*119674*
Психология и социология/9. Психология развития
Д.психол.
н. Барышева Т. А.
Росcийский
государственный педагогический
университет
им. А. И. Герцена, Институт детства, Россия
Развитие художественного интеллекта
ребенка (Art-IQ) в контексте проблемы совершенствования
«качества человеческого потенциала»
Та страна, которая
будет учить своих детей искусству,
превзойдет все
остальные
(Д. Дидро)
Целью интеллекта является превращение
некоторого «чуда» в нечто постигаемое
(А. Эйнштейн)
Развитие и реализация интеллектуально-творческого потенциала России – глобальная проблема современного общества, от решения которой зависит
перспектива и эффективность социокультурных и экономических процессов.
Интеллект – как способность мозга
мобилизовать и с максимальной эффективностью использовать на эвристическом
уровне массив информации – исследуется
в психологии в различных аспектах.
Существует ряд принципиально
различных подходов к изучению интеллекта: феноменологический (М. Вертгеймер, В. Кёллер), структурно-генетический (Ж. Пиаже), факторно-аналитический (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Д. Векслер),
социокультурный (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л. Леви-Брюль), процессуально-деятельностный
(С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский,
О.К. Тихомиров), функционально-уровневый (Б.Г. Ананьев, Б.М. Величковский), структурно-динамический (Д.В. Ушаков) и др.
В психологических исследованиях
моделируется структура интеллекта (Г. Айзенк, Р. Кеттелл, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг), изучается
феноменология и личностные факторы интеллекта (М.А. Холодная),
исследуется экономическая
эффективность интеллектуальных факторов в социо-культурном развитии общества
(Д.В. Ушаков,
А.Г. Лобанов).
В рамках факторных теорий актуализируются дискуссии о проблеме «количества» и различных видов интеллекта. Факторные теории делятся на две основные группы – монофакторные и многофакторные. Первая связана с признанием общего фактора интеллекта (К. Спирмен), другая – с утверждением мультифакторной теории интеллекта – существования множества независимых интеллектуальных способностей (Л. Терстоун).
Согласно Г.Э. Гарднеру, автору
теории множественных интеллектов, интеллект не представляет собой единый
конструкт, а состоит из семи различных типов интеллекта: вербального (языкового),
логико-математического, пространственного, музыкального,
телесно-кинестетического, межличностного и внутриличностного. В книге «Творящие
умы: анатомия креативности» (Creating minds, 1993),
Гарднер рассматривает жизнь и творчество семи выдающихся деятелей мировой
культуры, идеально олицетворявших собой один из видов интеллекта. Так,
З. Фрейд – выдающийся обладатель внутриличностного типа интеллекта,
А. Эйнштейн – логико-математического, И. Стравинский – музыкального,
М. Грехам – телесно-кинестетического, М. Ганди – межличностного,
Т.С. Элиот – лингвистического, а П. Пикассо – пространственного.
Гарднер показывает, что музыкальный интеллект был более значим, чем логико-математический,
на протяжении большей части человеческой истории, так как развитие научной
мысли имело место достаточно поздно в человеческой эволюции, а музыкальные
умения были с людьми практически с основания человеческой цивилизации.
В современном мире стремительно
повышается роль художественно-эстетических аспектов жизни, связанных не только
с эстетикой социокультурной и предметной среды, но и с экологией внутреннего
мира человека, с совершенствованием «качества человеческого потенциала».
Возможности искусства наиболее очевидно проявляются при анализе специфики
научного и художественного творчества. А. Эйнштейн
писал, что все знания научной истины можно вывести из её же собственных учений,
расположенных в логическом порядке, но чтобы осуществить такое построение и
понять его, необходим интеллект художника. В этой связи А.Н. Лук
сформулировал гипотезу, которую впоследствии назвали «эффектом Моцарта» (Дж. Кэмбелл): «чем выше творческий потенциал ученого, тем
ближе его творческая интуиция к художественной и наоборот» [3].
Значение художественно-эстетических аспектов трудно переоценить и в системе образования. Содержательно эстетическое воспитание и художественное образование рассматриваются как духовная антропология (духовная эволюция человека, человековедение). Это определяется широким позитивным спектром влияния эстетических компонентов на все сферы социальных отношений в системах: человек – человек, человек – общество, человек – природа, человек – знаковые системы, человек – техника, человек – художественный образ. Кроме своего «непосредственного» пространства в искусстве, художественное образование глубоко связано с проблемой нравственного здоровья общества, экологическими проблемами, психолого-педагогическими проблемами развития креативности и духовного становления личности в целом.
При этом проблема развития художественного
интеллекта как фактора совершенствования «качества человеческого потенциала», социокультурного и
экономического развития общества, практически не рассматривается. К сожалению, место художественного
интеллекта в структуре способностей остается неясным в большинстве теорий и статус художественного интеллекта как одного из видов интеллекта до
сих пор не установлен в науке. Вместе
с тем, очевидно, что художественный интеллект в современном
обществе выступает компонентом творчества и во многом определяет качество
инноваций в различных сферах деятельности (и не только в искусстве!).
Многофакторная модель структуры художественного интеллекта как универсальной способности к познанию,
пониманию, переработке, преобразованию и созданию художественной информации
в науке еще не сложилась. В контексте структурно-интегративной методологии художественный интеллект – не
противоположность интеллекту (IQ),
«не триумф разума над чувствами» (Д. Карузо), а уникальное «пересечение»
различных процессов [1].
Коэффициент художественного интеллекта (Art-IQ) складывается из различных факторов. Энергетическим ресурсом художественного интеллекта является мотивация (прежде всего, художественно-познавательные интересы). Содержательный пласт составляет эмоциональная сфера. Когнитивные процессы – динамический ресурс интеллекта. Эстетические факторы определяют качество результата. Экзистенции – личностный, креативность – творческий ресурс. Специальные художественные способности определяют специфику различных видов художественной деятельности. Актуальные знания, опыт и достижения человека в художественной сфере составляют компетентностный фактор.
Проблема музыкального интеллекта также является ключевой для психологии и педагогики. Вместе с тем, структура и взаимосвязи различных компонентов музыкального интеллекта теоретически и эмпирически в науке еще не обоснованы.
К данному моменту развития
музыкальной психологии существует ряд самых разнообразных классификаций
структуры музыкальных способностей (C. Seashore, J. Kries,
Ф. Гекер и Т. Циген, Б. М.Теплов и др.). В классификации
К. Сишора, который выделяет 25 музыкальных способностей, к музыкальному
интеллекту относятся: свободные музыкальные ассоциации, способность к музыкальной
рефлексии и общая умственная одаренность (IQ). Однако данная модель, на наш взгляд, не является
универсальной, так как в ней не отражена мультифакторная специфика музыкального
интеллекта и взаимосвязи с общей структурой художественного интеллекта.
На уровне гипотезы можно
предположить, что инвариантными параметрами в структуре музыкального и общего
художественного интеллекта являются: мотивация
(актуальные интересы в сфере музыкальной культуры), эмоциональный интеллект (эмоциональная рефлексия,
эмоционально-художественный опыт, импрессивная и экспрессивная эмоциональность),
эстетические факторы (чувство формы,
чувство стиля, эстетическая эмпатия), экзистенции
(музыка в картине мира).
Специфику структуры
музыкального интеллекта составляют содержание
(музыкально-акустические «формы движения материи» (П. Булез)), когнитивные параметры, в частности,
сенсорная организация перцептивной сферы с доминантой аудиально-кинестетических
информационных каналов, ретентивный, синтетический (восприятие гештальтов,
ладовое чувство, чувство ритма и др.) компоненты (Ф. Гекер и
Т. Циген, Б.М. Теплов), музыкальное мышление (Н.В. Суслова), креативность (все виды творческого
преобразования музыкальной информации). Экспериментально-математическое
обоснование модели, определение всех параметров, корреляционной структуры и
системообразующих факторов в структуре музыкального интеллекта – перспектива
будущих исследований.
Проблема развития художественного (музыкального) интеллекта особенно
актуальна в детстве, что связано с сензитивностью детей к художественным
воздействиям. Экспериментальные данные (Т.В. Галкина, Л.Г. Хуснутдинова, Г. Шоу, X. Петше) свидетельствуют о том, что художественное
развитие детей совпадает с линией развития общих интеллектуальных способностей
и креативности. По данным исследований В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман [2], искусство «заставляет» работать мозг на повышенном эмоциональном фоне и
активизирует процессы взаимодействия обоих полушарий. Тем самым оказывается
мощное воздействие на ассоциативные поля мозга, развивая их и создавая
сложнейшие системы связей, имеющих важное значение в процессах творчества.
Практика
показывает, что художественный опыт детей синкретичен. Для ребенка дошкольного
и младшего школьного возраста художественная деятельность – «постоянно
меняющийся синаэстетический калейдоскоп» (М. Шафер), а художественное
творчество – «продленная» игровая мотивация. Это является предпосылкой развития
и гармонизации структурных компонентов художественного интеллекта, а
многофакторность структуры предоставляет возможность компенсации.
Литература
1. Барышева Т.А. От художественного интереса к художественному интеллекту. Диагностика творческого развития ребенка в музейной среде»: Учебно-методическое пособие / Науч.ред. Б.А. Столяров. – СПб.: ГРМ, 2011.
2. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. – СПб.: Тускарора, 2003.
3. Лук А.Н. Научное и художественное творчество – сходство, различия, взаимодействия // Художественное творчество: вопросы комплексного изучения: сб. – М., 1982. – С.203-216.