Селимова А.М.

Лаборатория

обычного права 

ЮФ.ДГУ

 

 

Практика примирения   : история и современность

(на примере обычного права Дагестана)

 

Как известно введение института примирения по делам публичного обвинения в уголовное законодательство РФ потребовало внесения изменений в УПК РСФСР, который в статье 9 закрепил право должностных лиц прекращать уголовные дела по указанным основаниям. Новый УПК РФ воспринял идеи примирения по делам публичного обвинения и предусмотрел процедуру принятия решения о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в статье 76 УК РФ (ст. 25 УПК РФ).

В подтверждение гипотезы о том, что примирение может рассматриваться, как естественный способ разрешения криминальных конфликтов свидетельствует история права Дагестана.

Эта типичная для Северного Кавказа ситуация  З.Кожев считает что , «…несмотря на попытки многих русских и европейских путешественников и исследователей нового времени, поверхностно знакомых с Кавказом, изобразить кавказскую действительность как не сдерживаемую цивилизованными государственными механизмами войну всех против всех, историческое прошлое черкесов, равно как и других народов региона, свидетельствует об ином. Черкесия, разделенная на множество феодальных княжеств и свободных горных общин, может послужить историческим примером гибкой дискретной системы, успешное функционирование которой, не в последнюю очередь, определялось высокой степенью эффективности миротворческих механизмов, дававших возможность с минимальными издержками компенсировать социально-политическую децентрализацию Черкесии и связанную с этим потенциальную конфликтность — внутри и внешнеполитическую…»
Автор прав ,факты, подтверждающие естественную природу примирения, можно найти и в обычном праве  народов Дагестана. Все споры между горцами или их родами могли быть разрешены с использованием четырех способов, содержащих различные процедуры: 1) по адатам - разбирательство дел на основе обычаев; 2) маслагатным разбирательством - при отсутствии указаний в адате; 3) по шариату - разбирательство дел религиозным судом на основе предписаний Алкорана;  

          Обычное право народов Дагестана достаточно большое внимание уделяло судоустройству и судопроизводству.

 Традиционное судопроизводство - это та сторона организации общественных отношений, которая чаще всего непосредственно, иногда опосредованно связанна с любой сферой жизнедеятельности общества, с любой стороной семейного быта, общественного быта, с духовной культурой конкретного общества, а также социальными и имущественными отношениями в коллективе людей. Вопросы, связанные с судоустройством и судопроизводством всегда находились под пристальным вниманием и изучением ученых. Однако, несмотря на достаточно детальную изученность данной темы, обращение к ней всегда актуально. Исследования в основном носят фундаментальный характер. Но вместе с тем существует необходимость освящения некоторых аспектов, связанных с устройством суда, осуществлением судейской власти, которые носят достаточно узкое содержание и имеют свою специфику.

          Для традиционного дагестанского судопроизводства характерен биюридизм: правовая жизнь здесь регулировалась и адатом, и шариатом. Адаты, испокон веков, еще до шариата, лежали в основе правовых отношений горских обществ.     Адат отражал в себе значимость, место и роль кровнородственной организации внутри джамаата, регулировал сферу семейных отношений, всегда отдавал приоритет интересам общества перед интересами члена этого общества, отдельно взятой семьи, группы семей.

          Не вдаваясь в характеристику судопроизводства, хотелось бы остановиться на ином способе улаживания спорных вопросов, существовавшем  в дореформенный период.  Очень часто многие тяжбы оканчивались без судебного вмешательства, по мирному соглашению обеих сторон, т. е. маслаатом.         В науке маслаат (от араб. «маслахIат» - общее благо, выгода, в интересах сторон) определяется как «универсальная  и  самая  совершенная  форма  разрешения  конфликтов, традиционно  имевшая  широкое  распространение  в странах  мусульманского  Востока. Более приемлемой и эффективной с точки зрения социальной адекватности, демократизма содержания и правовой прцедуры, состветствия традициям общественного быта и народного менталитета формы разрешения конфликтов, в практике других народов не встречается».[i]

           Маслаат занимал промежуточное положение между судом по адату и судом по шариату.        «Средину между судом по адату и шариату заняло решение некоторых гражданских дел по маслаату, т.е. мировою сделкою при пособии посредников».[ii] 

Стороны прибегали к маслаату, не обращаясь в суд, выбрав посредников. Бывали случаи, когда судьи сами при разбирательстве дела предлагали сторонам  окончить дело по маслаату. Ф.И. Леонтович отмечал: «К разбирательству дел по адату суд приступал только после «совета помириться», маслаата».[iii]  Если стороны были согласны, то в случае принятия маслаатного решения  в лице посредников и объявления его, никто из них не имел право выражать недовольство и обязан был исполнить решение маслаата.

                   «Мировое разбирательство дел, происходящих от несогласия между членами общества, служило преобладающим источником горских адатов. Суд посредников, не находя в адате установлений на новые случаи, должен произносить решения еще не бывалые, хотя и применяющиеся к общему духу адата».[iv] Как отмечает А. Акбиев «маслиат, с одной стороны, являлся способом мирного улаживания спорных дел, с другой – источником возникновения новых адатов».[v]   

По древним обычаям всякие наказания, тем более убийства, не могли быть совершены в присутствии женщины и откладывались до другого случая. Если же столкновение предвещало несчастье, то вмешательство женщины могло предотвратить его. Для этого женщине стоило только выйти с распущенными волосами, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися противниками. Если это касалась сына, мать говорила ему: «Прекрати. Пусть молоко из моих грудей будет тебе ядом, если ты не изменишь своего решения». Это считалось самым тяжким проклятием, и сын, считаясь с матерью и женщинами вообще, уступал.

Дагестанцы никогда не оставались равнодушными во время ссор или мести. В местах стычек, кто бы не присутствовал, но самый старший и авторитетный, сняв папаху и выставив руки от имени всех святых и Аллаха обращался к дерущемся с просьбой пощадить свои жизни, не истязать друг друга. Такое заступничество предотвращало и кровавые драки.

Лтмеченной статье Кожев приводит очень интересный материал о преговорах «…Вся процедура переговоров была продумана таким образом, чтобы предотвратить саму возможность проявления переговаривающимися неконтролируемых эмоциональных реакций. Примечательно, что процедура проведения переговоров, описанная Хан-Гиреем на черкесском материале, практически полностью идентична той, что наблюдал в 1781 году в Осетии русский офицер Штедер во время переговоров между дигорскими владельцами- бадилатами и восставшими крестьянами. «Согласно обычаю, — пишет Штедер, — бадилаты и народ расположились друг против друга: в 200 метрах». Переговоры велись через двух вестников, которые ходили от одного круга переговаривающихся к другому, причем «в серьезных и трудных случаях вестники говорили не на своем родном языке, но на татарском или черкесском, а оратор передавал это вольным переводом или дословно»...» А в Дагестане примерный обряд примирения кровников заключался в следующем. Родственники убитого собирались все вместе в назначенный день. Старики, кадий приводили убийцу и ставили его вдали от родственников убитого, так, чтобы можно лишь рассмотреть его лицо. Кадий становился посередине и молился о примирении враждующих, оканчивая молитву чтением фатихи, которую повторяли за ним и примиряющиеся. По окончании молитвы, кадий вытирал лицо руками в знак благодарности богу за ниспосланный мир. После этого прощения все родственники убитого приглашались на угощение. Как только подходили к дверям дома, где предполагалось угощение, убийца с обнаженною головою падал на землю и не вставал до тех пор, пока ближайший родственник не скажет ему: «встань, мы простили тебя». Присутствующие должны были поднять его. Во время угощения прощенный канлы стоял без папахи и пил из одной чашки с родственниками убитого. По окончании угощения, родственники убитого возвращались домой. У ворот стояла заранее приготовленная лошадь, оседланная и обвешанная оружием. Ближайший родственник убитого брал лошадь и раздавал оружие остальным своим родственникам. Женщины семейства убитого получали в подарок отрез шелкового материала на платье[vi].

          У всех народов Северного Кавказа и Дагестана процедура маслиата проходила примерно в одинаковой форме, за исключением некоторых различий. Наиболее наглядно процедуру маслиата можно проследить при  совершении убийства. Здесь адаты достаточно подробно регламентируют порядок проведения маслиата между двумя сторонами.



[i] Магомедсалихов Х.Г. Маслаат. Традиционные формыразрешения конфликтов у аварцев в Х1Х-нач. ХХ вв. ДНЦ РАН ИИАЭ. – Махачкала: Эпоха. 2003. С.35

[ii] Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним./ССКГ Тифлис 1868, Т.1. С.6.

[iii] Леонтович Р.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1882.С.8.

[iv] Леонтович. Указ. соч. С.7.

[v] Акбиев А. Общественный строй кумыков в ХVII-XVIII вв. С.219

[vi] Магомедов Р.М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Мах., 1969. С.106