Секция «История»
Подсекция 2 «Общая история»
Лищинская О.С.
Аспирантка
исторического факультета
Донецкого
Национального университета
Реформирование национального законодательства в целях
закрепления прав женщин в странах
Ближнего Востока (1985-1995 гг.).
Одним из
серьёзных факторов, влияющих на развитие законодательного оформления правового
положения женщин в арабских странах Ближнего Востока в период с 1985 по 1995 гг., являлось юридическое закрепление
ислама в основном законе стран данного региона. Это очень важно отметить, так
как и до и после принятия на третьей всемирной конференции по положению женщин
в Найроби (1985) перспективных стратегий развития, исторически сложившиеся
традиционные и религиозные факторы продолжали оказывать влияние на развитие
общественно-политических и экономических отношений мусульманских стран.
В конце 80-х годов ХХ века в Сирии был принят новый
закон о гражданском состоянии, который внёс существенные коррективы в систему
регулирования семейных отношений, запретил религиозные браки и упростил
процедуру развода, а также защитил права и интересы бывшей жены и детей.
Развод, как и брак, с этого момента необходимо было заключать через суд [1;51].
Согласно рекомендациям перспективных стратегий, в Сирии активно проводился курс
по вовлечению женщин к управлению государством. К началу 90-х гг. в высший
орган государственной власти были избраны 18 женщин, что составило 10%
депутатского корпуса, показатель довольно низкий, но для начала подобной
практики очень существенный [1;202].
Анализ законодательной базы, Саудовской Аравии и
Объединённых Арабских Эмиратов, показал, что с самого начала в свои конституции
они ввели принцип равноправия между мужчинами и женщинами. Однако, конституция Саудовской Аравии формулирует
эту норму без упоминания полов, также как и конституция ОАЭ, где говориться о
«равных возможностях для всех подданных» (ст.14) [2;117]. Но наиболее
беззащитными в период Десятилетия продолжали оставаться женщины в Саудовской
Аравии. В «Основах системы власти» вообще ничего не говориться о равноправии
женщин, лишь в ст. 26 имеется ссылка на
то, что «государство защищает права человека в соответствии с шариатом»
[2;117].
Для Ливии значительным шагом вперёд в процессе борьбы
за права женщин стало принятие в 1988 г. Великой зелёной хартии о правах
человека. Данный документ заложил конституционные основы, гарантируя в будущем
женщинам широкие политические и, экономические права: равенство мужчин и женщин
(п.21), право женщин на труд (п.11) и право женщин на образование (п.3) [3;157].
Данный документ заложил основы для дальнейшего закрепления законодательным
путём правового статуса ливийской женщины, однако, не без влияния шариата. К
1995 г. в «Официальном бюллетене» был опубликован текст Пакта о культурных,
гражданских и политических правах, однако, Комитет по правам человека отметил
недостаточность информирования по данному вопросу населения. Особенно вызывала
обеспокоенность отсутствие равноправия женщин в некоторых правовых вопросах,
таких как право наследования и гражданство, а также недостаток информирования
ООН со стороны правительства относительно той ситуации, которая сложилась в
сфере ликвидации женской дискриминации [4;28].
Комитет ООН по правам человека приветствовал внесение
поправок в законодательство Ливана, которые упразднили некоторые формы
дискриминации в отношении женщин, однако отметил, что правовая и фактическая
дискриминация к 1995 г. по прежнему вызывала беспокойство. Примером этому
служили ст. 487-489 УК Ливана, которые предусматривали более суровое наказание за
прелюбодеяние в отношении женщин, чем для мужчин, а также закон, который может,
запретить женщине выезд из страны без согласия мужа [5;55]. В целом Ливан
продолжал следовать принципам шариата при развитии своего национального
законодательства, особенно в тех вопросах, которые касались правового статуса
ливанки.
К 1995 г. Комитет ООН по правам человека отметил, что
Конституция Иордании не содержала конкретных положений, касающихся взаимосвязи
между международными конвенциями и внутренним правом государства. Большим
минусом являлось также то, что законодательством не гарантировалось соблюдение
принципа недискриминации на основе пола, а на практике постоянно имели место
случаи различия между мужчиной и женщиной. Даже после ратификации Конвенции о
ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин и создания национального
механизма по улучшению положения женщин в 1992 г. (Иорданской национальной
комиссии по положению женщин) с целью
разработки законодательных предложений и политики в целях ликвидации дискриминации
в отношении женщин, равенство в национальном законодательстве практически не
было отражено [6;18]. Только лишь к
концу второго Десятилетия женщины получили возможность принимать участие в
процессе развития, доказательством служит тот факт, что с 1993 г. женщины стали
входить в состав кабинета министров.
Национальное законодательство Йемена гарантировала к
1995 г. права всем лицам без проведения различия между мужчинами и женщинами, а
после ратификации Конвенции ликвидации дискриминации в отношении женщин,
правительство приложило все возможные усилия для её реализации и достижения
фактического равенства на практике. Правительство разработало ряд программ,
финансируемых международными организациями с целью создания необходимых
механизмов и специальных проектов, направленных на расширение возможностей
женщин в процессе развития. Но несомненным успехом стало проведение
информационной кампании среди населения о содержании Конвенции. Низкое участие
женщин в процессе принятия решений объясняется высоким уровнем неграмотности,
что приводит к тому, что женщины очень мало представлены в органах власти.
Подтверждением такого положения служит тот факт, что из 301 члена Совета
депутатов в 1994 г. только 10 были женщинами [7;44].
Таким образом реформирование национального
законодательства в соответствии с найробийскими рекомендациями оставляло
открытым ещё ряд вопросов в отношении правового статуса мусульманки. Многие
законы ещё носили ярко выраженный дискриминационный характер и были подвержены
чрезмерному влиянию религиозных и традиционных норм, что требовало дальнейшее
решение данного вопроса.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Сирия: справочник. – М:
Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1992. – 416 с.,
карта.
2.
Александров И.А.
Монархии Персидского залива: этап модернизации. – М.: Издательство «Дело и
Сервис», 2000. – 544 с.
3.
История Ливии в новое и
новейшее время. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства
«Наука», 1992. – 213 с., карты.
4.
Ливия // Доклад комитета
по правам человека. Т.1. Генеральная Ассамблея. 50 сессия. – Н.-Й.: ООН, 1996.
– С.27-30.
5.
Ливан // Доклад комитета по правам человека. Т.1.
Генеральная Ассамблея. 52 сессия. – Н.-Й.: ООН, 1997. – С.53-57.
6.
Иордания // Доклад
комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Генеральная Ассамблея.
55 сессия. – Н.-Й.: ООН, 2000. – С. 18-23.
7.
Йемен // Доклад комитета
по правам человека. Т.1. Генеральная Ассамблея. 50 сессия. – Н.-Й.: ООН, 1996.
– С.44-47.