*120106*
Андрианова Светлана, Бабкина
Анастасия, Кутузова Анастасия,
студенты 3 курса (МГГУ, г.Мурманск)
Символическое
значение наименования растений
в
культуре российского народа
Мысль и язык самым тесным образом связаны
с символикой. По толкованию академического словаря русского языка, символ — это
знак, изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества
предмета. [3, C.563]
Любое слово символично, так как оно несет
не только прямое, но и скрытое значение. Любой реалии жизни можно придать
символическое значение.
В качестве обозначения символического
значения слова, мы опираемся на следующее
определение, предложенное
Иванищевой О.Н.: «Символическая значимость реалии понимается как указание на некий факт, который известен
каждому носителю языка и связан с местом реалии в данной культуре». Значение
этого факта помогает человеку ощущать себя частью этноса, определяя свое
речевое поведение по определенным эталонам, общепринятым в данном этносе
нормам, словесным и поведенческим клише. [4, C.232-233 ]
В нашей статье будет уделено внимание
изучению символики растений в культуре
российского народа, что поможет лучше понять менталитет русского человека,
глубину и широту русской души. Исследование символики растений русского народа
нужно для понимания культурных аспектов народного творчества, так как народное
творчество основано в основном на символике природного мира.
Символика — явление очень сложное и
широкое. Можно наметить три обширных отдела: символика предметная (солнце — око, борода, диск,
древо жизни и т. д.), символика обрядовая (танцы диких, воспроизводящие войну,
охоту, свадебные обряды умыкания и др.) и символика словесная.[3, C.564]
Клюева
Т.В. в своей работе, рассматривая символическую роль названий растений в
русских народных песнях, отмечает, что названия растений, употребляясь, не
только в песнях, но и в пословицах, сказках, заговорах, загадках, поговорках,
сказаниях, могут приобретать
символическое, обобщенное значение, трансформируясь под влиянием
различных воззрений.
Например, в русских песнях береза едва ли
не самое любимое дерево. Береза в них тонкая, высокая, белая, кудрявая. В
русском национальном сознании она постепенно
превратилась в символ родины. Лирическая поэзия часто использовала
березу как идеал женственности, хрупкости, беззащитности/(см., напр., лирику
С.А.Есенина).
Несколько иная картина в народных песнях.
В одной из них («Во поле береза стояла») сохранилось, пожалуй, отдаленное
отражение обычая «заломать березу»: ломать это дерево до Троицы считалось
грехом. Песенные тексты говорят о том, что береза воспринимается как дерево
приятное, светлое, как символ любви и приют возлюбленных: «На той тонкой на
березе / Сидел сиз голубчик»; « Что под той ли белой под березой / Не сиз ли
голубь с голубушкой сидит, воркует, / Не девица ли с молодцем речи говорила»”.
[5,C.10-11]
Необходимо отметить следующие наименования
растений, обозначенные Клюевой Т. В., которые тоже являются символами культуры
русского народа.
«Наибольшей любовью в русских народных песнях пользуются береза,
сосна, рябина, калина, малина, ель, яблоня, груша, ива, сирень, виноград(плод).
Символику рода и пола в русских песнях
реализуют дуб( мужское начало), а также береза, сосна, ель, рябина, груша,
яблоня, сирень, ива, виноградка, виноградинка (женское начало).
Любовную символику в русских песнях предают береза и яблоня как
место встреч влюбленных.» [5,C.23-24]
Яблоня и яблоки занимают центральное место во многих русских
сказках, так как дерево яблоня
ассоциировалась у русского народа с плодородием, богатством, добротой. Часто
яблоки выступают в сказке как целительная сила. Например, из " Сказки о
молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде" [1,C.349-373] мы узнаем, что на Руси существовали
«молодильные» яблоки: если скушать их– становишься сразу молодым и красивым.
Однако, в некоторых песнях яблоня может
терять реальные черты, становится своего рода деревом жизни и национальным
символом. Так, например, у народности эрзя в Нижегородской области
России есть песня о священной яблоне:
В красном углу цветет Святое дерево.
…
У этого дерева по семи фунтов Яблоки.
У этого дерева по всей России Корни. [2,C.34-35]
Символика растений присутствует и в других жанрах
фольклора, например, русская народная пословица гласит: «Что ни дуб, то тулуп,
что ни сосёнка, то избёнка». Где дуб - символ долголетия, мудрости, силы и
выносливости. [9, C.14 ]
В космическом миросозерцании славян
Мировое древо трансформировалось в фольклорный образ дуба, растущего на острове
Буяне, посреди Океана-моря. «На Море-Океане, на Острове Буяне стоит дуб
зелёный», — так начинаются многие русские народные сказки. [ 7,C.1]
Хочется отметить, что особенно ярко растительная символика
выражается в художественных произведениях. В произведениях русской лирики XIX
века помимо предвестника разлуки, сирень может выступать как символ пробуждения
чувств героев ("Вешние воды" Тургенева И.С. [10,C.75 ], в романе "Отцы и дети" присутствие
сирени "сулит" семейное счастье [11,C.26- 58], а в рассказе Куприна А.И. "Куст
сирени" растение становится воплощением истинной супружеской любви.[6, C.192-199]
Ромашка - на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в
литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты,
отзывчивости, доброты и стойкости. Если говорить о символической значимости
ромашки в современном языке, то «ромашка- гаданье о чьей-то любви, когда
выдергивают один за другим лепестки и приговаривают: «Любит, не любит, плюнет,
поцелует»; ромашка аптечная- противовоспалительное народное средство». [4,C.248]
Символически выделен образ ромашек в
стихотворении Рубцова Н. М. «Над вечным покоем» [8,C.174]:
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребён
В такой же белой горестной рубашке…
Исходя из данного стихотворения, можно
сделать вывод, что в образе ромашек символически задействованы две
характеристики: цветовая и национальная. Ромашки — это символ Родины. Цветовая
характеристика образа, со своей стороны, оформляет философские размышления
героя о жизни и смерти. [8,C.174]
Таким образом, символические наименования
растений в культуре российского народа очень широко представлены разнообразными
цветами и деревьями. Огромную связь с представлениями русского народа
обнаруживают образы дуба, березы, яблони, ромашки, сирени и многих других
растений, которые нашли отражения не только в народных песнях, но также в
пословицах, сказках, стихотворениях.
Изучение символики растений важно для
понимания мировосприятия и образа мышления русского народа, принятия и изучения
художественного наследия.
Литература:
1. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки в трех томах [Текст] / А.Н. Афанасьев .- М.: Наука,1984-1985. -505 с.
2. Борейко, В. Е. Древа жизни и священные рощи : лесной фольклор [Текст]/ В. Е. Борейко. – Киев : Киев. эколого-культур. центр, 2000. – 212 с.
3. Брокгауза, Ф.А. , Ефрона, И.А. Энциклопедический словарь [Текст]/Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.- том 58. ---С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, издательство «Терра», 1890—1907. --911с.
4. Иванищева, О.Н. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре[Текст]: дис. … док. филолог. наук:10.02.19:утв. 27.01.06/ Ольга Николаевна Иванищева.- СПбГУ, 2005.- 410 с.
5. Клюева, Т.В. О символической роли названий растений в немецких и русских народных песнях[Текст]/ Т.В. Клюева. — М.: «Экон-Информ», 2004. – 48 с.
6. Куприн, А. И. Куст сирени / А. И. Куприн.- Собрание сочинений в 9 томах. – Т. 1. – М.: Правда, 1964. –545с.
7. Пушкин, А.С. Сказки. Руслан и Людмила[Текст]/ А.С. Пушкин .-М.: Эксмо-пресс, 2012.- 240с.
8.
Рубцов, Н. М. Над вечным покоем [Текст]/ Н. М.
Рубцов.-Собрание сочинений в 3 т. – Т. 1: Стихотворения. 1942–1967//Сост.,
вступ. ст., примеч. В. Зинченко. – М.: ТЕРРА, 2000. – 352 с.
9. Санжаровский, А.Н. Природы краса [Текст]/ А.Н Санжаровский.-М: Детская литература, 1981.-130 с.
10. Тургенев, И.С. Вешние воды [Текст]/ И.С. Тургенев.-М.: Государс-твенное издательство художественной литературы, 1949. –136с.
11. Тургенев, И.С. Накануне. Отцы и дети [Текст]/И.С. Тургенев. – М.: Художественная литература, 1979. –334с.