Магомедова Р.М.,
к.и.н., ст. преп. кафедры
истории Дагестана ДГПУ
История Капучинского союза сельских общин в
отечественной историографии.
В исторической
науке исследования по союзам сельских
общин занимают весьма значительное место. Это не только целый ряд статей и
монографий по проблематике, это еще и
материалы научных форумов, специально ей посвященных. Однако место, значение и
роль союзов общин в дагестанском историческом процессе в полной мере раскрывается
только через исследование основных черт, закономерностей и механизмов их
взаимоотношений друг с другом, с феодальными образованиями края, с иноземными
государствами, на протяжении нескольких веков боровшимися между собой за
политическое преобладание на Кавказе вообще и в Дагестане в частности. Все эти
вопросы хотя и нашли место в исследованиях по истории Дагестана, но носят
фрагментарный, не систематический, эпизодический характер (в разной степени для
разных исследований). С этой точки зрения предлагаемая тема звучит вполне
актуально и в научно-историческом плане - затребование
История капучинцев отражена в сборниках архивных и
документальных материалов «История, география и этнография Дагестана» (М.,
1958), «Русско-дагестанские отношения XVII -первой четверти XVIII в.» (М.,
1958), «Русско-дагестанские отношения XVIII - начала XIX в.» (М., 1988),
«Феодальные отношения в Дагестане. XIX -начало XX в.» (М., 1969),обычноправовые
документы и материалы; «Адаты кавказских горцев», Ф.И. Леонтовича, Одесса,
1872-1883; «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа», Тифлис 1899;
«Адаты горцев Северного Кавказа», A.M. Ладыженского, М., 1948; «Из истории права народов Дагестана»,
Махачкала, 1968 и др.), «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией»
(Тифлис, 1866-1884, Т. 1-10), а также материалы фондов ЦГА РД (Ф. 2, 21, 90,
105, 143, 147, 150) и «Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в
XVIII-XIX вв.» (Махачкала, 1999. Ч. I-II).
Обзор
литературы и источников по теме целесообразно начинать с публикаций начала
XVIII в. Академик И.А. Гюльденштедт,
проводивший научные изыскания на Кавказе и в частности в Дагестане в составе
экспедиции Российской Академии наук в 70-х годах XVIII в., уделяет союзам общин
Дагестана значительное внимание. Он видел в них социально-политические
образования, отметил некоторые частностях их взаимоотношений. В то же время,
обозначив их как «district», в переводе с немецкого - «округами», академик не
попытался выяснить разницу между структурами феодальных владений с одной стороны и политическими образованиями,
управляемые советами старейшин - с другой. Углубление и расширение
пророссийской ориентации у феодальных образований и союзов общин Дагестана еще
более повысили интерес к истории, социальным отношениям, культуре горного края.
К концу XVIII -началу XIX в. появляется большое количество работ, исследований
по общественному строю Дагестана, сословно-классовым отношениям, по экономике и
о военно-политической организации.
Д.М. Магомедов пишет, что «точка зрения М.Г. Джанашвили является более правильной,
что подтверждает полевой материал». В связи с эти он высказал мнение о том, что
тушинский термин «Дидо», производимый от грузинского didi – большой, связан с
тем, что «в прошлом эта страна включала в себя большую территорию от границ
Тушетии до Хунзаха»[1].
В работе Н. Данилевского, например, содержатся
сведения о союзах общин Дагестана, об их взаимоотношениях и отношениях с феодальными образованиями и др. Однако
здесь же много заблуждений, неурядиц, ошибок, небылиц, позиция автора по
отношению к рассматриваемым народам характеризуется подчеркнуто-высокомерным
пренебрежением, тенденцией выпячивания негативных сторон общественной жизни
горцев и др. Даже в тех публикациях
этого времени, которые содержат в себе ценные свидетельства современников и достоверно
выдержанный материал о союзах сельских общин Дагестана, указанная выше
тенденция явственно проступает, как, например, в работах А.А. Неверовского,
И.Н. Березина, А. Берже и др., пестрящих такими определениями, как «между ними
вообще нет положительного управления», «монархия, украшенная обычаями и страхом
кровомщения», «полудикие народы», «царство права сильного», «у них нет никакой
истории», «варварские народы», «совокупность патриархальных обществ», «общество
с первобытными формами общественного устройства», «господство форм родового
строя» и т.д Насыщены информацией и
весьма содержательны работы А.В. Комарова, члена Русского географического
общества, занимавшего на Кавказе крупные административные должности4. Интенсивно собирались и данные о тухумах.
Весь этот огромный материал лег в основу исследований М.М. Ковалевского,
занявших наиболее видное место в дореволюционном дагестановедении,
кавказоведении. В его работе «Закон и обычай на Кавказе» на обширном материале,
имеющим самое непосредственное отношение и к интересующему нас в настоящем
исследовании периоду, сделана попытка всестороннего исследования общественного
устройства и феодальных владений, и союзов сельских общин". Хотя в
определении социального строя народов Дагестана этот выдающийся исследователь и
ошибался, что отмечено многими кавказоведами, его труды составили целую эпоху в
правоведении, этнографии и исторической социологии Кавказа[2]. Влияние научных
построений ученого на последующие поколения кавказоведов стало предметом
специальных исследований.
Советские историки и этнографы в своих грудах,
посвященных исследованию отдельных народов, а также общественному строю всех
дагестанских народов, уделили внимание и изучению института кровной мести.
Среди них следует отметить, прежде всего, исследования М.О. Косвена[3], С.Ш. Гаджиевой[4] Р.М. Магомедова[5], Х.-М.О. Хашаева[6] и других. В
последнее время появились работы, имеющие прямое отношение к нашему
исследованию.
Проведенный нами короткий историографический
анализ источников права народов Дагестана исследуемого периода показывает, что
в изучении адатов дагестанских народов проделана определенная работа – вплоть
до исследования судебной системы[7][7]. При изучении истории Дагестана
ХVII–ХIХ вв.
наибольший интерес исследователей вызывала социально-экономическая сторона.
Правовое же развитие изучено заметно слабее.В 1877-1879 гг. одной из своих
экспедиций по Кавказу профессор М.М. Ковалевский побывал в Бежтинском округе и
описал адаты. Затем адаты были извлечены из его архива и опубликованы А.С.
Омаровым.
Что касается работы «Перевод
с арабского о существующих в Бежидском округе адатов» (адатов Бежтинского округа), то она
попала к И.Бентковскому. На Кавказ И.
Бентковский попал, по-видимому, по тем же причинам, что и другие польские
переселенцы, так или иначе связанные с участием в национально-освободительном
движении[8].
Он описывал нравы и обычаи народов Северного
Кавказа. Впоследствии эти материалы были, переданы проф. Новороссийского университета
А.Леонтовичу.
[1][1] Магомедов Д. М. Исторические сведения о дидойцах // ВИД. Махачкала, 1975. Вып. II. С. 96.
[2][2] Народонаселение Дагестанской области (с
этнографической картой) // ЗКОИРГО. Тифлис, 1873. Кн. 8. С. 1^9. 1 Дубровин Н.
История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. J. 1.Кн. 1. "
Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 2. 12
[3][3] Косвен. М.О. Этнография и история Кавказа. – М.,
1961.
[4][4] Гаджиева С.Ш. Кумыки. – М., 1961.
[5][5] Магомедов Р.М. Общественно-экономический и
политический строй Дагестана в XVIII-нач. XIX вв. – Махачкала, 1957. – С. 235.
[6][6] Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в ХIХ
веке. – М., 1961.
[7][7] Рейнке Н. Горские народные суды Кавказского края. –
СПб., 1912.
[8][8] Как
утверждает историк и краевед Г. Прозрителев в "Очерке жизни и деятельности
Бентковского", последний "прибыл на Кавказ, сосланный после усмирения
польского восстания 30-х годов". После прибытия на Кавказ он продолжал
военную службу в Кавказском линейном войске и в чине сотника вышел в отставку в
1857 году. Таким образом, военная служба И. Бентковского продолжалась более 25
лет. Оставив ее, он полностью посвятил себя историческому краеведению.