*120219*
Педагогика /Проблемы подготовки специалистов
Преподаватель
Альмухамбетова Л.Н.
Кафедра
музыкального образования и хореографии КазНПУ им. Абая
Республика
Казахстан, г. Алматы
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ
УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ
Профессиональная подготовка кадров для
полноценной в творческом отношении деятельности во всех областях музыкального
искусства, воспитание не только исполнителей-инструменталистов, но и
эстетически развитых и самостоятельно мыслящих музыкантов, ставит в области
музыкального образования серьёзные задачи перед будущими педагогами, учителями
музыки и пения в школе. Возрастает требование к профессиональному мастерству,
включающему не только высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими
навыками и приемами, но и психологическую компетентность, что предполагает
знание психологических аспектов профессиональной деятельности и умение
применять полученные знания на практике.
Проблема
музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на
сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных. Данная проблема
изучалась в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции
музыкально-исполнительской деятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова,
Д.П. Орлова); эмоционально - эстетическое развитие студентов в процессе
учебно-музыкальной деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.Д
Половская); структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущей
профессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф. Брайченко, Л..В. Годик, Л.Г.
Коваль, Т.П. Королёва).
Однако, несмотря
на имеющиеся исследования в данной области, возможности эффективного
формирования готовности студентов в системе музыкально-эстетической
деятельности недостаточно полно изучены.
В формировании и
развитии индивидуальных способностей большую роль играет целенаправленное
влияние извне. Для этого будущим учителям музыки нужно знать индивидуальные
особенности учащихся и возрастные закономерности развития их психологических
функций.
Достичь значительных
творческих результатов в учебной художественно - эстетической деятельности
можно лишь учитывая их индивидуальные психические особенности, эстетическую направленность,
интересы, мотивацию учащихся.
Потребность в
музыкально-эстетической деятельности выражается в эстетическом отношении
учащихся к искусству и окружающей действительности. Она представляет собой
единство их природных задатков, их художественно - эстетическую направленность,
в результате которой у них формируется эстетическое отношение к самому себе,
своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.
Характеризуя формирование и развитие творческих способностей, следует
подчеркнуть особую роль в этом всестороннего и гармонического развития личности
студента. Это означает, что в процессе их вузовской подготовки важно уделять
внимание не только формированию их музыкальных, исполнительских навыков, но на
развитие их личности. Яркая и выразительная личность будущего учителя музыки
обеспечивает их большую популярность и востребованность.
Так И.П. Волков
подчеркивает, что творческая деятельность рассматривается, в первую очередь,
как деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств
творческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильности
памяти, живости воображения, терпеливости, тонкой чувствительности [1].
Музыкально-эстетическая деятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей. Она объединяет в себе такие виды деятельности, как восприятие художественного произведения, его переживание, интерпретацию в исполнении.
Художественный
образ играет направляющую роль в отборе исполнительских действий, их анализе,
обобщении.
Успешная
художественно-творческая деятельность зависит от индивидуальных способностей
личности обучающегося. К способностям можно отнести как специальные музыкальные
(слух, ритм, эмоциональное восприятие и т. д.), так и общепсихологические
особенности человека.
Музыкальные
способности относятся в психологии к специальным способностям. Но четкое
разделение на общие и специальные способности является односторонним подходом к
этой проблеме. Б.М. Теплов подчеркивал, что специальные музыкальные способности
несут в себе общие способности, «... точнее было бы говорить не об общей и
специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности » [2].
В отечественной
психологии проблема способностей рассматривается в русле теории деятельности.
Б. М. Теплов понимает под способностями индивидуальные психологические
особенности, отличающие одного человека от другого. Навыки, знания, умения
человека еще не характеризуют его способности [2].
Также известный психолог Б.М. Теплов
считает, что специфическим для музыкального переживания, восприятия являются
эмоции, чувства, настроения. Только через выражение эмоций музыка может
передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию
человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания -
сохранить эмоциональную природу восприятия по мере усложнения средств
выразительности [2].
Музыкальное восприятие, по мнению
американского педагога и психолога Д. Марселла, создает «фундамент будущей
музыкальной культуры». Поэтому вряд ли стоит подвергать сомнению тот факт, что,
наряду с основными музыкальными способностями, оно требует целенаправленного
развития и в сфере музыкального воспитания и образования, в том числе и
специального. Если педагог ограничивается только обучением техническим навыкам,
подготовкой к успешным концертным выступлениям и экзаменам, он никогда не
воспитает настоящего музыканта. Потому что музыку, прежде всего, надо понимать
и сопереживать, в ней надо уметь слышать смыслы.
Большой вклад в
разработку проблемы музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая,
А.Д. Костальский, Е.В. Назайкинский. Так, Е.В. Назайкинский отмечал, что
восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми
обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как
эстетически художественный феномен [3].
В современном подходе проблема музыкального восприятия
представляется не как пассивный процесс постижения музыки, а как активное
постижение личностью смысла музыкального произведения.
Оно предполагает введение в постижение и интерпретацию
музыкального произведения глубоко личностного смысла, поэтому готовности
студентов к музыкально-эстетической деятельности и его формированию на
различных этапах этому виду деятельности уделяется ведущее значение.
Эстетическое восприятие в художественном образе как бы является той призмой, через которую он
смотрит на объект, как на эстетическую ценность. Это помогает студентам в
опыте эмоционального переживания определить свое отношение к социальным
объектам, к людям, к окружающей действительности.
В структуре музыкально-эстетической деятельности
студентов выделяется такой компонент как восприятие музыки в различных полюсах:
для слушания; для её исполнения; для развитие сенсорных способностей; восприятие как
музыкально-образовательная деятельность общего характера.
Эстетическое восприятие художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и занимает определяющее значение в структуре музыкально-эстетической деятельности.
Музыкально-эстетическая
деятельность направлена на формирование у подрастающего поколения
эмоционально-положительного и деятельностного отношения к музыке, навыков
творческого музицирования, сознательного её восприятия, понимания характера и
логики её развития.
При рассмотрении направления и содержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки большое значение приобретают такие факторы, как:
1)
владение
высоким уровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферах
музыкального искусства, на которых базируется его профессия;
2)
владение
широким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
3)
умение
использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на уроках
музыки творческой активности, заинтересованности;
4)
умение
применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из
главных задач эстетического воспитания школьников.
Музыкально-эстетическая
деятельность учителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений,
знанием характера музыкальных произведений, их выразительных средств, умением
их творческого исполнения. Специфика творческих умений и навыков учителя
выступает в качестве повышения эффективности воспитания школьников.
Ведущим
мотивом творческой деятельности учителя музыки по мнению Л.Г. Арчажниковой есть
интерес к педагогике и к музыкальному искусству, которые проявляются как потребность
восприятия, понимания в исполнении музыкальных произведений, стремление к
глубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщить школьников к
музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку [4].
С
этих позиций творческому развитию студентов, как неотъемлемой части
формирования профессиональной готовности к будущей музыкально-эстетической
деятельности нужно отводить одно из ведущих мест.
Как
отмечает Л.А. Рапацкая, система подготовки учителя музыки должна
функционировать не только в контексте сегодняшнего дня, но и прогнозировать
задачи музыкально-эстетического воспитания школьников на будущее [5].
Поэтому
разрешение проблемы деятельностного подхода к обучению музыки предполагает
формирование профессионально компетентного, методически подготовленного
студента.
Формирование
профессиональной готовности к музыкально-эстетической деятельности
предусматривает также адаптацию к будущей педагогической профессии; повышение
эффективности общего и музыкально-эстетического образования; формирование
умений самосовершенствования, что возможно, как нам представляется, только при
условии творческого характера деятельности.
Для
решения задач исследования проблемы формирования готовности студентов к
музыкально-эстетической деятельности предполагается построить обучение с
широким использованием музыкального творчества в различных видах
музыкально-эстетической деятельности, осуществление внутри дисциплинарной и
междисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов.
Это
предполагает формирование готовности студентов к организации творческой
музыкально-эстетической деятельности школьников, как этого требуют новые
программы преподавания школьного предмета «Музыка», поскольку современный
учитель - это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытие
музыкально-эстетической красоты школьникам, а также раскрытие их талантов.
Литература:
1.
Волков И.П. Учим
творчеству. - М.: Педагогика, 1989.- 110 с.
2.
Теплов Б. М. Способности
и одаренность / / В кн. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-
М., 1982 .- С. 31 - 34.
3.
Назайкинский Е. О
психологии музыкального восприятия. - M.:
Музыка, 1972. - 383 с.
4.
Арчажникова Л.Г.
Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1984. - 109 с.
5.
Рапацкая Л.А.
Культурологические факторы совершенствования подготовки учителей музыки. -
Ярославль, 1986. - с.48.