*120001*

Людмила Кожевникова

Николаевский национальный университет им. В.А Сухомлинского (Украина)

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

БУДУЩЕГО СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

 

Сегодня, когда происходит закладка (с использованием положительных научных данных ученых разных поколений) методологических, ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования, возникает необходимость преодоления ограниченности к подходу, связанного с развитием в её сфере только двигательных способностей студентов. Потому что, данный подход (при всей его важности), не дает чувствительных результатов при формировании у человека истинно физической культуры. Последняя в нашей стране не стала необходимостью, самоценностью большинства людей, на очень низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге), не давая запаса «прочности» в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической стойкости и эмоционального удовлетворения [7].

Будущее нашего государства, которое имеет богатую тысячелетнюю христианскую культуру, зависит от христианского воспитания, от содержания тех ценностей, которые закладываются в сердца молодежи. В то же время, если государство хочет иметь физически здоровых и сильных граждан, не должна стоять в стороне от проблем теловоспитания и спорта, целью которого является укрепление и развитие тела. Вместе с телесными качествами закаляются и формируются такие духовные качества как, воля, решительность, отвага, товарищество и, даже готовность к самопожертвованию ради высокой цели [1].

В связи с этим стоит существенно повысить (не отбрасывая значимости научно-методических разработок по формированию двигательной сферы человека) роль личностных характеристик людей, принимающих участие в процессе освоения двигательного действия. Визитей Н.Н., о взаимообусловленности физического совершенствования личности, справедливо отмечал, что «проблема физической культуры личности является при близком рассмотрении равной проблеме моральной, интеллектуальной культуры личности. Мы в очередной раз убеждаемся, что культура единая (и в этом смысле одна), требует единства, целостности человека» [4]. Только это позволит реально подойти к формированию физической культуры человека с расчетом понимания её целостности, соматопсихического и социокультурного единства.

Материалы исследования (основанные на рассмотрении соотношения биологического и социального, телесного и духовного в физической культуре, взгляде на нее с позиции теории культуры, современного понимания сущности физических упражнений и их влияния на человека, учета единства функционального, ценностного, деятельного аспектов ее содержания и многих других вопросов) свидетельствуют о том, что в сфере физической культуры развитие двигательных способностей человека существует неразрывно от развития его личностных качеств, более того – определяется ими. Фактически культура физическая – та же общая культура с преимуществом ее духовной стороны, но реализована специфическим способом через  сознательно окультуренную двигательную деятельность (физкультурную деятельность), безусловно, с учетом биологических закономерностей развития организма человека.

Духовное начало у человека, в конечном счете, формирует его. При этом духовность определяет целостную активность человеческой психики и ее социально-культурную детерминованность и содержание. Она рассматривается как интегрированное целостное понятие, включающее в себя разные понятия, связанные  с проявлением внутренней психической жизнью человека (сознательность, подсознание, знания, мышление, интеллект, психика). В фундаменте этой целостности находятся нужды человека, формирование которых и является, в конечном счете, ее исполнением.

В сфере физической культуры духовность обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, представления, чувств, в процессе совместной деятельности двигательного действия занимающихся, в связи с освоением, суть которого связана с двигательной и неизменно духовной сторонами. Именно в процессе данной групповой (а иногда и индивидуальной) духовной практической деятельности до начала исполнения двигательного действия (а не в результате ее), включающие обмен содержаниями и ценностями, связанных с системой познавательных, проектно-содержательных, оценочных, коррекционных и других действий и происходит становление  и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса (любителей, спортсменов, тренеров). Поэтому важнейшей методологической и практической проблемой сферы физической культуры является разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм проведения занятий, в которых духовное и физическое в человека были бы едины, когда бы создавались условия для разностороннего и внутреннего формирования у него разнообразных  запросов [5].

Сегодня дело даже не в определениях понятия «культура» (которых есть уже достаточное количество и вряд ли будет когда-нибудь принято единое), а в глубине общей концепции культуры, что в целом можно представить как наивысшую степень облагораживания, вдохновения и очеловечивания природных и социальных условий жизни и человеческих отношений, освоенную нынешним и переданной последующим поколениям.

Именно проблема «очеловечивания» физического (естественного) в человеке, рассмотрения физического как личностного, проблема сохранения и усиления, а при необходимости – восстановление физической способности статуса интеллектуальной, моральной, эстетичной способности – и  является центральной проблемой и теории и практики физического совершенствования личности, развитие ее физической культуры. Несмотря на это и сегодня физическое совершенствование личности все еще часто рассматривается как идеальный показатель физического развития, и в меньшей степени затрагивается духовная сфера человека, что не вполне оправдано с позиции целостного подхода к человеку, ее соматопсихического и социокультурного единства. В то же время в структуре физического совершенствования личности на современном этапе развития общества в последние 15-20 лет все более четко просматривается тенденция перехода от развития физических (не исключающие их) к духовным ее способностям (связанных с психическими, интеллектуальными, моральными и другими компонентами), к тесной взаимосвязи между ними. «Физическое  совершенствование невозможно без морального, эстетического, интеллектуального совершенствования личности, - отмечал Н.Н.Визитей, - и точно также, каждая из последних невозможна без совершенствования физического» [3]. Это и является проявлением закономерности и взаимосвязи, усиливающееся социально и биологически, телесного и духовного в человеке в направлении всестороннего и гармоничного развития личности.

Содержательный анализ физической культуры (ее функционального, ценностного, деятельностного  аспектов) свидетельствует о том, что она, как никакой вид культуры, имеет большие возможности для формирования всесторонне развитой личности  [6]. Хотя в реальной физкультурной практике (с позиции структурно-содержательного анализа понятия всесторонне развитой личности) эти богатые возможности в силу разрыва соматопсихического и социального единства человека (ее целостности), используются далеко не в полной мере. И прежде всего, слабо представлены такие элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проектное саморазвитие, творчество личности, связанные с удовольствием и формированием духовных   запросов, являющиеся первичным импульсом любой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием чаще всего только двигательной сферы студентов. В физической культуре в этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, умственных, творческих, коммуникативных потенциалов человека, с формированием у него личностной физической культуры. Нарушается и соразмерность в таких индивидуальных формах общественной всесторонности, как гармоничность, целостность, универсальность.

Все это требует реального (а не декларативного) теоретико-методологического переосмысления сути физической культуры, раскрытие ее духовного, социокультурного содержания и реализации его в практической деятельности.  С позиции всестороннего развития человеческих способностей необходимо обратить особенное внимание на содержательные создания самореализации (самосознание, самоопределение, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение), связанные с освоением и реализацией деятельности объективных ценностей (материальных и духовных) физической культуры, опирающиеся на творческую духовную деятельность. Именно это и допускает всестороннее развитие человеческих возможностей и способностей как самоцели.

В реальной же практике искусствоведения все еще превосходит однобокий подход к предмету воспитания – человеку. Специалисты–искусствоведы акцентируют внимание на социокультурной стороне личности человека (оставляя без внимания ее соматопсихическую сторону), а исследователи в области физической культуры – на соматопсихической (упуская с поля зрения социокультурную сторону). В результате теоретики–искусствоведы до сегодняшнего времени часто не включают физическую культуру в общую культуру, а специалисты физической культуры мало используют в своей деятельности теоретические разработки общей теории культуры. И в том, и в другом случае выразительно просматривается разрыв целостности и единства человека, всех его проявлений, что, безусловно, приводит к потерям в воспитательном процессе и отрицательно отражается на всестороннем развитии личности.

Ведущая роль в формировании такого студенчества  должна уделяться качественной стороне физкультурной деятельности, где необходимо единство идеальной (духовной) и практической (двигательной) сторон, связанных с  воодушевлением телесности. Это требует от преподавателя (передатчика студентам ценности физической культуры) создания особенной «духовной субстанции» - образа педагогической ситуации с решением специфических заданий (где и происходит его взаимодействие со студентами, их межличностные отношения в общей коллективной деятельности), который должен характеризоваться самостоятельностью, оригинальностью, индивидуальностью. Педагогический эффект должен состоять не только в приобретении студентами новых физкультурных знаний, двигательных умений и навыков, развития положительного мотивационного отношения к физической культуре, но и выражаться в их возвращении  к саморазвитию, самовоспитанию, к формированию широкого круга запросов, так как запросы порождают личность, а значит, и культуру вообще.

В физической культуре объективно представлены все основные виды запросов (материальные – связаны с развитием двигательных способностей, двигательных умений, навыков и  духовные – удовлетворяются в познавательной, ценностно-ориентированной, проектной, коммуникативной, эстетичной деятельности), реализованы при  помощи физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека. В большинстве решение этого комплекса вопросов определяется и высокой эффективностью функционирования средств массовой информации, их функцией образования и воспитания. По мнению авторов должна вырасти их роль в отношении физической культуры:

• в создании положительной общественной мысли о ней, связанной с раскрытием ее культурных, воспитательных, социально-экономических потенциалов;

• в формировании полноценных знаний о ней;

• в связи с ролью во всестороннем и гармоничном развитии личности (ее моральным, духовным, эстетичным воспитанием);

• в пропаганде всей полноты ее ценностей (а не только в укреплении здоровья, профилактике заболеваний, улучшении самочувствия и др.);

• здорового образа жизни и формирование физической культуры личности.

 Всестороннее развитие личности чаще рассматривается как идеал, где физическое совершенство (которое понимается как единство духовного и физического) является ее неотъемлемым компонентом, что необходимо рассматривать не с позиций среднестатистических норм физического развития (связанных с фиксированным перечислением признаков), а в связи  с разрешением личностных запросов занимающихся, с прогрессом их физического развития,  как мотив физкультурной деятельности личности. В связи с этим важно заострить внимание на понятиях «культура личности», рассмотренное как базовое, относительно понятия «всесторонне развитая личность», а также «физическая культура личности». К сожалению, как в искусствоведении, так и в сфере физической культуры, осмысливание данных понятий является редким исключением, а теоретические и методологические пути их формирования почти не разработаны.

Соответственно до понимания культуры личности как результата творческой, внутренней, духовной ее деятельности по превращению внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека, можно согласиться, в рамках развивающейся нами концепции, с рассмотрением физической культуры личности на базе приоритета ее духовной стороны как триединства ее компонентов:

• аксиологичного (касающегося ценностно-ориентированной сферы, включая ценностно-моральные, ценностно-эстетические и тому подобные ей компоненты);

• образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков;

• потребительского (отображает состояние иерархии мотивационно-потребительской сферы) относительно к приобретению ведения и совершенствования физически культурного, оправданного образа жизни.

Под воспитанием физической культуры личности автор [2]  понимает активное влияние не только на физические способности человека, но прежде всего на его чувства и сознательность, психику и интеллект, обеспечивающие формирование стойких социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и запросов в сфере физической активности и здорового образа жизни. Отсюда следует, что роль физической культуры во всестороннем развитии личности тесно связана со всеми ее структурными компонентами. Это далеко не просто физическое совершенствование человека как результат его занятий физическими упражнениями, но и творческое отношение к своей личности, где духовная сторона играет значительную роль. Таким образом, физическая культура связана с формированием целостности человека во всей полноте ее соответствующих сил. Именно сквозь призму человеческого измерения это явление раскрывает свои потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.

Приобщение молодого человека к физическому развитию, воспитание у него стремления к победе, учит его быть таким, кто ищет и находит, делает его личностью. Физическая культура приобщает молодежь к здоровому способу жизни, ведь одной из многочисленных проблем современности является то, что молодой человек часто  не в состоянии почувствовать себя нужным, важным, таким, что может чего-то достичь. Сегодня это особенно важно, когда одиночество и разочарование вынуждает молодежь искать выход и тем выходом для нее чаще всего становятся наркотики, алкоголь и другие  вредные привычки. Поэтому очень важной в наше время является постоянная работа с молодежью. Жизнь – это движение, это движение вперед. Человек должен стремиться к совершенствованию, преодолевая многие барьеры, часто падая, и поднимаясь, продолжает движение. Движение – это и есть наша жизнь.

Выводы.

• Важнейшей методологической и практической проблемой сферы физической культуры является разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм проведения занятий, в которых духовное и физическое в человеке были бы едиными, когда бы создавались условия для разностороннего и внутреннего единого формирования в ней разнообразных запросов.

• Физическая культура связана с формированием целостности  человека, как личности,  во всей полноте его имеющихся сил.

• В сфере физической культуры духовность реализуется в процессе единения внутренней и внешней сторон физкультурной деятельности, обусловленная приоритетным развитием культуры мышления, представления, чувств во время совместной двигательной деятельности в связи с освоением, суть которого связывается с моторикой и неизменно духовной сторонами.

Литература.

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г.Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. – 189с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К.Бальсевич. – М.: ФиС, 1998. – 234с.

3. Визитей Н.Н. Физическое совершенство как характеристика всесторонне и гармонически развитой личности /Н.Н. Визитей // Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека. – М., 1985. – С. 34-42.

4. Визитей Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты /Н.Н. Визитей. – Кишинев: Штиинца, 1989. – 126с.

6. Молчанов С.В. Триединство физической культуры /С.В.Молчанов. – Минск: Полымя, 1991. – 238с.

7. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии ХХІ века /Ю.М.Николаев. – СПб, 1998. – 125с.

8. Пономарчук В.А. Физическая культура и становление личности /В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев. – М., 1991. – 184с.