Крымгужина Зулия Зиннатовна
учитель музыки МОБУ «Башкирский лицей имени Рамазана
Уметбаева» город Сибай
Ценность башкирской народной музыки
в воспитании духовности школьников
В условиях качественных изменений,
происходящих во всех сферах жизни современного общества, значительно повышается
роль школы в духовном
воспитании подрастающего поколения. В
образовательном потенциале школы имеется достаточно большое количество средств,
способных не только оказать воспитательное воздействие на формирование духовной
сферы личности школьника, но и помочь в преобразовании его духовного мира. В
ряду таких средств находится поэзия, литература, изобразительное искусство,
фольклор и музыкальная культура народа.
В системе духовного воспитания школьников
в общеобразовательных школах ведущая роль отводится народной музыке, которая в
своей онтологической данности является отражением, носителем, выразителем
духовности и воплощением
духовно-нравственных ценностей. Ее содержанием являются также чувства,
настроения, переживания, деяния, поступки, мысли и чаяния, как отдельного
человека, так и всего народа. В процессе
приобщения к народной музыке происходит развитие высших духовных сил человека, его способности к внутреннему преображению по канонам истины, добра
и красоты, а также к творческому преобразованию окружающего мира. По словам башкирского педагога и
поэта Мустая Карима, «…самым потрясающим в нашей башкирской национальной
культуре явлением всегда была народная песня. Я у песни учусь всегда,
вслушиваюсь не только в слова, но и в мелодию – мелодия народной песни дает
душе самое лучшее самочувствие» [1].
Будучи в своих онтологических основаниях аксиологически
духовной, народная
музыка пробуждает
добрые чувства, делает человека выше,
чище, лучше, искреннее, возвышеннее и достойнее. Музыка способна исправить природу человека, возвратить ему изначальную
целостность. Она содействует раскрытию и
познанию духовного мира личности, развитию ее духовных качеств и формированию
гармоничных отношений с природой, миром и людьми. Народная музыка развивает и отзывчивость, которая связана с
воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому
человеку. Известный педагог З. Кодай считал народную музыку «чудодейственным
средством приобщения молодого поколения к добру, красоте, человечности» [2,
149-150].
Башкирская народная
музыка отличается необычайным богатством средств выразительности, эффективно
способствующих воспитанию духовности школьников. Это глубокое философское
осмысление текста, характерная только для нее пентатоника,
интонационно-ритмические «узоры», мощное эмоциональное проявление чувств,
чистота и открытость помыслов, способность настраивать человека на осмысление
своего внутреннего «Я» и дисциплинировать чувства и мысли. По мнению видного деятеля музыкальной педагогики И. Миропольского «образовательный материал
народной музыки незаменим в школьном воспитании и укреплении духа подрастающего
поколения, как незаменимо материнское молоко для младенца» [3].
Народная музыка – это художественное
явление, целостность, в которой скрыто мировосприятие, мирочувствование и
мировоззрение народа, закодированы энергетические послания предков. В народной
песне соединились духовный смысл, чувственная природа, энергия и адекватная
музыкальная структура, достигнуто тождество содержания и формы, единение
«субзнаков и элементарных знаков»[4]
Важность
народной музыки в воспитании духовности школьников неопровержима. Она способствует, во-первых, закреплению
и утверждению народного духа в душе
личности; во-вторых, формированию возвышенной и приподнятой гордости за свой
народ и родную музыку; в-третьих,
воспитанию и развитию качеств, присущих
своему народу.
Башкирская народная музыка, обладающая
большим духовным потенциалом, сочетает воедино певучую поэтическую силу слов с
волнующей проникновенностью мелодии, просветляет душевный мир и возвышает
нравственную отзывчивость, эстетическую восприимчивость. Нравственные ценности,
чувственно-эмоциональный мир человека,
отраженные в музыке народа стимулирует развитие духовной сферы личности
школьника.
Народная музыка, отражает духовные
традиции народа, может выступить для подрастающего поколения как средство
защиты от негативного в обществе. А также является
основным фактором возрождения и сохранения национального своеобразия,
способствует развитию национальной культуры, делает её постижение достоянием
каждого человека, формирует личность как
продолжателя самобытных традиций своего народа. Нахождение в национальной музыкальной среде
способствует закреплению отшлифованных временем интонаций и ведет к
формированию национального музыкального мышления, воспитанию музыкального и
интонационного вкуса. Народная музыка является прекрасным средством
эстетического воспитания детей. Такой подход является надежной основой музыкального воспитания подрастающего поколения,
формирование его личностных качеств, подготовки к жизни в современных условиях.
Народная музыка способна приблизить учащегося к социальной специфике, к
духовным истокам своей "малой Родины", открытию ее истории,
музыкальных традиций и их связи с
современностью.
Можно и дальше
перечислять преимущества и достоинства народной музыки, но, несомненно, одно:
именно она, являясь основным компонентом народной музыкальной культуры и играя
важную роль в приобщении подрастающего поколения к истокам духа своего народа,
способствует воспитанию духовности.
«Народная культура, по мнению Мустай Карима должна активно участвовать в
становлении характеров, в воспитании высокой нравственности и гуманизма. Она должна
формировать наш духовный облик, воздействовать не только на умы, но и на наши
души и сердца»[1].
Занимаясь музыкой, ребенок познает как
внешний мир, так и свой собственный, внутренний мир. Музыка может дать детям
верное и достаточно полное представление
о «духе времени», о мироощущении определенной общественной среды, о
духовном складе, характерах и действиях различных людей. Иначе говоря, музыка
является источником познания мира, колорита, характерных черт любой эпохи. Л.А.
Рапацкая отмечает, что музыка «способна воплотить широкий спектр эмоциональных
состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности,
отражать уровень духовных потребностей общества» [5].
Школьник должен войти в мир народной
музыки тем путем и способом, который для него естественен: кто-то через пение, через
слушание, кто-то через игру. И задача учителя музыки уметь создать на уроке
такую духовную атмосферу, которая способствовала бы этому естественному
вхождению детей в мир народной музыки. Основным принципом является выработать у
учащихся понимание народного как живого явления. Поэтому столь важно не только
слушание народных песен, но и включение их в исполнение, знакомство с
историческим контекстом. Совместное восприятие вместе с историей создания
народных песен, не может оставить школьника
равнодушным, вызывая чувство сострадания, милосердия, воспитывая
сочувствие, умение любоваться красотой родного края.
Главной целью процесса образование должно
являться воспитание духовности путём
объединения в неразрывное целое конкретных умений: приобщение к народной
музыки; приобретение знаний об особенностях башкирской народной музыки; умение
найти в себе доминанту к воспитанию духовного; открыть и раскрыть в себе
духовные качества.
Обращение к народной музыке в учебных
программах общеобразовательных учреждениях необходимо и даёт возможность
школьникам осознать себя истинными носителями родной народной музыки.
Стимулируя тем самым самообразование, самовоспитание, самооценку учащихся,
зарождая интерес к творческим подходам. Вследствие этого применение методики
воспитания духовности посредством народной музыки является своевременным, так
как в окружении бездуховного мира мы закладываем основы будущего
человека нацеленного на возвышение своей
родной культуры.
В системе
образования представлены ряд программ, где прослеживается обращение к народному
материалу. В тоже время на практике эти программы используются эпизодически.
Так 55 % учителей музыки работают по государственной программе Д. Б.
Кабалевского, в которой нет обращения к народному музыкальному материалу. 35%
учителей музыки, работающих по программе Н. Г. Ямалетдиновой и Р. Х.
Хусаиновой, не достаточно целенаправленно используют народную музыку в
воспитании духовности школьников. Оставшаяся часть учителей (10%), работающая по программе Ю. Б. Алиева, уделяют
должное внимание воспитанию духовности школьников на уроках музыки. Однако они
для этого не прибегают к образовательному потенциалу народной музыки.
Общеобразовательная же программа по музыке Л. М. Кашаповой, содержащая в себе
богатейший материал по народной музыки, в воспитании духовности школьников на
уроках музыки практически не используется. К сожалению, учителя музыки не
включают в содержание урока музыки произведения народной музыки с целью
воспитания духовности школьников, несмотря на то, что основной задачей учителя музыки в школе является формирование у
учащихся истинного понимания красоты
через приобщение к духовным ценностям народной музыки.
Таким образом, вышеизложенное позволяет
сделать вывод об огромной ценности башкирской народной музыки в воспитании
подрастающего поколения, об ее генетически духовном потенциале облагораживать и
возвышать личность. В системе общего музыкального образования она может и должна более широко
использоваться в целях воспитания духовности школьников в системе общего
музыкального образования.
1.
Минеев М.И. Исповедь Мустая Карима / Русский язык в
башкирской школе, 1987, №1.
2.
Кодай З. Избранные
статьи. М.: Советский композитор, 1982.
3.
Белецкий С.В.
Музыкальное образование. Проблема общедоступности и путь решения.// Образование
№2. - 2001.
4.
Йиранек Я. Интонация как
специфическая форма осмысления музыки \\ Советская музыка, 1988, №10. С.
100-112.
5.
Музыкальный
энциклопедический словарь/Гл.ред. Г.В. Келдыш. М.: СЭ, 1991. 672 с.