*120172*
Магистр педагогики, соискатель Кашкаров А.П.
Российский государственный педагогический университет, Россия
Роль библиотек в новом
информационном обществе: несколько эффективных примеров
Сегодня, когда в обществе во главу угла ставится
достижение успеха едва ли не любой ценой, воспитание доброты, терпимости,
честолюбия, жажды творчества, признание достоинств и успехов чуть ли самый
главный метод социального ориентированного воспитания. Очевидно, что первые
успехи в чтении обеспечивают ребенку эмоциональный комфорт, развивает
уверенность в том, что он не только «краше всех», но и «лучше всех». Но что
сделать с тем, что современное «информационное общество» ориентировано, прежде
всего, на получение информации, ее анализу, переосмыслению? Очевидно, что уметь
читать еще недостаточно; нужно учиться посредством чтения, накапливать опыт,
что впрочем, эффективно дает знакомство с художественной литературой, в том
числе в стенах библиотеки. Как приобщить к чтению, прежде всего, художественной
литературы – над этим работали лучшие психологи и философы (от Вальдгарда,
Рубинштейна, Ананьева и Выготского) не одно поколение.
Да, библиотека способна противодействовать
деградации личности, если действительно сделать так, чтобы Чтение стало
Учением. Есть проблема: сегодня в библиотеке четко прослеживаются
тенденциозность работы в сторону предоставления лишь информации (и
информирования). С другой стороны среди читателей-клиентов библиотеки мы имеем
общество, данность, которую трудно изменить «библиотечными методами» по крайней
мере, в краткосрочной перспективе; хотя бы потому, что не библиотека и не
библиотечные работники являются проблемными факторами (последствий того
масштабного явления, что люди «не читают»). Имеем сложившееся общество: в
библиотеку уже приходят люди в устойчивой ориентацией в основном на
информационные услуги. В подтверждение тому - результаты исследований,
проведенных с моим участием в 2011 году, опубликованные в [1].
Итак, проблема обозначена. Вариативные пути решения
рассмотрим на практических примерах в части мотивации детей (нашего «завтра») к
вдумчивому чтению, как к средству развития гармоничной личности не только через
информирование тестом, но и через сопереживание при чтении художественной
литературы. Термин «вдумчивое чтение», к слову, разработан к.п.н. Тихомировой,
признанным специалистом по детскому чтению в России [2]. В современной
трактовке чтение - это специфическая форма языкового общения людей посредством
печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.
Чтение - не одностороннее воздействие произведений на читателя, выражающееся в
пассивном восприятии, усвоении содержания текста, а активное взаимодействие
между коммуникаторами (создателями текста) и реципиентами (читателями). В ходе
чтения происходит процесс «сотворчества» автора и читателя - творческая
деятельность, в результате которой возникает новое качество читающего человека;
так учит Тихомирова.
Действительно, есть несложный прием, который
действует эффективно и может быть востребован особенно в юношеских библиотеках.
Перед ребенком вы торжественно объявляете, что есть
секрет, по которому в любой книге есть «волшебные» места. Называете
какую-нибудь известную книгу, к примеру, Лии Гераскиной «В стране невыученных
уроков» (Волшебное происшествие) – Москва, Махаон, 2008, и наглядно – по тексту
- показываете все видимые достоинства произведения: сюжетную линию, главных
героев и иллюстрации.
«У моего папы есть серебряный портсигар. На нем
вырезаны две переплетенные буквы Д и П. Папа объяснил, что это называется
вензелем. Так вот этот забор и был сплошным вензелем. Мне даже кажется, что он
был и не каменный, а из какого-то другого материала» - интересное сравнение
настоящее забора с набором буквенных форм, напоминающих вензель. А теперь
настает очередь ребенка – он сам возьмет в руки эту (и другие книги), и находит
в них как можно больше интересных и познавательных «изюминок». Если ваш визави
затрудняется, то ему можно подсказать какое-нибудь очевидное достоинство
произведения. Повторения не страшны, однако постарайтесь расширять кругозор
ребенка поиском новых положительных и хороших качеств книги.
Мышление школьника или юноши и его действия всегда
рядом. Здесь на помощь приходят игровые технологии - одна из уникальных и
универсальных форм наглядного обучения, которая позволяет сделать интересными и
увлекательными работу на творческо-поисковом уровне. Эмоциональность игрового
действа активизирует все психологические процессы и функции читателя-школьника.
Другой положительной стороной игры является то, что она способствует
использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал
проходит своеобразную «практику», привносит разнообразие и интерес. То есть
мотивирует. Актуальность игровой формы повышена из-за перенасыщенности
информацией, что и можно использовать на пользу делу. Тогда актуальной задачей
библиотеки становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой
информации (анализ и применение для решения конкретных обучающих задач).
Так одной из форм воздействия в возрастной категории
7-12 лет, развивающей умения и привычку читать художественную литературу,
является дидактическая игра – естественная для ребенка и гуманная форма
обучения новым знаниям через книгу, которую, по замыслу, проводит в жизнь
библиотекарь.
Посмотрим, как можно соединить в чтении текстов
литературно-художественных детских произведений творчество и игру. Одна из
перспективных новационных форм такова: в современной юношеской библиотеке
уместно читать детям вслух: творчески и спонтанно (во время чтения вслух, на
ходу) «обработать» авторский текст, привнеся свой стиль и свои же слова. У кого
это получалось, те знают, что в результате формируется нечто совершенно новое
(текст), но в то же время созданное на базе авторского произведения, которое в
данном примере является импульсом к творчеству по выдумке литературного текста
в части развития сюжета, отличного от авторского взгляда (концепции).
Обратимся для практического примера все к той же
книжке Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков», конкретно – к стр. 63;
здесь, как и во многих других местах, применительно к данной книге, заметен
динамично развивающийся сюжет.
«Мяч выкатился за ворота. Мы побежали за ним. Я
оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из
окна замка. Я помахал им всем сразу обеими руками и бросился догонять Кузю». На
странице книжки показана красочная иллюстрация, что способствует творческому
мышлению - как взрослого, так и ребенка.
Без паузы читаем далее: «Долго еще слышались выкрики
Восклицательного. Потом все смолкло, и замок скрылся за холмом. Мы с Кузей шли
за мячом и обсуждали все, что с нами произошло. Я был очень рад, что не вызвал
Географию, а спас себя сам.
- Да, это вышло удачно, - согласился Кузя. – Мне
припоминается похожая история».
А вот с этого места – заинтересованный читатель
может самостоятельно разыскать оригинальный текст Лии Гераскиной – как
библиотекарь, я добавляю (на практике озвучиваю) свой, спонтанно сочиненный за
доли секунды текст, при этом сохраняя вид человека, «усиленно смотрящего в книгу».
Далее – для примера – мой новый текст (рассказ):
«Однажды Сопа, Бронзик (так звали моих школьных
друзей) и я пошли на железную дорогу «плющить монеты». Со школьных завтраков у
нас всегда оставалась «мелочь» по 2, 5 или 10 рублей. Мы раскладывали ее на
рельсы и ждали приближения поезда. Поезд приближался…».Спешу вас уверить, это
не сценарий ужастика, а совершенно реальная история из жизни 11-ти летних
ленинградский школьников, и даже не самая захватывающая. Подобных историй из
своего детства почти каждый знает достаточно много. И это знание подтверждает
тезис о том, что история, так или иначе, повторяется в новых поколениях и в
новых лицах. Просто у современных школьников свои, соответствующие времени
интересы, к примеру, не «битку покидать» - как раньше – а «в компе зависнуть».
Но одно остается непроходящим сквозь время: интерес
ребенка как тогда, так и сейчас вызывают ситуации необычные, связанные если не
с риском, то хотя бы с эмоциональными переживаниями, соответствующими своей
группе (сообществу). И художественный рассказ о таких историях, порой реальных,
порой выдуманных, роднит библиотекаря с ребенком: дает ощущения приобщенности к
товарищу, понимающему коллеге. И вовсе не обязательно, что ребенок бросится
повторять ваши «шалости»; не бойтесь. Сегодня у детей, ориентированных на
различные удовольствия и потребление, другие интересы. Зато библиотекарь видит
(следует из опыта воздействия на маленького читателя посредством
вышеприведенного приема) – его горящие, порой влажные глаза, неподдельный интерес
и желание знакомится с книгой дальше. Как говорится – что и требовалось
доказать.
Чтобы повторить такой прием, вовсе не надо иметь
«семи пядей во лбу», садиться в позу Лотоса или выходить в «астрал». Достаточно
иметь свободное время и абстрагироваться от насущных проблем, но и конечно
думать на работе о… ребенке, и как ребенок.
Такой прием я практиковал неоднократно – неосознанно
раскрывая в себе (и ребенке) новые творческие качества, а затем и совершенствуя
их. Поэтому, использовать данные рекомендации, на мой взгляд (при желании
благом и непринужденном), можно в любой юношеской библиотеке; взаимная выгода
общения очевидна.
Гармоничное развитие, как деловое, так и личное,
можно строить лишь на основании взаимной выгоды. Но выгода эта не всегда явна,
и ее нужно научиться видеть. Причем таким образом, чтобы у школьника не
возникло чувства, что его чему-то учат. Хороший библиотекарь «учит не уча»,
опираясь на то, что абсолютно в каждом читателе есть заложенные с рождением
способности. Часто ими либо не пользуются, либо расстаются с ними без
какой-либо пользы для себя. И все потому, что не хватает знаний, как
распорядиться своими способностями. В этом аспекте книга – как кладезь
долгосрочного и глубокого опыта пробуждает человеческие способности. Затем идет
анализ накопленного начинающим читателем опыта.
Опыт – это не просто переживание, а осмысленное
переживание. Переживание, которое мы проанализировали и сделали соответствующие
выводы; ведь если человек что-то пережил, но не сделал для себя никаких
выводов, он не получил никакого опыта. Есть новый опыт, его можно встретить в
книгах – там он описан другими людьми и, бывает, задолго до нашего рождения, мы
можем приобрести этот полезный и познавательный опыт для того, чтобы применить
на практике – и сделать жизнь еще прекраснее.
Вероятно, многим приходилось слышать фразу: «Полюби
книгу, и книга полюбит тебя». Как вы думаете, насколько она правильна?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что понимают
под любовью – и что понимать под информацией в книге, обращенной к нам, как
читателям. Переданные через художественный текст эмоции не ограничиваются злом
или добром, успехом или страданием, они бесконечно богаче и многограннее. В
стенах современной, ориентированной на информирование, библиотеки, самый
главный человек, который помогает понять эти истины – библиотекарь. И
библиотекарю под силу соответствовать своему высокому предназначению.
Литература:
1. Очерки
психологии чтения / С.Л. Вальдгард; Предисл. Е.Г. Муравьева, В.В. Ялышева. -
(Библиотековедение: изучая прошлое - созидаем будущее; Вып. 2).
2. Кашкаров А. П.
Беспорядочный хаос моды. - Литературная Россия - №16 от 22.04.2011, с.1-3.
(режим доступа: http://www.litrossia.ru/2011/16/06142.html)
3. Тихомирова И.И. Библиотечная педагогика или Воспитание книгой : учеб.-метод.
пособие для библиотекарей, работающих с детьми. – СПб. : Профессия, 2011. – 384
с.