Философское значение слова «вечность»
Что есть вечность? Этот вопрос может быть предметом философских дискуссий.
В зависимости от философских оснований, которые
выделены в онтологии, ответы на поставленный вопрос могут иметь огромное
значение. В интересах современной трактовки эти вопросы обозначены в
«трансцендентальной онтологии» (Кант и Гуссерль), в «критической онтологии»
(Гартман Н. В), «фундаментальной онтологии» (Хайдеггер).
Задачей предлагаемого исследования является
существенное раскрытие понятия «вечность».
В
философской литературе размышления на тему вечности можно встретить у Плотина 1,
Аристотеля (6). Общее определение этого понятия встречается в западной и восточной мистике и теологии, в индийской
теософии, в некоторых из Упанишад, а также в греческой философии, особенно у
неоплатоников. К этой теме непосредственно обращались такие философы, как Вл. Соловьев, П.Д. Успенский. Вл. Лосский,
А. Лосев, А. П. Флоренский, Беркли 2.
Действительно, есть ли вообще ответ на этот вопрос?
Как говорил Кант: «Разве возможно «величину», включающую и сознание, определить
умом и выразить словами?» Есть самое простое доказательство вечного, и оно
выводимо из долговечного существа предметов художественного образца
произведений во времени. По некоторым источникам, «вечность – это бесконечность
времени, атрибут материального мира в целом, характеризующий несотворимость и
неуничтожимость его. В духовном переживании человека время и вечность выступают
в единстве, как ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный,
непреходящий смысл и значение» (1, С.17)
Например, некоторые ученые-математики, сравнивая
вечность, равняют ее с «дурной бесконечностью» 3 (2). Богословы считают, что Бог есть источник
жизни – это непостижимый образ подлинного дыхания души нашей, которой
предназначено пройти три состояния, соответствующие жизни её вечной души: в
утробе матери, на Земле и за гробом. «Вечность выступает как непрерывное и
нескончаемое продолжение бытия. Человек, получив жизнь в утробе матери, вступил
в вечность» (3, С. 40).
Мысль о вечности не есть безусловный факт во времени;
мысль – содержание феномена субъекта, предлежащего всей полноте своего бытия из
познания объектов над-бытийного в мире вещей, где пространство, среда, и
состояние образованы словами мысли. В творческом порыве мысли истекает энергия
чувств, воли и ума, пронизанная от начала и до конца осознанием самих слов в их
собственном смысле. Любая попытка проникнуть в суть понятия вечности - не
более чем попытка «смертного» познать «бессмертное».
Размышляя о вечности, можно к ней
прикоснуться, но невозможно ее достичь. Философствуя, ее можно описать, но не
постичь. Хотелось бы познать вечность…
Но только то, что можно познать, подвергается исследованию, открывает свой
первый план.
1. Соизмеримо ли понятие «вечность» с бесконечным
рядом исчислений, или вечность неизмерима числами математического ряда? Вечность переживается не
как непрерывная и расчлененная последовательность определимого пространства, но
мыслима только как
«длительно-беспредельное»
вселенной, не имеющей числа, где
нет никакого движения «времени-пространства» 4 (5). Здесь бесконечное
множество чисел, исчисляемых временем, не имеет предела.
2. Почему вечность исключает движение предельного
числа? Число, подлежащее счету времени,
есть движение предельных последовательно действительных чисел – «прошлого» и
предельно последовательное недействительное число – «будущего», а
настоящее – «теперь»(6), как
перемещаемое, есть единица числа перемещения времени. Поскольку время есть мера
нахождения тела и его движения от
предельной единицы числа «теперь», то вследствие движения перемещаемого тела
это «теперь» всегда иное – граница времени, как края одной и той же точки на
линии (не в смысле ее частей), а скорее как предельное число движения времени
«прошлого» и предельное число
«будущего». Поэтому все находящееся во времени необходимо объемлется временем и
уничтожается временем; движение лишает существующее тело ему присущего числа –
так время изменяет тело. Но «вечное тело», если оно является таковым,
существует вечно, ибо не находится во времени, так как «оно» не объемлется
временем и бытие «его» не измеряется движением времени. «Вечность» исключает
движение предельного числа времени – «теперь», так как для вечности не
существует предела ни в «прошлом», ни в
«будущем», а «настоящее» – поскольку
оно вне времени – есть число
бесконечной «безвременной» константы, «абсолютной точки», где «настоящее» -
вечно.
3. Возможно допустить, что вечность есть абсолютная
бесконечность? Если вечность есть абсолютная бесконечность, перед которой
испытываешь страх и мысли не под силу вместить умопостигаемые величины
«нескончаемой длительности»(4), то здесь бесконечное множество действительных
чисел превосходит всякое число из математического ряда сверх-конечного предела,
как в безгранично-малом, так и в неограниченно-большом, как в актуальном, так и
в потенциальном существовании бесконечности математических объектов,
«завершенных» и «незавершенных»
величин.
4. Выразима ли вечность геометрически, и в какой
фигуре допустима тогда возможность изображения оной? Если вечность
математически определяется отсутствием начала и конца в потенциальном ряде
«нескончаемой длительности» (4), то ее беспредельную полноту в геометрической
фигуре умозрительно можно выразить кругом – в «абсолютной бесконечности»
(2,С.29) радиуса – [R = 0∞]. Это
идеальная форма, красота, не требующая понимания. Доказано, что «круговращение есть первая мера движения»
(6,С. 256-258). И точно определено: «движение по кругу может быть вечным, ведь
каждая точка одинаково и начало, и середина, и конец – поэтому движущаяся точка
занимает одно и то же место на круговой линии – и, в этом движении нет ни
начала, ни конца в нем самом…»(6).
(Июль 2000-9.02 2001)
5. В какой форме красоты вечность выразима? Поскольку
из потенциальной бесконечности форм, слагающихся в одно существование,
предполагается, что понятие «актуальной бесконечности» – законченность вселенной
– можно выделить кругом в бесконечном
радиусе своего сверх-конечного предела; тогда абсолютная форма, не требующая
понимания, «вытекает» из точки и в неё же «втекает» спиралью, раскручиваясь,
стремится к совершенству ее оформленности в шар 5. Не эта ли
извечная в идеале красота форм видима в морских ракушках, или на морской волне,
эвольвентой разорванных движений – дыханию подобных; в мире величественное
творение форм материи рождается из динамического хаоса, а в сотах идеальной
гармонии фракталов 6 представляется
явлением абсолютной красоты. Не об этой ли красоте «Точки» устами поэта
поётся:
«И я, - невольно зренье обращая
К тому, что можно видеть в сфере той,
Её от края оглянув до края, -
Увидел Точку, лившую такой
Острейший свет, что вынести нет мочи
Глазам, ожженным этой остротой» (7, С.490)
Здесь, в геометрии фигур, эта «точка» – абсолютно
совершенная в своем существе –
завершает в себе «нескончаемую потенциальную бесконечность природы» (2,
С.56). Подобно тому история сотворения мира (Быт. 1,25), где повествуется о
том, что Бог сотворил бессловесные одушевленные существа по роду их, а человека
по его частной неделимой природе, как единую и особенную личность. И человек,
как существо бессмертное, не исчезает в роде, а обладает собственным личным
существованием во времени и вечности – единой сердцевине неповторимого существа
– и в сгустке живой энергии формы, в
которой неистощимая, неисчерпаемая «потенция бытия»7 – наполняет
пространство и из недр своих производит все оформленное Словом.
(29.12. 2000 г., 02.-03. 01. –
10.- 11. 2001 г.)
6.
Возможно ли понять «вечность» цвета в красоте созерцаемого цветообразия
мира? Беспредельная цветность тоновых
схождений в световом спектре неделимых точек радуги отражает цвета в свете луча небесной премудрости из вечности
«Божественного Мрака» 9.
В этом мире «цветовой свет» формообразующего отражения
одной самой малой единицы точки луча – есть неделимое, «пыль» 8,
излученная в длине волны. Её спектральное свечение – это импульс света, как
побудительная причина «освещенности тьмы междупланетных пространств»(9).
Присутствие доминанты вечности обнаруживает себя на видимом цветовом импульсе
света, как единое свечение света единого солнца.
Созерцая
красоты мира, художник создает нечто прекрасное, но не более того. Краски на
палитре и белоснежный холст выступают как двумерная плоскость, на которой он
(художник) открывает соотношения неделимого света и в раздробленности вещества
красок подчиняет эти краски закону живописи, условной закономерности ремесла,
характерной для индивидуальности мастера; так возникает произведение.
Непосредственно созерцая, мы зрим единый, непрерывный, неделимый свет небесных
знамений. Цветовая гармония мира открывает загадку воздушного пространства
светового, лучезарного, тончайшего эффекта цвета в бесчисленном фейерверке
смешений атмосферной пыли, определяющих названия красок: белой, желтой,
оранжевой, красной, фиолетовой, синей, голубой, зеленой, серой, чёрной.
Вечность –
безмерно великая, неописуемая красота, не имеющая аналога цветность света в
«пресветлом Мраке» 9 и абсолютно беспредельная в пустоте
«черной Тьмы» 9,
которую не осветит и которую не просветит никакой свет.
7. Как вечность согласуется со звуком? Для вечности
характерна умная тишина и покой, в ней возрождается память веков, и обнажаются
события прошедшего; вспоминается утерянное блаженное состояние и тогда творится
чудо, где преодолевается томительная пустота и пестрый шум самой чистой эмпирии.
Вечность это
смысловая законченность подвижного временного покоя, где слышатся отзвуки «музыки тишины» космоса во Вселенной.
Дыхание – это такт звучания жизни; гармония духа и ритм единого в теле сердца,
созерцающего космическую симфонию души. Чувственным словом человеческих уст это
невыразимо. Остается последнее: только – вдох и на выдохе – пауза. Тишина
молчания, слово без звука – только одно – дрожь по телу… «Слово без звука»
выразить может то чувство, «совершаемое заботливостью ума, только когда слышим
свои помышления в том, что сокрыто от очей внутри» 10. Если
говорить о чувстве, то лучшее состояние единения ума и сердца открывается в
молитвенном песнопении, когда нежный, тонкий трепет пронзает все тело и бывает,
что выступают на глазах слезы; также и музыке свойственны отзвуки «ангельских
миров» 11 . Например, всего несколько аккордов бессмертных творений
И. С. Баха способны чуть ли не мгновенно устремить душу к небесной обители,
вырывая ее из объятий этого мира 12. Этот взывающий к чувствам трепет есть начало обретения подвижного
временного покоя, благостное соединение души в духе движимой к инобытию, соединенной с вечностью.
8. В каких
образах умопостигаемого мира открыто явление вечности? Размышляя над этим
вопросом, сошлюсь на некоторые суждения Плотина. «На каком же основании мы
называем весь умопостигаемый мир вечным и неизменным и в чем состоит эта неизменность?
Тождественна ли она с вечностью, или же вечность является ее порождением? Суть
в том, что вечность должна быть целостным, но и многообъемлющим понятием, или,
говоря иначе, она по природе своей должна быть признаком, свойственным
ноуменальному миру, либо связанным с ним, либо проявляющимся в нем.
Таким образом, умопостигаемый мир в своей совокупности
составляет вечность, которая, со своей стороны, представляет комплекс
многообразных сил. Рассматриваемая, как это многообразие, как своего рода
субстрат умопостигаемого мира, вечность называется субстанцией; как жизнь, –
она является движением, как неизменно пребывающее начало, – это покой, как
единство в многообразии,– она есть первично данное тождество. Если все эти
различные формы вечности мы снова объединим в живом бытии умопостигаемого мира,
отвлекаясь, по возможности, от присущих ему моментов многообразия и
сосредоточив свое внимание на вечно живом и неутомимом потоке его сил, на его
внутренней неизменности, его постоянстве, непрерывности, проявляющихся в его
мышлении и жизни, то совокупность всех этих моментов даст нам вечность в форме
жизненного процесса, постоянно тождественного с самим собой. Этот процесс сразу
объемлет все; в нем проявляется все одновременно, и он обнаруживает себя во
всем, не меняя своих форм во времени, а охватывая их все высшим единством. И
единство это также не меняет своего характера во времени; оно есть нераздельное
совершенство, в котором все как бы сконцентрировано вокруг одного пункта, не
приходя при этом в движение, а оставаясь на одном месте; неизменное, оно всегда
живет в настоящем, так как ничто, причастное ему, не могло отойти в прошлое и
не может скрываться в будущем, а вечно существует в неизменном виде. Отсюда
следует, что вечность не есть умопостигаемый субстрат, а является как бы
исходящим от этого субстрата светом его тождества с самим собой, тождества,
которое относится не к его будущему состоянию, а к тому наличному бытию,
которое всегда остается самим собой» (10, С.1).
Обоснование вечности в тезисах.
1.
Субстанционально человек соединен с вечностью; получив жизнь в утробе матери,
он уже вступил в вечность – в ее непостижимый образ подлинного дыхания жизни
души, предназначенной пройти три состояния: в утробе матери, на Земле и после
смерти; это непрерывная возможность и опора вселенской эманации в таинстве.
2.
Таинство смерти как «дверь», через которую душа, расставшись со своим телом,
вступает в вечность.
3. В методологии познания и теории науки вечное бытие связано с
временным, а временная длительность вещи вмещает в себе и неподвижность эйдоса
(12)
4.
Временное есть сплошное и текущее становление вечного движения времени.
5.
Вечность – это бесконечность времени, атрибут материального мира в целом,
характеризующий несотворимость и неуничтожимость всего. Вечность охватывает все сразу, ибо только она
придает всему характер неизменности.
6.
Вечность как непрерывное и нескончаемое
продолжение бытия.
7.
Вечность присутствует абсолютно во всех моментах временного, ибо движение
предполагает, что движущееся остается самим собой во все моменты своего
подвижного покоя.
8.
В духовном переживании человека время и вечность выступают в единстве как
ощущение бренности жизни и вместе с тем веры в ее абсолютный, непреходящий
смысл и значение; находят обоснование в теологии и экзистенциальной философии.
9.
Слово «вечность» имеет два обоснования и употребляется в двух различных
смыслах: в первом оно означает существо абсолютного вневременного свойства,
состояния одного нераздельного акта всей полноты бытия; во втором –
бесчисленный цикл одного и того же космического и исторического содержания
«мирового процесса», то есть бесконечное продолжение временного.
10.
Само понятие «вечность» выводимо из представления долговечности предметов,
которые идентифицируются как окончательно победившие силу времени.
11.
Понятие «вечность» находит свое объяснение
в искусстве, которое основывается на существовании художественных
произведений во времени как образце долговечности.
12.
Метафизическое понимание вечности характеризуется признаками трансцендентного
бытия, безусловно, сверхвременного.
13.
Вечности характерна умная тишина и покой, в ней возрождается память веков, и
обнажаются события прошлого; вспоминается утерянное блаженное состояние и,
тогда творится чудо, где преодолевается томительная пустота и пестрый шум
самой чистой эмпирии.
14.
Вечность – это смысловая законченность подвижного временного покоя движущегося
к инобытию человечества; «музыка тишины» космоса во Вселенной, благостное состояние души и духа,
соединенных в теле человека любовью и чистотой смирения.
15.
В математике вечность соизмерима с бесконечным множеством чисел, не имеющих
«предела» и мыслима как «длительно-беспредельное» Вселенной, вне числа исчисляемого «времени-пространства».
16.
Вечность исключает движение предельного числа времени – «теперь»; так, как для
вечности не существует предела ни в прошлом, ни будущем, а «настоящее» -
поскольку оно вне времени, есть «безвременная» константа. В этой точке
происходит истечение не только времени, но «пространства-времени», поскольку
пространство есть ноль в степени бесконечность, минус время.
17.
Вечность есть неизмеримая сверх конечная предела длительности, как в
актуальном, так и в потенциальном существовании бесконечности математических
объектов, в их безгранично малом или неограниченно большом.
18.
Вечность сохраняет «нескончаемую» красоту вещей, их свойств и отношений в мире
актуальной и потенциальной бесконечности форм природы во Вселенной.
19.
Вечность – безмерно великое «пространство-предел», и вечно существует в неизменном виде; она – неистощимая,
неисчерпаемая потенция живой энергии бытия и по природе своей является
признаком, свойственным ноуменальному миру, либо связанным с ним, либо
проявляющимся в нем.
(0ктябрь 2008)
Сноски:
1.Плотин
/ Эннеада «О времени и вечности» (10)
2.
Вл. Соловьев. / Философский словарь Владимира Соловьева/ Ростов Н.Дону: Изд. «Феникс» - 464 с.; Вл. Лосский /Мистическое богословие/
К.:1987.с.197.; А. Лосев /Миф – Число –
Сущность/ М.: Мысль, 1994.-919с. /Диалектика числа у Плотина/ С.734.; А. П.
Флоренский Соч. в IV – T. Т.2 М.: Мысль, 1986,-874с./Небесные знамения/ С.416;
Д. Беркли /Сочинения М.: Мысль, 2000.- 608с.
3.
«И. Кант различал «истинную» и «дурную бесконечность» (2, С.63)
«Происходит
не только истечение времени, но также истекает и пространство… происходит
истечение не только времени, но пространства-времени» (А.В.Киндиревич)
4.
«В мире явлений движение считается
сущностью времени». (Плотин)
5.
Ибо «мир конечен в пространственном отношении и имеет форму шара» (2, С.29)
6.
Наиболее впечатляющее открытие было сделано американским математиком
Мандельбротом в 1980г. Он открыл математическое множество, которое было
занесено даже в книгу рекордов Гиннеса как самый сложный из известных
математических объектов; «такие множества описывают странные аттракторы
динамических систем, т. е. предельные состояния динамического хаоса, к которым
стремятся эти системы. Хотя такие состояния достижимы лишь в результате
бесконечного предельного перехода (как это принято в математике), тем не менее,
уже промежуточные состояния приводят к появлению удивительной гармонии (системы
контрастов и равновесий)» (8, С.565)
7.
То же самое, что «Apeiron» - неопределенное, термин
у Анаксимандра. См. (А. П. Флоренский «Столп и утверждение истины» С.74-76)
8
«Красный, розовый и другие цвета – это тоже пыль» (9, С.247) см.
П.
Флоренский «Небесные знамения» (Размышления о символике цветов). С.461
9.
Дионисий Ареопагит. См. (Лосский «Мистическое богословие» К.:1997)
10. Исаак Сирианин «Добротолюбие» Т.2, С. 658
11.
«Музыка оперирует не словами, не понятиями, но именно с числами чисто числовой
единичности» (А. Лосев) Музыка – самое
в нерассудочное искусство, взывающее к чувствам почти непосредственно.
12. Музыка, сравнительно легко вовлекает
податливую душу в свой мир, к сожалению, часто оставляя душу опустошенной.
Искусство это самое всепроникающее, но и самое бесконтрольное.
Список литературы.
1.
Современный философский словарь и хрестоматия / Ростов – на – Дону:
Феникс,1997-С.511.
2. Конечное и бесконечное К.: 1982,-300с.
3. о. Митрофан /Загробная жизнь/ К.: МП «Радуга» , 1991, - 330 с.
4. П. Флоренский /Ф. Н. Т. 122. Сочинение в IV T.: Мысль, М.:- 1994 / «О символах
бесконечности» Т.I, С. 79-128.
5. А. В. Киндеревич «Теория поля» К.: 1998
6. Аристотель / Сочинения, в IV T.: Мысль,
М.:-1981/ Т.:III «Физика» (Г.9)
7.
А. Данте / Божественная комедия/ М., 1982
8.
В. П. Брянский /Искусство и философия/Калининград: Янтарный сказ, 1999.- 704с.
9.
А.Лосев /Диалектика мифа. . 247-249 с./
- М.: Мысль, 1994,- 919 с.
10.
Плотин /Энеады/ в 2 х Т., Т.1, - К.:
Уцимм-пресс, 1995,- 392с.
11. Исаак Сирианин /Добротолюбие/ в 5 - Т, Т.2 й, изд. Свято –
Троицкой Сергиевой лавры, 1992. - 764 с.
12.
А. Лосев/ Диалектика числа у Плотина/ С.734