Тайсаев Д.М.
Кавказские доцивилизационные
культуры
Кавказ является пожалуй одним из самых интересных
регионов в этнокультурном плане. Значительная часть культур Европы, Азии и даже
Северной Америки обнаруживает свои корни именно на Кавказе. Вместе с тем, изучение взаимосвязей
современных культур с древнейшими культурами Кавказа имеет целый ряд
сложностей. В частности чрезвычайно сложно выявить какие именно протоэтнические
группы были их носителями, в первую очередь по той простой причине, что данные
культуры были бесписьменными. В последнее время в их исследовании обнаружился
настоящий прорыв. При активном использовании современных методов антропологии,
дерматоглифики, кариологии, радиоуглеродного анализа и многих других новейших
методов были получены новые весьма любопытные факты. Вместе с тем, проблема
раннего культурогенеза Кавказа еще далека до разрешения. Проблема заключается в
том, что нет согласованности между специалистами в различных областях знания.
Поэтому наряду с исследованиями узких специалистов, важную роль имеют и
комплексные междисциплинарные исследования.
Человеческая история на Кавказе начинается, по меньшей
мере, 1,8 миллиона лет до н.э. Во всяком случае, международная исследовательская
группа во главе с доктором Давидом Лордкипанидзе из Грузинского национального
музея раскопала в окрестностях грузинского городка Дманиси останки четырех
особей вымершего вида человека – человека прямоходящего (Homo erectus)1.
Это, пожалуй, наиболее древние находки человека за пределами африканского
континента, принадлежащие к ашельской культуре нижнего палеолита. Древнее
только олдувайская культура (2,6 - 1,8 млн. лет). Обнаружены также и находки
мустьерской культуры неандертальцев и архаичных H. sapiens,
принадлежащих к эпохе среднего палеолита. И уже в нижнем палеолите
обнаруживаются более 50 культурных памятников на Северном Кавказе и Предкавказье.
Однако подлинное формирование современного
этнокультурного ландшафта началось на Кавказе со времен неолита, когда многие
кавказские автохтоны начали переходить
к оседлому образу жизни. И это был уже не только кроманьонский субстрат, а
сложившиеся древнейшие племена. Вместе с тем, они были настолько равномерны по
своему антропологическому и культурологическому составу, что, в принципе, их
невозможно соотнести с какой-нибудь этнокультурной общностью современности.
Наибольший интерес представляет чатал-гуюкская культура2, которая
хоть и обнаружена в Малой Азии, но распространила свое влияние далеко за ее
пределы. Есть версия, что эта культура была протохатто-хурритской, т.е.
фактически предшественницей кавказоязычных культур. С нашей точки зрения, это
неверно, поскольку Чатал-Гуюк значительно древнее (около VII тыс. лет до н.э.), а формирование хатто-хурритской
общности произошло по меньшей мере через 3 тысячелетия, тем более, что
распространение данной культуры выходит далеко за пределы Кавказа, вплоть до
европейских культур [1]. Но ее преемственная связь в том числе и с такими
древними кавказскими культурами, как кура-араксинская и дольменая вполне
вероятна, во всяком случае, формирование сино-кавказской макросемьи языков произошло
приблизительно в ту же эпоху (6-9 тыс. лет до н.э.) и примерно на той же
территории. К тому же, известно, что именно в этот период (около 6 тыс. лет до
н.э.) обнаружены уже факты одомашнивания первых животных в Каменномостовской пещере (Адыгея). Задокументированы
также древнейшие поселения, как например, Улугбековское поселение в Дагестане.
Данные северокавказские культуры поддерживали в том числе и торговые отношения
с народами Закавказья, Малой Азии и степными номадами северного Причерноморья.
В частности экспорт обсидиана шел с Армянского нагорья не только на Юг, но и на
Северный Кавказ и далее на Север.
Для энеолита широко
известна, так называемая, древнейшая
группа погребений Нальчикского могильника. Уже
в данную эпоху Кавказ признается в качестве ближней периферии активно
формирующихся цивилизаций древнего Востока. Безусловно, что тогда южные
территории опережали по основным параметрам северные, в частности, там, как и в
Малой Азии, преобладали медные изделия. Вместе с тем, взаимосвязь с кочевыми племенами
Предкавказья также оставалась весьма значимой. Об этом свидетельствуют
обнаруженные на Кубани элементы древнеямной культуры [2]. Данная эпоха, как и все
предыдущие, имеет весьма опосредованное отношение ко всем современным народам,
населяющим ныне Кавказ, поскольку в лучшем случае можно представителей этих
культур отождествлять с одними из автохтонных предков, которые, смешавшись либо
с пришедшими племенами с Севера, либо с Юга, образовали в итоге тот современный
этнокультурный массив. Многочисленные попытки отождествить эти культуры с
конкретным современным народом Кавказа объясняются конструктивистскими
мотивами, с целью как удревления народа, так и обоснования его большей
автохтонности. Пока можно только предполагать, что творцы кавказских энеолитических
культур принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской малым расам.
Таким образом, можно
заключить, что данный период был только подготовительным для формирования
кавказских этнокультурных массивов. Кроманьонский субстрат данной эпохи не имел
не только сложившихся этнических свойств, но даже племенных, да и расовый
состав кроманьонца был достаточно ровным. И лишь к концу данной эпохи начали
формироваться субрасовые общности, давшие начало, в том числе, и кавказским
антропологическим типам, но только в результате смешения с пришлыми народами,
преимущественно, Малой Азии, а также степняков Алтая, Южного Урала,
Предкавказья и некоторых других племен.
В бронзовую эпоху
обнаруживаются первые элементы вероятной культурной преемственности древних
культур данного периода с некоторыми современными этническими группами. И
именно поэтому мы считаем данный период представляющим наибольший интерес,
поскольку первичное формирование различных протоэтнических общностей,
кавказских антропологических типов и языковых групп, происходило по всей видимости
именно в данную эпоху. И не случайно вопрос о культурной преемственности
различных археологических культур бронзы со многими современными автохтонными
народами является все еще предметом ожесточенных споров.
Кура-аракская культура (IV-III тыс.
до н.э.) занимала не только кура-араксинскую низменность, как следует из
названия, но и частично территории нынешней Северной Осетии, а также горные
области Чечни и Ингушетии, причем зародилась в Малой Азии. Население имело
преимущественно долихокефальную форму черепа, но на Северном Кавказе,
в результате ассимиляции автохтонными брахикефальными кроманьонцами (возможно
это были доплеменные протокабанские культуры), постепенно переродились в мезокефалов,
суббрахикефалов и даже в типичных брахикефалов, впрочем не исключено, что это
было связанно попросту с естественными процессами брахикефализации. Большинство
исследователей считают, что данная культура была хуррито-урартийской
(алародийской), т.е. фактически являлась предковой для нахско-дагестанских
народов и частично для армян и даже для азербайджанцев. Согласно другой версии,
напротив, она была уничтожена хурритами. По нашему мнению, данная культура
является результатом смешения алародийцев с местными автохтонами. В любом случае,
однозначно можно утверждать, что данная культура оказала огромное влияние,
прежде всего, на народы запада Северного Кавказа. Сама же развивалась в тесном
взаимодействии с народами Передней Азии и несколько более молодой Майкопской
культурой, с последней даже образовывала смешанные поселения (с. Луговое в Чечне). Ближайшей преемницей
данной культуры считается каякент-хорочоевская культура.
Майкопская культура (III тыс.
до н.э.) названа по наиболее известному памятнику данной культуры – кургана,
обнаруженного близ Майкопа. Занимала преимущественно предгорную зону
центральной и западной части Северного Кавказа, вплоть до Прикубанья. Есть две
основные версии происхождения майкопцев. Анатолийская (Восточная Анатолия,
современный западный Иран) и протоиндоевропейская. В первом случае, наиболее
очевидными потомками выступают абхазо-адыгские племена. Свидетельство тому –
множество хато-хеттских памятников, точнее, памятников, во многом аналогичных
анатолийским. Во втором случае, майкопцы считаются предками индоевропейцев,
проживающих на Кавказе, доказательством служит так называемая «курганизация»
данной культуры, которая, как известно, была присуща кочующим степнякам
праиндоевропейских племен курганной и ямной культур [3]. Независимо от того,
какой субстрат лежал в основе этой культуры, очевидно, что она испытывала
сильнейшее влияние как со стороны Передней Азии, так и с севера, со стороны
курганных культур и впоследствии ее представители участвовали в этногенезе как
индоевропейских (в том числе и иранских) народов Кавказа, так и
северо-кавказоязычных.
Нам представляется более
вероятным считать первичным субстратом Майкопской культуры пришедших на
Северный Кавказ анатолийцев, впоследствии, наверняка, эта культура была в
значительной степени ассимилирована индоевропейцами. Не исключено, что это были
ираноязычные скифы (впрочем, о «ранних» скифах до нас дошло слишком мало
достоверных сведений и слишком много мифических описаний). Кроме того, майкопская
культура испытывала сильное ассимиляционное и аккультурационное влияние со
стороны древнейших кавкасионных автохтонных племен. Основная часть источников
«майкопцев» относит к понтийской расе, а преемников данной культуры –
северокавказскую и кобанскую культуры – к кавкасионной расе. Данный факт легко
объяснить в свете предложенной нами ассимиляционной гипотезы [4]. Суть данной гипотезы
заключается в том, что на алародийский субстрат майкопцев, наложился кобанский
автохтонный субстрат.
Северокавказская культура (II тыс.
до н.э.) как уже отмечалось, по всей вероятности, возникла в результате генетической
ассимиляции и частичной аккультурации майкопцев народами курганной культуры и
местными кавкасионными автохтонами. Некоторые исследователи соотносят данную
культуру с кура-аракской, что вряд ли верно. Вероятно, она оказала значительное
влияние на ее формирование, но не стоит преувеличивать это влияние. По
многочисленным данным ашуйская и алародийская ветви развивались после
разделения, которое произошло около 4 тыс. лет до н.э. в Малой Азии, независимо.
Северокавказская культура была распространена по обе стороны Большого
кавказского хребта, от Приазовья до реки Сулак в Дагестане. Кем были
северокавказцы? Ответить не просто, уже хотя бы потому, что многие архаичные и
слабоизученные бесписьменные народы не имели своего этнонима, да и этносами в
строгом понимании этого термина они не являлись. Можно предположить, поскольку
данная культура была прародительницей кобанской культуры, которая относились к
кавкасионному типу, что это были предки современных горских этнических групп
(осетины, чеченцы, ингуши, сваны, аваро-цезские народы). То, что генетическая
преемственность имела место, практически определенно можно утверждать,
поскольку кавкасионный антропотип эти народы могли унаследовать только от
северокавказской и кобанской культур. Однако по этнокультурным связям здесь
можно найти множество фактов, свидетельствующих о том, что она все же была
протоадыгской. По-видимому, все перечисленные народы имели определенное отношение
к северокавказской культуре, либо во всяком случае были частично ассимилированы
их потомками.
Дольменая культура (середина III-II тыс.
до н.э.) была распространена
на большей части северного побережья Черного моря от Таманского полуострова до
города Очамчира в Абхазии. Получила свое название благодаря дольменам. Дольмен (от бретонского tol – стол и
men – камень) – это
погребальное мегалитическое сооружение. Он чаще всего имеет четырехугольную
форму, в виде четырех стеновых плит, покрытых одной плитой сверху, вытесанных
из камня или высеченных в скале.
Создатели кавказских дольменов принадлежали к
понтийскому типу. Можно предположить с достаточно высокой долей уверенности,
что данная культура имеет непосредственное отношение к протоадыгам. Вот только
непонятно, почему не обнаруживается ее связь с северокавказской и майкопской
культурами.
Аналогичные северокавказским дольменам постройки
найдены по всей Европе и даже в Корее. Сложно утверждать что-то о закономерной
связи, но, может быть, это можно как-то связать с расселением сино-кавказцев3.
Такому предположению несколько противоречит тот факт, что некоторые дольменые
мегалиты за пределами Кавказа обнаруживают большую архаичность.
Каякент-хорочоевская культура (середина II тыс. до н.э.) получила свое название от могильника у
села Каякент в Дагестане и могильника у села Хорочой в Чечне. С большой долей
вероятности можно утверждать, что данная культура является преемницей
Кура-аракской и принадлежит нахско-дагестанским народам. При этом, как уже
отмечалось, нельзя недооценивать и степень влияния на данную культуру культуры
северокавказской. Поэтому обнаруживается множество общих элементов, в том числе
и в плане антропологии, особенно на стыках их ареалов.
Колхидская культура (XIII-VII вв. до
н.э.). Археологическая культура на территории
Западной Грузии, относящаяся к позднебронзовому и раннежелезному векам. Имеет
много общих черт с кобанской культурой, следовательно, здесь также можно
предположить преемственную связь, в том числе и с северокавказской культурой.
Есть и другая точка зрения: якобы и колхидская и кобанская культуры имеют
прямое отношение к племенам колхов (древнегрузинские племена западной Грузии).
В частности, М.М. Иващенко писал, что «главным носителем так называемой
«Кобанской» бронзовой культуры были колхи» [5]. Отсюда и отождествление многими
специалистами кобанской и колхидской культур. Разумеется, это неверно. Колхи никогда
не жили на Северном Кавказе, а близость данных культур может быть связана с
абхазо-адыгской общностью и соседством их ареалов. Даная культура содержит
множество анатолийских элементов, что говорит как о связях с абхазо-адыгами
(чьи предки вышли именно оттуда), так и с западногрузинскими племенами.
Впрочем, племена западной Грузии, такие как мегрелы и сваны, формировались под
сильным влиянием ашуйских племен. Кроме того, не стоит забывать, что
представители колхидской, так же как и дольменой культуры, были долихокефалами,
тогда как кобанцы были характерными брахикефалами.
Кобанская культура (XII-IV вв. до н.э.). Археологическая культура конца
бронзового начала железного века. Занимала преимущественно горные области
Северного Кавказа и частично предгорную зону. Данная культура имеет общие черты
не только с северокавказской и колхидской культурами, но и с
каякент-хорочоевской, что объясняется, видимо, не общностью генезиса этих
культур, а результатом их вторичного взаимодействия. На родство с кобанцами
претендуют очень многие автохтоны Северного Кавказа и даже Закавказья и до сих
пор здесь еще рано ставить точку. Ее очевидная связь с колхидской и
северокавказской культурами свидетельствует о родстве с протоадыгами, но ведь
есть определенная (пусть и, по-видимому, вторичная) общность и с
каякент-хорочоевской культурой. К тому же антропологически кобанцы были
кавкасионами, впрочем, в позднекобанских находках отмечены и долихокефальные
черепа, но здесь как раз важен первичный субстрат данной культуры. Кстати, само
название данного антропологического типа обязано именно тем, что грузины
называли кобанцев кавкасионами, т.е. кавказцами, от топонима Кавказ, поскольку
они считались характерными кавказскими автохтонами. Впрочем, полностью
отождествлять кобанцев с предками осетин, ингушей, сванов, балкарцев и др.
кавкасионских народов, то же неверно. Арийские предки осетин были
долихокефалами, так же как и алародийские предки нахско-дагестанских народов.
Видимо кобанцы изначально были брахикефалами и частичный долихокефальный
элемент получили от смешения сначала с киммерийцами, потом со скифами и
сарматами. К тому же иранские культурные элементы появляются у кобанцев лишь в
позднекобанский период, именно тогда, когда они интенсивно сотрудничали со скифами
и даже участвовали в знаменитых «скифских походах» в Переднюю Азию. Однако
брахикефальный субстрат кобанцев оказался более сильным в генетическом
плане и в итоге «победил» и уже
вторично передался значительной части населения Северного Кавказа. Некоторые
даже отождествляют кобанскую культуру с хеттами, это тоже неверно, поскольку
они не оставили заметного следа на Северном Кавказе. Вероятно, это первично
автохтонный элемент, ведущий свою генеалогию еще от кроманьонских кавказских
предков, который в значительной степени был ассимилирован (и ассимилировал
других) и адыгами и нахскими народами и сванами и местными иранскими племенами
и местными тюрками.
Кобанская культура вероятно едва ли не уникальный
случай в доцивилизационный период на Северном Кавказе, когда одна локальная
культура оказала значительное влияние на большую часть ее автохтонного
населения. Протоадыги частично ассимилировались кобанцами (разумеется имеются в
виду их потомки), в результате понтийский тип центрально-кавказских адыгов
приобрел кавкасионные элементы, аланы ассимилировались кобанцами, в результате
мы имеем осетин (кстати одно из кобанских племен имело осетинский этноним, а
именно дигор), кипчаки, ассимилировались аланами и кобанцами и в результате мы
имеем балкарцев и карачаевцев, ингуши также являются результатом смешения
каякент-хорочоевского племени с кобанцами, сваны, вероятно потомки албанского
племени суанов, также ассимилировались местным кобанским субстратом.
Аваро-андо-цезские народы Дагестана, кистины, многие горные народы Картли и это
далеко не полный перечень народов, которые несут на себе отпечаток кобанской
антропологии и вероятно частично и культуры.
В заключении можно охарактеризовать формирование
Северо-Кавказской общности в доцивилизационную эпоху как умеренно интеграционную.
Субстрат был чрезвычайно разнообразным как в культурологическом плане, так и в
плане антропологии. К тому же, центростремительные силы не уступали, а в иные
эпохи даже преобладали над центробежными. В результате, уже в эпоху первых
кавказских цивилизаций на Северном Кавказе сформировался мозаичный субстрат.
Некоторая общность все же была и один из ярких примеров, это распространение
кобанского субстрата практически по всему Северному Кавказу, во всяком случае,
он затронул практически полностью горные области. Не исключено, что, та
общность внешнего облика северокавказских жителей, которая частично
присутствует у большинства автохтонов, связана во многом именно с наличием общего
кобанского субстрата.
Список литературы
1. http://www.abkhaziya.org/books/pont/05.html
2. Анфимов Н.В. Курганы рассказывают. – Краснодар,
1972.
3. Mallory, J.P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language,
Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson.
4. Шевлоков В. А.,
Кумыков А. М., Тайсаев Д. М. (Отв. ред. Кумыков А.М.). Представление
Северо-Кавказской социокультурной общности
в свете цивилизационного подхода. Нальчик, 2008.
5. Иващенко М.М. Материалы к изучению культуры колхов
// Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. II. – Тбилиси, 1941. – С. 56.
Примечания
1 Данный представитель Homo erectus поистине уникален. По некоторым признакам это
прогрессивная форма, а по некоторым приближается даже к известному «промежуточному
звену» Л. Лики Australopithecus habilis. До этого открытия считалось, что человек стал
распространяться за пределы Африканского континента значительно позднее.
2 Есть сведения, что Чатал-Гуюк был первым известным в
истории городским поселением.
3 Вероятно, сино-кавказцы
жили в центральной части «плодородного полумесяца» (юг Турции и Сирия),
возможно, в результате древнейшей неолитической революции произошло расселение
синокавказцев как через Тибет и Енисей в Америку, так и через Средиземное море
на Пиренеи.