Селимова А.М.
Каф. истории
государства и права
ЮФ.ДГУ
К вопросу о эволюции, этничности
и религиозности третейского суда –(маслиата)
Как известно
третейское разбирательство как форма разрешения разнообразных споров было известно
с древнейших времен оно широко практиковалось
, причем уже тогда закладывалось
правило – третейский суд должен быть максимально посторонним для обеих спорящих
сторон.
Прообраз
современных третейских судов встречается в летописях XII века они
достоверно подтверждают существование этого вида судов уже в XIV в.
(Ипатьевская летопись 1169 г. рассказывающая о споре Великого князя с удельным
князем, рассмотренном по правилам третейского разбирательства с участием
доверенных с обеих сторон).
Далее поиски
эффективного механизма альтернативного разрешения споров, который позволил бы
разгрузить государственную судебную систему, велись в России юристами на
протяжении почти двух веков. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что
только в период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20
законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения
споров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру их
создания и порядок функционирования.
Надо отметить, мусульманская правовая культура уже частично проникла как в
правовую практику, так и в правовое сознание горцев. В этот период
мусульманские лидеры, наряду с другими общинными лидерами, старейшинами и т.д.,
принимали активное участие в процессе примирения. Благодаря их участию, сформировались
некоторые черты правовой идеологии горцев, а именно — скорейшее примирение
конфликтующих сторон, поскольку это угодно аллаху. И только те общинники могли
считать себя мусульманами, кто стремился к такому примирению. В правовой
практике присутствовали также некоторые мусульманские ритуалы. Например,
примирение конфликтующих сторон часто осуществлялось во время мусульманских
праздников. В ходе судебного процесса медиаторы использовали присягу на Коране,
а в процедуру примирения включался намаз, проводимый муллой.
Наблюдавшийся во второй половине XIX века кризис функционирования большинства общинных
институтов затронул и традиционное право. Как показывают многочисленные
архивные материалы, многие конфликты не заканчивались примирением сторон. Во
многом это связано, как мне представляется, с изменением структуры правосознания. В пореформенное время следование принципу
возмещения уже не являлось обязательным для горца. Чаще всего к медиаторам
обращались под давлением близких и окружения. С этого времени можно четко
различать общинное и индивидуальное правосознание. Причем общинная идеология
оказывала давление на личное правосознание, пытаясь подкрепить свою позицию
общинными санкциями. Тем не менее, общинные санкции в этот период имели уже
слабое воздействие на сельчан, в силу чего российская администрация, стремясь
сохранить традиционную правовую практику, ввела свои санкции для того, чтобы
решения маслиата выполнялись
неукоснительно. Советская администрация свое правовое реформирование, как мы
знаем, начала с поддержки традиционной адатно-шариатской практики. Но уже к
концу двадцатых годов была установлена единая советская система, а традиционная
правовая практика признана нелегальной и уголовно наказуемой.
Практика
государственного права в Дагестане, как советского, так и постсоветского, тесно
связана с правосознанием тех, кто вершил и продолжает вершить государственное
правосудие в республике. Обычно сотрудники прокуратуры, которые расследуют
дела, и судьи Верховного суда, к которым эти дела в дальнейшем попадают на
рассмотрение, — люди, имеющие высшее юридическое образование, но, независимо от
возраста, продолжающие уважать традиционные правосознание и традиционную
правовую практику горцев. Верховный суд и в прошлые годы, и до сих пор не
обращает внимания на информацию о попытках или фактах выплаты родственниками
обвиняемых компенсации семьям потерпевших. В первые годы Советской власти
подобные действия жестоко преследовались правоохранительными и судебными
органами. Позднее в республике к применению традиционного права стали
относиться более терпимо. Если человеку был причинен физический ущерб во время
бытовой ссоры или при аварии, то, как свидетельствуют материалы прокуратуры РД,
уголовные дела в этих случаях возбуждаются либо по заявлению потерпевших или их
родственников, либо по решению правоохранительных органов. На практике
потерпевшие редко сами проявляют инициативу, и милиция вынуждена составлять
протокол только тогда, когда случившееся получило широкую огласку. В целом, как
показывает опыт правоохранительной работы в республике, если потерпевшая и
виновная стороны еще до начала судебного процесса примирились между собой, то
правоохранительные и судебные органы прекращают дело. Во многих случаях органы
милиции и прокуратуры не возбуждают уголовных дел даже по фактам изнасилования,
ссылаясь на отсутствие жалоб. Даже при групповых изнасилованиях возможно
примирение с помощью брака. Девушке предлагают самой выбрать из группы
насильников своего будущего мужа.
Подчеркнем, что общинная идеология пытается влиять не
только на индивидуальное правосознание, но и на правосознание государственных
судей, на их решения, на государственное судопроизводство. Каким образом? Как
только произошел конфликт в селе, там проводят собрание, на котором обсуждаются
обстоятельства совершенного преступления и принимается решение об оказании
общественной поддержки либо родственникам потерпевшей стороны, либо
родственникам обвиняемого. После этого сельчане сообщают суду, какое наказание
они считают нужным назначить виновным. При том, что традиционно-правовая
практика приветствуется и общинными, и государственными судебными структурами,
тем не менее далеко не все горцы, даже сельские жители, хотят мириться с
помощью традиционного способа примирения. По моему мнению, общинная идеология в
большей степени направлена на примирение, чем реальная практика.
В этой ситуации мне хотелось бы сказать о том, что
общинная идеология, направленная на примирение, очень ярко проявляется в
создании и популяризации многочисленных общественных организаций, которые
работают по принципу народной дипломатии. На традиционную правовую практику в
урегулировании конфликтов возлагаются большие надежды. На самом деле она
занимает свою нишу, которая не настолько распространена и действенна как, может
быть, хотелось бы общинным лидерам. В настоящее время общинная идеология хотя и
сохраняет отчасти свою регулятивную роль, но в большей степени выполняет
идеологическую роль. В реальной жизни довольно много людей обращаются в
государственный суд.
Примирительное право, вместе
с его системой штрафов (наказаний), ставших средством спорных вопросов
(конфликтов), оказалось бы несостоятельным, а примирение, и составлявшее
главную его цель, невозможным, если бы предусмотренные штрафные санкции не
рассматривались в качестве категории по значимости адекватных нарушенным
интересам противной стороны.
И в этом случае из социально-экономической сферы деятельности человека, многим из известных правовых систем, был позаимствован принцип, служивший изначально в качестве основополагающего для системы разделения труда, согласно этому принципу добровольный обмен товарами и услугами требовал, чтобы участвовавшие в нём стороны пришли к общему мнению относительно равноценности обмениваемых ими товаров и услуг. В результате в основу дагестанского права был положен принцип равноценности или как его принято именовать в юридической литературе “принцип эквивалентности”.