*119984*

Философия/4.Философия культуры.

 

Магистрант Султанбаева Ю.Н.

Мурманский государственный гуманитарный университет, Россия

Философско-культурологический подход к осмыслению  термина «символ» как феномена культуры

 

Через символы народы, принадлежащие к разным языкам и культурам, могут сформировать то смысловое пространство, в котором станут наиболее возможны акты общения и взаимопонимания. [5,C. 3]

 Поэтому целью данной статьи является осмысление термина «символ»  как ключевого феномена языка и культуры. Для этого необходимо выяснить  значение, сущность и природу символов.

В данной статье будет рассмотрен философско-культурологический (Э. Кассирер, И. Кант, Лотман Ю.М., Лосев А.Ф., Д. Скорупски, Тен Ю.П.) подход к изучению природы символического.

В XX веке мощный импульс интереса  к проблеме символа пробудила теория символических форм Э.Кассирера. Э.Кассирер представил символ универсальным способом объяснения духовной реальности. Согласно философу символ-это форма, в которой находит свое выражение всякое проявление духа. Автор сделал понятие символа предельно широким понятием человеческого мира: человек есть  Homo symbolicus; язык, миф, религия, искусство и наука представляют собой суть «символические формы», посредством которых человек  упорядочивает окружающий хаос, а все институты общества- это лишь видимость и символы нашего существования. Яковлева М.В. отмечает, что «Я мыслю» И. Канта становится «Я мыслю символически» у Э. Кассирера. Согласно  этому без символизма жизнь человека невозможна либо была бы ограничена в пределах его биологических нужд и практических интересов. Отказ от символа приводит к лишению индивида доступа к  «идеальному миру», открываемому религией, искусством, философией, наукой. Соответственно и «человеческое познание по самой природе своей является символическим познанием». [6, C.21]

Таким образом, символ есть выражение определенного общественного отношения, представленного в качестве идеи. Это- универсальный инструмент познания мира, который обладает рядом особенностей: образностью, целостностью, то есть идеей и образом, объединенными и уже не делимыми, при которых его смысл никогда не может быть сведен к одному определенному значению. [6, C.22]

Символ также является универсальным способом объяснения духовной реальности. Чтобы осмыслить предмет в духовном плане, необходимо придать ему какое- либо символическое значение материальной культуры. [2, C. 232]

Э. Кассирер в своем труде «Философия символических форм» говорит о культуре как о порождении  всевозможных новых символов. [6, C. 21]

Информация в диссертационной работе «Символ в межкультурной коммуникации» Тен Ю.П., может дополнить данное определение Э.Кассирера  тем, что каждая культура формирует не только специфические для нее символы, но и «программу» их восприятия и постижения, которая определяется соотношением эзотерической и экзотерической составляющих символа. В культурах древних народов, в их мифах, религиозных верованиях и ритуалах  в символах преобладал эзотерический (тайный) смысл…В эпоху же Просвещения, когда идея разума становится доминантой культуры, в символе начинает превалировать экзотерическая  составляющая: символ выступает понятийно-рациональным способом выражения определенного содержания.

Автор также указывает на то, что Ю.М. Лотман рассматривает символ как важнейшее знаковое средство культуры, раскрытие которого многогранно.

У Д. Скорупски символ- способ, посредством которого мы способны наиболее адекватно «перевести» на понятийный нам язык сообщения из других культур. [5, C.5]

Само  же познание сущности символа позволяет раскрыть особенности  и механизмы функционирования человека в культуре. Про­явление сознательной способности человека к созданию и использованию символов обусловлено попыткой адаптации человека к окружающей действительности в процессе культуротворчества (С. Лангер, А. Сторр, Т. Тхасс-Тхинеманн, Л. Уайт). Поскольку символы связывают между собой субъективный и объективный миры, они задают значения миру, выпол­няют функцию моста между психической энергией внутреннего мира и внешним миром фактов. Таким образом, появление способности индивида к символизации стало начальным этапом становления куль­туры. [5, C.5]

Необходимо также отметить то, что по словам Ю.П. Тен каждая культура  может быть представлена в виде символической системы- совокупность символов, в которых воплощаются идеи, идеалы и ценности, являющиеся ориентирами для культуротворчества  определенной общности  в конкретный исторический период. Символическая система культуры включает в себя социальные, этнические, мифологические, религиозные, художественные, политические, государственные типы символов, критерием выделения которых выступают формы человеческой самореализации в социокультурном пространстве. Названные типы символов находятся между собой во взаимосвязи и взаимодействии, выполняя в культуре познавательную, адаптивно-регулятивную, идентификационно- интегративную, информационно- коммуникативную функции и функцию социализации. [5, C.13-23]

 Суммируя все выше сказанное, мы приходим к заключению, что на основании рассмотренных подходов к изучению символа исследователи дают разное, свое определенное видение и понимание природы и сущности символа. Мы считаем, что на основе философско-культурологического анализа природы символа Тен Ю.П. наиболее полно раскрыла сущность  термина  «символ» как феномена культуры,  описывая его следующим образом: «Символ, диалектически соединяя в себе идеальное и материальное, единичное и всеобщее, рациональное и иррациональное, представляет универсальную форму выражения социокультурного существования человека». [5, C.23]

 

Литература:

1.    Введенский, Б.А. Энциклопедический словарь[Текст]/ гл. ред. Б.А. Введенский.- Т. 2.- М.:Сов. энциклопедия, 1964.-С. 385

2.    Иванищева, О.И. Лексикографирование культуры в двуязычном словаре[Текст]: дис. …док. филолог. наук:10.02.19:утв. 27.01.06/ Ольга Николаевна Иванищева.- СПбГУ, 2005.- 410 с.

3.    Кант, И. Критика способности суждения [Текст] / И.Кант.- Соч.: в 6. т.- М.: Мысль, 1966.-Т.5.- С. 373

4.    Кассирер, Э. Философия символических форм [Текст]/ Э. Кассирер. -Том 1. Язык.- М.; СПб.: Университетская книга, 2001.- 271 с.

5.    Тен, Ю.П. Символ в межкультурной коммуникации[Текст]: автореф.  дис. … док. философ. наук: 09.00.13: защищена 04.06.08/ Юлия Павловна Тен.- Ростов- на- Дону, 2008.- 46 с.

6.        Яковлева, М.В. Основные теоретические подходы к изучению символики в социально-

гуманитарных областях знания [Текст]/ М.В.Яковлева// Вестник удмуртского университета/ ГОУВПО «Удмуртский государственный университет .- 2010 г.-Вып.1.- С.18-23