Гульжаһан Орда

к.ф.н., с.н.с. отдела современной казахской литературы, Институт литературы и искусства им. М.О.Ауэова МОН РК 

 

МУКАГАЛИ МАКАТАЕВ

(1931-1976)

Мукагали Макатаев родился в 1931 году в местности Карасаз Нарынкольского района Алматинской области. В 1948 году после окончания школы он начал свою трудовую деятельность  комсомольским, партийным работником в родном ауле, затем работал в разныъ должностях в республиканских газетах и журналах («Казак адебиети», «Жулдыз»). Поэт, набравшись опыта во время работы заведующим отделом поэзии вышеназванных изданий, затем исполнял обязанности литературного советника в секции поэзии Союза писателей Казахстана.

Первые стихи Мукагали были опубликованы в 1948 году в Нарынколькой районной газете «Советтик шекара». Затем в журнале «Литература и искусство» («Жулдыз») вышли в свет его несколько стихотворений. В первое время он завоевал известность в литературной сфере на страницах районной, затем республиканской газеты, а в 1964 году вышла в свет его первая книга «Ильич». В последующие годы ее ряды пополнили книги «Здравствуйте, друзья!» (1966), «Ты пришла, моя Карлыгаш?» (1967), «Мавр» (1969), «Сердце» (1972), «Когда лебеди спали» (1974), «Свет мой» (1975), «Песнь о жизни» (1976), «Жизнь – река» (1979), «Сердце поет» (1989), «Подарок» (1981), «Зов души» (1981), двухтомный сборник избранных произведений «Бьётся сердце» (1982), «Шолпан» (1984), трехтомный сборник избранных произведений (1984) и другие сборники стихов. Обогативший казахскую поэзию такими ценными поэтическими произведениями поэт внес свой непосильный вклад и в художественный перевод. Благодаря его произведения «Листья травы» У.Уитмена (1969), «Сонеты» В.Шекспира (1970), первая часть «Божественной комедии» Данте под названием «Преисподняя» заговорили на казахском языке.

В последние годы ХХ столетия, то есть в годы независимости началась тенденция изучать наследие поэта по-новому. В этот период высокохудожественная и эстетичная поэзия талантливого поэта была удостоена Государственной премии Республики Казахстан. Это доказывает жизненность наследия поэта.

Мукагали так же, как и другие поэты, сын своего времени. Его стихи «Чествуйте двадцатый век», «Мой век», «Я – Октябрь» и др. родились в результате чувства гордости за свою эпоху. За основу своих стихов он брал основные и актуальные проблемы жизни страны в тот период. Наиболее заметные из них – тяжелое бремя жизни в тылу во время Великой Отечественной войны и не заживающая рана войны. Этот период в истории народа является общим для всех современников поэта Мукагали. И каждый из них по-своему воспевал эту реальность. Большинство стихов поэта звучит как проклятие безжалостной войне. В своем стихотворении «Ты говоришь, что глаза у меня не лучистые» поэт реалистично повествует настроение лирического героя, проводившего своего отца на войну: «Блеск глаз моих исчез наполовину, Потому что только один раз я плакал по-настоящему». Читая произведения поэта, приходишь к мысли, что десятилетний лирический герой, проводивший своего отца на войну, дает себе слово всю жизнь быть верным заветам отца. В десять лет простившись с детством, он поставил перед собой цель заботиться о своей пожилой матери и малолетних братьях и сестрах. Помня завет отца: «Стремись терпеливо к знаниям, сын мой, Это пища тебе на всю жизнь», он никогда не уставал учиться.

В годы Великой Отечественной войны поэт был свидетелем тяжелой жизни в тылу и создал живую картину того времени в своих стихах: «1941 год. Февраль», «Дорогая моя, невеста», «Состязанию на фронте», «Последняя весна войны», «Беташар», «Черный амбар», «Жёны братьев», «Сороковые годы», «Из колыбельной сороковых», «Мы победили» и др. В следующих строках он описал образ своих современников:

Собирая колосья из легенд,

Да, правда, мы прослезились.

Но эти бурные, огненные годы,

Всех нас превратили в героев.

Основную идею этих произведений он продолжил в своей эпопее «Из детства – в будущее». В этой эпопее правдиво рассказывается тяжелый труд,  к которому призывались  и стар и млад, дети и женщины, а также это правдивый рассказ о случаях, произошедших с вдовами тех лет. Поэт особенно реалистично изобразил период токсикоза этих вдов. Не заживающую рану аула из сорока домов, из каждой семьи которого на защиту Родины ушел один человек, он поместил в двух строках: «Сорок бабушек охраняют очаг, Погибших сорока сыновей». Поэт, ставший свидетелем таких суровых лет в своих стихотворениях «Доброе утро», «Здравствуйте, люди» желает, чтобы не разрушилась мирная жизнь. «Нет даже детей, плачущих по утрам, Прося кусочек хлеба»….

Среди стихотворений поэта значительное место занимают стихи о родной земле. У горного сына доминирует горделивый дух горца: «Рос я в горах безбоязненно, Кто может оспорить это!». Его не могли сломать и тяжелый труд с малых лет, и горе, связанное с потерей отца. Наоборот, «красноногие партизаны, собирающие колосья в горах» рано повзрослели, узнав, что такое безотцовщина и что такое безбрачье. Здесь повествуется о том, как в младенчестве в колыбели его укусила змея, но он остался жив после укуса. Вся его жизнь стала основой произведения. Здесь правда заключатся в том, что те годы пахали землю и сеяли урожай не только десятилетние дети, но и не созревшие для работы годовалые жеребята. Особенно выразительно он описал бедственное состояние годовалого жеребенка: «Словно лист, промёрзший от безвременных заморозков, Уши провисли, сморщившись». Потеряв своего жеребенка, у которого не было сил даже пошевелить копытами, он выражает всю свою боль такими строками: «Не успело отсохнуть молоко во рту у меня, Беспокойная жизнь преподнесла мне такую утрату». В особенности впечатляет его стих о матери, не поверившей в смерть своего сына и ждавшей его до конца своих дней:

До сих пор в памяти. Перед смертью бабушку мою,

При смерти при мне же обманул сосед наш старик.

Она лежала, бредя в глубоком забытьи,

Но старик особо не растерялся, сказав:

«Твой сын жив, получили же письмо от него,

Не мучай себя, душу свою изнуряя…»

«Да, я так и знала… Он должен быть живым…»-

Сказала она, всех поцеловала в щеки,

Беспокойная душа ее успокоилась,

Заснув вечным сном…».

Это типичный образ казахских матерей, которые до конца жизни верили, что их сыновья вернутся из фронта, и каждый день, забравшись на холм, смотрели на дорогу, хранили для них всё самое вкусное.

Если в стихотворениях «На старой стоянке», «О чем тоскую», «Хантенгри», «О, моя родная земля!», «Дереза», «Родному краю», «Дорогой ты мой Карасаз!», «Перед отправлением» и других, поэт воспевал свои родные края, то в дальнейшем он переходит от частного к общему, и начинает воспевать уже запад и восток, север и юг казахской земли в стихотворениях «Небо Алматы», «В Жезди» и т.д.  В этих стихотворениях поэта чувствуется переход к реализму. Он с гордостью воспевал конкретные достижения отдельных городов и областей Казахстана. Большое уважение к казахской земле, родному краю проявляется в его стихах «Пока есть мой народ», «Родина», «Казахстан», «О Родине», «Народ мой! Я влюблен в тебя», «Казахская земля» и т.д. Лейтмотив этих стихов поэт продолжил в поэме «Алтай –Атырау». Воспевая с любовью всю бескрайнюю казахскую степь, поэт гордится, что родился казахом.

Некоторым произведениям поэта основой служит природная лирика. В его стихотворении «Я горец!» преобладает горделивый дух. Если Абай сравнивал зиму с белобородым стариком, то Мукагали в строках: «Ой, ты, боже мой! Посмотрите на дыхание этого молодца-зимы!» сравнивает её с молодым джигитом. В понятии поэта зима отличается горячностью, которая свойственна молодому человеку. А в другом стихотворении он сравнивает зиму с врачом в белом халате:

Между небом и землей.

Обитает доктор-зима.

Раны природы

Перевязывает белым бинтом.

Поэт отождествляет зиму с чистотой, которая покрывает белоснежным покровом всю муть земной поверхности. Поэт, равняя зиму то с молодым человеком, то с доктором, искал сравнение и весне. «Выданная замуж девушка-весна, Что такого, если вернется домой?!» вопрошает поэт.

В этих строках поэт через отождествление звезд с рубином создал оригинальный образ: «Рубиновый бисер небесный, Тонет в океане». Такие новые рифмы можно часто встретить в его стихах. В одних стихах листья деревьев сравнивает с серьгами: «Белая береза, потерявшая свою серьгу», в других лучи солнечные отождествляет с волосами красавиц. Поэт мастер оживлять природу. Это можно увидеть в этих строках:

Вот они дубы

Листья разбросав,

Вот березы

Зарыв свои бедра в землю,

Вздыхая, все

Тоскуют по ливню.

Или:

Деревья все теряют красоту.

Распущенный, безудержный

Осенний буран бесится,

Теребя волосы

Молодого сада, старой степи

Эти новые рифмы и новые образы – новшества, внесенные поэтом в казахскую поэзию.

Стихи о любви занимают особое место в творчестве поэта. Примером  этому служат его стихотворения «Любовный диалог», «Любовь во мне», «Ходил на ручеек поить коней», «Я влюбился! Я всей душой влюблен в этого человека!», «Где ты, ненаглядная моя» , «Накрываясь плащом тоски», «Могила любви», «Пойдем, дорогая», «Ты еще жив?», «Ты моя», «Я прошел мимо твоего окна», «Той ночью», «Эта была ты», «Любящие губы» и другие. Среди них «Любовный диалог», построенное на диалоге, наиболее раскрывает мастерство поэта. « - Что бы ты сделал, если бы я птицей улетела вдаль?» - Вечность провел бы в поисках тебя», - поэтому молодежь с особой любовью читают лирические чувства между двумя любящими сердцами.

В истории казахской поэзии достаточное количество стихов посвящены отдельным личностям. Некоторые из них посвящены родным людям, детям, любимой, а некоторые – поэтам и писателям, историческим личностям. Среди них можно отметить «Не был бы Касым таким», «Майгуль», «Моей Майгуль», «Отцу», «Дочери», «Абдильда», «Братец», «Бауржану Момышулы», «Прощание с Пушкиным», «Сабырхану», «Толегену», «Сыну», «Сергею Есенину», «Из писем к Шамилю», «Габеке», «Фаризе» и т.д. Среди этих стихотворений стихи, посвященные дочери Майгуль и казахской поэтессе Фаризе Онгарсыновой, полюбились и стали популярными среди широкой публики. К стихам «Фаризе» была сочинена музыка, и эта песня стала чрезвычайно популярной.

Ко многим стихам поэта была написана музыка и они пользуются большим успехом среди народа. Среди них песни «Красавицы», «Твои глаза созданы из бездны», «Просторы твои сотканы зеленым ковром», «Стой, дитя мое! Дед твой идёт за тобой!», «Хочу стать младенцем», «Жетысу», «Дарига, подай мне домбру мою», «Мечта солдата», «Тоскую, душа моя», «Вспомни меня», «Кувшин» и т.д.

Стихи, написанные в последние годы жизни Мукагали, свидетельствуют о периоде его болезни, когда он лежал в больнице, о моментах его сердечных ран. В стихотворениях этого периода прослеживаются такие мысли, как любовь к жизни, философское отношение к жизни, т.е. где есть жизнь, там есть и смерть. Его стихи «Какой прок от вздыханий и сожалений», «Вспомнил свой родной край, тоскую по нему», «Одна молодая женщина», «Не других я боюсь, а боюсь самого себя», «Почему же сердце не создано как вещь», «Доктору», «Будущему врачу» и другие посвящены моментам, когда он лицом к лицу встречался со смертью.

В произведениях поэта чувствуется свойственное казахской поэзии шестидесятых годов достижение, достигнутое через оживление легенд, которые передавались из уст в уста, от отца к детям. Примером этому служит поэма поэта «Лебеди спят», написанная на основе легенды «Озеро-сирота».

Как-то раз мать вознеся ладони к небу:

«Сейчас, мой сыночек…

Вот, уже рассветает…

Сейчас, сыночек, я тебя вылечу

Заклиная лебедей…

Цыпленок мой, как рукой снимет…

Вот увидишь! –

Через эти заговоры и заклинания поэт в точности передал всю трагичность положения матери. В эпилоге поэмы поэт с помощью этих строк разъясняет, почему не вернулись в Озеро-сироту» лебеди: «Они спят только в абсолютной тишине, Если хоть раз испугаются чего-нибудь, то никогда не возвращаются назад».

Мукагали Макатаев – поэт, придавший казахской поэзии шестидесятых горделивый дух, внесший огромный вклад в казахское искусство словесности. Песенные строки, рожденные его пером, обогатили наш национальный духовный фонд своими уникальными образами. Его поэмы «Мавр», «Ильич», «Большевики», «Чили – свет мой» - произведения, реалистично передающие чувства и настроения, веру и духовность людей, живших в советский  период. Поэт писал стихи не ради забавы, а ставил себе цель писать «для лечения раненых душ». Он – поэт, одновременно переживающий и радости, и горести жизни, рано познавший, что такое жизнь, и что такое смерть, ищущий исцеления для душевных ран своих современников. Наверное, поэтому к его многим стихам, как «Саржайляу», «Бабушка, не померкнет твой свет», «Иди, дорогая, в свой Алатау» была написана музыка, которые народ слушает и поет с удовольствием. Если так, поэт Мукагали, придавший казахской поэзии особое звучание и неповторимый импульс, вечно останется в сердце каждого казаха как песня.

 

                                               Перевод стихотворений подстрочный

                                               Перевёл:  Мухтар Бекмуратов.