы
мордовской народной вокальной музыки: учеб. пособие. - Саранск: Изд-во Мордов.
ун-та, 1995. - С. 4-8.
2. Бояркина Л. Б. Хоровая культура Мордовии:
фольклор, традиции, современность : энцикл. справ. / Л. Б. Бояркина. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. – 272 с.
3. Кинякина Л. В. Из репертуара
Народно-хоровой капеллы Мордовского университета: Мордовский народный мелос в
сочинениях Н. И. Бояркин, учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л. В. Кинякина ;
под ред. Л. Б. Бояркиной. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2004. - Вып. 2. – 112
с.
4.
Колесникова С. В. Из репертуара Народно-хоровой капеллы Мордовского
университета : Мордовские народные песни в обработке Н. И. Бояркина :
Учебн.-метод. пособие. / сост. С. В. Колесникова ; под. ред. Л. Б. Бояркиной .
– Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – Вып. 1. –80 с.
5. Одинокова Т. И. Бояркин
Николай Иванович. Грани творчества /
Т. И. Одинокова. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002. - 112 с.